Main Menu

ВЕРНУТЬ ИНТЕРЕС К ПРОШЛОМУ

На редакционном столе — новый учебник истории Кыргызстана. Он исполнен в трех частях: «Формирование кыргызского этноса», «Кыргызы в составе Кокандского ханства, Российской империи и СССР», «Суверенная Кыргызская Республика».

Новое издание — плод труда доцента Национальной академии художеств Мелиса Ниязова. Бишкекчанин, между прочим, автор двух научнометодических разработок по мировой и отечественной истории, около 30 научных и научнопопулярных статей в научных сборниках, журналах и газетах республики.

Вот что рассказывает о своем учебнике, отвечая на наши вопросы, Мелис НИЯЗОВ.


— Ваша книга появилась во время очевидного затишья в издании учебников по отечественной истории. Так ведь?

— Действительно, читающая общественность республики, учащаяся молодёжь и преподаватели истории оказались в затруднительном положении. У нас создалась проблема с получением информации и системных знаний по истории Кыргызстана.

Возникла определённая диспропорция между ростом научных исследований в области отечественной истории, увеличением добытых исторических фактов, множеством их интерпретаций и средствами донесения новой информации до населения. Это относится не только к древней истории кыргызов, но и к советскому периоду, к новейшей истории Отечества. Похоже, исчезает тот энтузиазм отечественных историков, политологов, который они проявляли в бурные годы становления суверенного независимого Кыргызстана. Возможно, вдумчивые аналитики остерегаются выдавать скороспелые выводы по происходящему в стране калейдоскопу событий, когда новая революция зачёркивает достижения предыдущей. Эти факторы сказываются и на отсутствии по сей день утверждённой национально-государственной идеологии.

А ведь жизнь не стоит на месте. Она требует обучать новые поколения кыргызстанцев, воспитывать в них патриотизм и гражданственность.

— Эту миссию вы взвалили на себя?

— Мой преподавательский и жизненный опыт, накопленный за 40 лет работы в вузах, багаж приобретённых знаний дали мне моральные основания взяться за эту работу. Здесь к месту и нечасто употребляемые ныне высокие слова «долг», «ответственность». Педагоги во все времена отличались особой ответственностью перед обществом, были носителями духовности нации. Работая над курсом лекций по отечественной истории, я пришёл к выводу, что он может быть полезным для более широкой аудитории. Разумеется, следует продолжать работу в этом направлении, и необходимо широкое привлечение научно-педагогической общественности к созданию разнообразных учебников по всем аспектам истории Кыргызстана.

— Вы не боялись возможной критики по книге в целом и её отдельных положений, ведь история сегодня является полем, на котором ведутся ожесточённые сражения?

— Вообще-то, история всегда была полем битв, и вряд ли когда-нибудь к ней можно будет относиться беспристрастно-объективно. История каждого народа тесно связана с историей соседних народов. Нередко между ними бывали стычки и войны, и естественно, что каждый оправдывал себя, взваливая вину на соседа. Кыргызы — азиатский народ, и наша история неотделима от общей истории Азии.

Сегодня идёт бурный процесс самоутверждения народов, собственная история которых попала под идеологический пресс теории научного коммунизма. Она утверждала скорое «слияние» всех наций и побуждала советское государство к преследованию инакомыслящих как националистов и врагов народа. К сожалению, позитивный процесс самоидентификации народов СНГ сопровождается наблюдаемой нынче тенденцией самовозвеличивания национальной истории в ряде бывших братских республик. Есть надежда, что это болезни роста, и они не разовьются в расизм и шовинизм, не разобьют стремление наших народов к стабильному мирному сосуществованию.

Следует заметить, что противоречия в толковании исторических событий и процессов существовали всегда и во всех регионах мира. О трудностях объективного подхода к истории человечества, к рассмотрению и оценке исторических фактов говорит и опыт современной Западной Европы. Она добилась больших успехов в экономической и политической интеграции, но не может договориться о написании единой согласованной истории всех европейских народов. Однако сам факт постановки вопроса о необходимости написания согласованной общеевропейской истории вызывает оптимизм.

