Main Menu

КВАРТЕТ ИЗ БАВАРИИ: ВЫСОКИЙ КЛАСС!

В это трудно поверить, но тем не менее факт: выступление фольклорной группы — инструментального квартета из Баварии с замысловатым названием «Цапф-энд-цапфнштрайх» — вызвало такой ажиотаж среди любителей музыки нашего города, что концертный зал Национальной консерватории им. К. Молдобасанова с трудом вместил желающих.

Так что же это за коллектив и чем он покорил сердца наших меломанов? Ну была бы еще рок-группа или джаз-бэнд, тогда понятно. Но ведь немецкие музыканты по своей жанровой направленности тяготели скорее к стилям фолк-джаз или этно, поскольку в основе их репертуара — фольклорные темы разных народов мира, и прежде всего баварские. А это, как говорится, на любителя. Ответ же на вопрос однозначен: в Бишкеке выступили музыканты высочайшего класса — руководитель группы, исполнитель на цимбалах, композитор и аранжировщик Руди Цапф, саксофонист-импровизатор, с неменьшим мастерством владеющий игрой на флейте и бас-кларнете, Хуго Зигмет, гитарист Андреас Зайфингер и контрабасист Харри Шарф.

Концерт шел более полутора часов, и энтузиазм зрителей возрастал от номера к номеру. Это было нечто вроде музыкального путешествия по странам и континентам, а «точкой отправления», то есть первым номером программы, стал Казахстан, где перед самым приездом в Бишкек гастролировали баварцы: прозвучала очаровательная композиция на тему Абая. А далее «маршрут путешествия» был таков: Германия (разумеется, Бавария) — Бразилия — Аргентина — Куба — Испания — Греция -Македония — Болгария — Румыния и т.д. Своеобразным рефреном этого «путешествия» стали баварские мелодии и ритмы — как народные, так и авторские руководителя и создателя группы Руди Цапфа. Более того, Бавария, ее колорит присутствовали почти во всех номерах программы, будь то кубинская полька, аргентинская милонга или испанская малагенья, сыгранная в ритме немецкого лендлера. Такое сочетание казалось бы несовместимых элементов говорит о большом опыте и творческой фантазии музыканта.

Незаурядное мастерство продемонстрировали Руди Цапф и его инструменталисты при исполнении пьес, написанных в сложном семидольном метре 7/4. Именно в таком размере прозвучала композиция на известную баварскую тему «Сюзен», после которой музыканты, по-видимому для контраста, сыграли другую пьесу, теперь уже джазовую, — знаменитую «Take Five» Пола Дез-монда, вызвав бурный восторг аудитории.

Руди Цапф — опытный концертант. Это музыкант высокой исполнительской культуры, прекрасный ансамблист, сумевший довести искусство игры на цимбалах до совершенства. После окончания Мюнхенской консерватории им. Рихарда Штрауса в 1983 году он играл во многих исполнительских коллективах, гастролировал по разным странам. Квартет «Цапф-энд-цапфнштрайх» был создан им в 1994 году. Для этого коллектива Руди Цапф написал много композиций, выпустил с ним несколько дисков.

Вторым «героем» вечера стал Хуго Зигмет. Он продемонстрировал великолепное владение саксофоном-сопранино — самым высоким по регистру из семейства этих духовых инструментов. Его виртуозные импровизации снискали неизменное одобрение слушателей. А когда музыкант взял в руки огромный, сверкающим серебром бас-кларнет и сыграл на нем очередную композицию, зал разразился громом аплодисментов.

Вообще, трудно выделить кого-нибудь из четырех замечательных музыкантов. Разве не достоин всяческих похвал Андреас Зайфингер? Его акустическая гитара звучала полно и насыщенно, а сам музыкант демонстрировал тонкий вкус и безупречную технику. В одной из пьес Андреас решил пошутить — положил гитару на колени и играл на ней, как на цитре, перебирая струны пальцами обеих рук. Эффект был потрясающий. А контрабасист Харри Шарф? Он играл вдохновенно и в то же время деликатно, в совершенстве владея всеми приемами игры на своем, скажем так, немаленьком инструменте.

Музыканты объездили с гастролями полмира, из каждой страны они увозили с собой ее ритмы и мелодии, которые затем ложились в основу их новых пьес и композиций. Вот и выступая перед бишкекчанами, Руди Цапф пообещал, что следующая их композиция будет основана на кыргызской теме.

Выступление баварских музыкантов в Бишкеке стало возможным благодаря инициативе представительства Института им. Гете в Алматы и спонсорской поддержке Министерства иностранных дел ФРГ, а также фонда «Central Asia Art Management». Особенно хотелось бы отметить подвижническую, просветительскую деятельность посольства Германии в Кыргызстане, постоянно организующего и проводящего в республике различного рода культурные мероприятия — концерты, выставки, встречи и т. д. Выступившие перед концертом посол Федеративной Республики Германии в Кыргызстане госпожа Гудрун Срэга и руководитель Института им. Гете в Алматы госпожа Барбара Френкель-Тонет сердечно поздравили присутствовавших в зале женщин с праздником, рассказали о работе своих организаций в деле развития культурных контактов Германии и Кыргызстана, представили слушателям немецких музыкантов, подаривших кыргызстанцам незабываемые минуты встречи с прекрасным, имя которому — Музыка.
 

АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ, музыковед, заслуженный деятель республики, профессор КРСУ.






Добавить комментарий