Main Menu

КАНЬОН УДИВЛЕНИЙ

На юго-востоке нашей республики находится замечательный памятник природы — Сарыджазский каньон. Среди бесчисленных речных долин земного шара он, несомненно, лидер по своей величественности, красоте и дикости.

Сарыджаз, берущий начало на Центральном Тянь-Шане, — единственная река, которая вырывается с гор на просторы Таримской равнины, чтобы там напоить своей водой густонаселенные оазисы. Преодолев в своем стремительном движении несколько тянь-шаньских хребтов, могучий и своенравный поток внезапно поворачивает в обратном направлении и бросается на штурм последней преграды «Небесных гор». Ввинчиваясь петлями в каменную твердь, река мощным узким потоком пронзает хребет Кокшаал-Тау. Крутые обрывистые стены, сложенные из сланца и известняка, мрамора и гранита, сжимают свои объятия, суживая русло реки до нескольких метров. И вся вода устремляется в щель, пропиленную непрерывной работой реки в скальных отвесах, достигающих высоты 2 километра.

Ровные гранитные плоскости создают местами совершенно гладкие поверхности, отвесно падающие в бушующий поток. Отполированные мраморные стены образуют нависающие над рекой карнизы. Даже взгляду трудно уцепиться за эти голые каменные вертикали.

Вода круто скатывается по вылизанным каменным плитам и желобам. В гигантских котлообразных углублениях она вращает огромные валуны, словно жернова адовых мельниц. Местами река, зажатая колоссальными валунами и обломками скал, образует ревущие пенистые пороги. Редко встречаются участки, на которых сохранились фрагменты террас, покрытые скудной растительностью, иногда с небольшими порослями елей. Отдельные деревья, словно спасаясь от бушующего потока, одиноко торчат на скальных утесах.

Грозное зрелище представляет каньон, особенно во время прорыва озера Мерцбахера, когда неистовый рев воды слышится за многие километры, а поток поднимается в теснинах на несколько десятков метров. Неприступность каньона надежно защищает его дикую красоту и первозданный облик окружающей природы.

История географического изучения этого района не богата успехами. Почти все экспедиции были остановлены неприступными горами. Даже знаменитый Мерцбахер смог подобраться к Сарыджазскому прорыву только со стороны Китая. Лишь в 1906 году молодому венгерскому геологу Дьюля Принцу в условиях зимнего времени удалось пройти по льду и нанести на карту небольшой участок каньона.

Попытка проникнуть сюда русских военных топографов в 1912 году ни к чему не привела, и в своих отчетах они писали, что Сарыджаз в нижнем течении недоступен человеку. В 1932-35 годах геологи П. Петров, Ф. Таирова, Д. Тарасов, Д. Яковлев припроведении полумиллионной геологической съемки в труднейших условиях высокогорной и страшно расчлененной местности сумели не только изучить геологическое строение каньона, но и нанести на карту эту совершенно неисследованную территорию.

Окончательно белое пятно на карте Кыргызстана было закрыто только в конце восьмидесятых годов прошлого века работами геологов Сарыджазской экспедиции и Института геологии Академии наук. Тогда же в связи с проектированием Иссыккульско-Чуйского территориального производственного комплекса, намечавшего использование минерально-сырьевых, водных, энергетических и земельных ресурсов, здесь начали работать десятки научных организаций СССР. Но это уже было время винтокрылых машин, и всю величественную картину каньона можно было увидеть с борта вертолета, который в течение нескольких минут проносил вас, повторяя причудливые изгибы реки, над этим знаменитым памятником природы.

Распад Советского Союза остановил освоение природных ресурсов бассейна реки Сарыджаз. И только отчаянные любители рафтинга продолжают покорять водную стремнину каньона. Они видели реки, стекающие с высочайших гор Гималаев, побывали в истоках Амазонки, знают все перекаты и пороги водных артерий Карелии, Сибири и Алтая. Но навсегда в их памяти остается легендарный Сарыджазский каньон. Только от названий его участков начинает кружиться голова: Мраморный и Королевский каскады, пороги Король, Трон, Принц, Конец аудиенции, Слоники, Манхеттен, Золотой ключик…

Всюду присутствуют суровая первобытная красота и могущество природы. Только здесь сохранились нетронутыми логова снежного барса и тянь-шаньского медведя, непуганые стада козерогов и многочисленных уларов. В еловых лесах боковых притоков еще можно встретить марала. Только здесь можно наблюдать сочетание растительности высоких гор Тянь-Шаня и степей Турана.

Освоение энергетических ресурсов Сарыджаза — второй по запасам энергии реки Кыргызстана — неизбежно. Но, чтобы сохранить великий памятник природы — тридцатикилометровый Сарыджазский каньон, здесь необходимо создать национальный природный парк. Это нелегкая задача, но разрешимая.

Владимир ПЕТРОВ,






Добавить комментарий