Хочу предложить историкам и политическому истеблишменту государств СНГ и соседей поработать над темой о единой истории народов Евразии, не растаскивать наше общее прошлое по национальным квартирам, не разделять народы на великие и невеликие, не делить людей на хозяев и квартирантов.

— Вернемся конкретно к вашему учебнику. Что нового содержится в вашей работе и насколько написанное соответствует исторической правде?

— Я всегда держу в памяти парадоксальное высказывание: история есть рассказ о том, чего не было, теми, кто этого не видел. Конечно, это относится к мифотворчеству в истории, которым грешат некоторые авторы в стремлении добиться дешевой популярности путём изложения сенсационных, необоснованных научно легенд и мифов, во множестве присутствующих в устном народном творчестве всех народов. Действительно, история основывается на научных фактах, то есть свидетельствует о том, что действительно было и что «рассказано» теми, кто обнаружил и исследовал истину.

Следует различать историков-исследователей и историков-преподавателей. У них разные цели и задачи. Как преподаватель, я опираюсь на сведения, добытые в ходе исторических исследований. Моя цель — бережно донести до студентов действительную историю нашего народа, не выплеснуть добытые наукой зёрна истины. Как педагог, я ставлю задачу воспитания у учащихся чувства гордости за наш великий народ, любви к Отечеству, уважения к другим, не менее великим народам и к их истории.

Разрабатывая методическую основу преподавания отечественной истории, я внёс важные новшества в учебник. В первую очередь это логическое построение учебного материала, его соответствие принятой в современном мировом образовании модульно-рейтинговой системе и государственному образовательному стандарту на компетентностной основе. Внутри лекций материал разбит на отдельные вопросы с конкретными ответами — готовые модульные вопросы. Лекции расположены в историко-логической последовательности, и преподаватель может легко скомпоновать их по модулям. В книге указаны компетенции, которые должен приобрести студент по окончании изучения учебной дисциплины «История Кыргызстана».

Учебник состоит из трёх отдельно изданных частей, что облегчает их использование в учебном процессе. Обращаю внимание на формулировки заголовка первой части учебника: «Формирование кыргызского этноса». В широко распространённой ещё с советских времён формулировке этот период записывался так: «История Кыргызстана с древнейших времен до середины XIX века». Соответственно вторая часть моей книги сформулирована «Кыргызы в составе Кокандского ханства, Российской империи и СССР». К каждой части есть приложения: «Рекомендуемая литература» и «Важнейшие даты в отечественной истории».

Все вопросы сформулированы на русском и кыргызском языках. Практика показала, что это существенно усиливает их доходчивость и способствует более точному и глубокому овладению обучающимися учебно-историческим материалом. Одновременно развивается двуязычие на уровне предмета изучения, то есть студенты овладевают понятиями и терминами исторической науки на обоих языках.

— На что вы ещё хотите обратить внимание и что пожелаете читателям нашей газеты и вашего учебника?

— Перед отечественной исторической наукой стоят ответственные задачи. Об этом говорили и участники международной научной конференции по изучению исторических корней кыргызского народа, прошедшей в Бишкеке в конце 2012 года. По мере углубления в славное прошлое и познания настоящего всё больше убеждаешься в созидающей силе сплочения и разрушительных последствиях конфронтации народов. Необходимо всемерно укреплять творческие связи науки, образования, культуры и искусства между всеми народами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Объединение усилий ученых-тюркологов — насущное требование современности. Совместные комплексные исследования истории евразийских народов способствуют взаимопониманию, дают мощное ускорение тенденциям взаимосближения и взаимодействия, укрепляют глобальный мир и стабильность.

В сплочении народов Кыргызстана немалую роль играют массовое сознание и национально-государственная идеология. Представители научной и педагогической общественности республики обязаны внести весомый вклад в этом направлении. Сегодня очень высока мера ответственности ученых, обобщения и выводы которых не должны дезориентировать общественность, вести к возникновению и обострению межнациональных противоречий.

Разрешите со страниц вашей газеты пожелать всем кыргызстанцам мира, благополучия, успехов в труде и семейных радостей.

Вел собеседование В. ВИЛИН.






Добавить комментарий