Main Menu

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Именно так называют сегодня в педагогическом мире дополнительное образование. И эту зону ребенок выбирает сам или с помощью взрослых в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного детского образования как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия формирования лидерских качеств, развития социального творчества, выработки общественных компетенций. И как следствие этого идет накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, осознанного выбора профессии, происходит получение квалифицированной помощи по различным аспектам жизни в социуме, что влияет на адаптацию детей и молодежи в изменяющихся условиях жизни.

Дополнительное образование детей в Кыргызстане в значительной мере осуществляется специалистами внешкольных учреждений, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете — результативность. Такие заведения в КР сегодня являются одним из главных звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой юной личности, полного раскрытия ее задатков и наклонностей, создания условий для развития и поддержки талантов и дарований в сфере науки, техники, искусства. Обеспечение при этом возможностей выбора деятельности, к которой у ребенка особый интерес, создает необходимые предпосылки для проявления его природных способностей.

Сейчас в КР действуют 128 внешкольных учреждений дополнительного образования, из которых 56 — спортивного типа, а 72 имеют другие направления деятельности. В них трудятся более тысячи педагогов и обучается свыше 57 тысяч детей. Общее количество кружков и студий для ребятни составляет 2 101, из них 835 работают на базе общеобразовательных школ. Следует отметить, что специфическим в них в сравнении со школой является способ организации педагогического процесса: прежде всего он строится на примерных программах и отличается разнообразием организационных форм занятий, меньшей наполняемостью групп, своеобразным подходом к оценке результатов работы воспитанников.

Обо всем этом говорилось на недавнем республиканском пятидневном семинаре директоров внешкольных учреждений дополнительного образования КР «Внешкольное образование. Проблемы. Поиск», который провело Министерство образования и науки в рамках Года труженика. Приветственным словом его открыла заместитель министра образования и науки КР Д. Кендирбаева. Участники обсудили актуальные на сегодня проблемы этой сферы. Это вопросы нормативной базы (типовое положение, устав, планирование работы, учебные программы). Они констатировали, что в таких заведениях прежде всего идут развитие и удовлетворение познавательной деятельности и творческой активности детей, их инициативы и состоятельности. Приходя туда, подросток попадает в ситуацию выбора: он сам определяет, в каком кружке либо творческой секции станет заниматься, определяет долю своего участия в разнообразной внешкольной работе, находит новых товарищей.

Для воспитательной практики внешкольных учреждений характерны развитие и возникновение новых форм и видов деятельности, отражающих современную ситуацию развития общества. Новизна, интерес к содержанию, форме и способам работы привлекают подростков, стимулируют их трудовые усилия на занятиях в кружках. Важным стимулом для школьников (особенно старших классов) к внешкольной работе являются приближенность результата деятельности исходной цели, ее общественный престиж. Родители считают, что в таких учреждениях эффективнее происходит процесс воспитания самостоятельности, ответственности, собранности, дисциплинированности ребят. Здесь они могут полнее реализовать свои индивидуальные качества, непосредственно выбрать дело и проверить себя в нем, а также имеется хорошая возможность общения в новой среде и новом коллективе. Дети вольны поделиться знаниями, проявить инициативу, «самоутвердиться» в новой роли.
Семинаристы со всех уголков республики (более 80 человек) стали участниками тренинговой работы в группах. Там они вместе с модераторами детально рассмотрели типовое положение о внешкольном учреждении дополнительного образования, планировали учебно-воспитательный процесс и составляли учебный план, программы работы кружков и методические разработки уроков, вели журнал учета посещаемости детей, изучали санитарноэпидемиологические требования к заведениям.

В рамках семинара состоялись видеопрезентации республиканских учреждений внешкольного дополнительного образования «Алтын туйун», «Балажан», «Сейтек» и «Экология, краеведение и туризм». Они также посетили мастер-класс по хореографии в студии народного танца «Чолпон» (руководитель З. Мамасалиева), открытые уроки: английского языка в студии «АВС» (руководитель С.Матиева) и коррекции речи в студии «Сценическая речь» (руководитель Ш. Иманалие-ва). На стадионе Национальной компьютерной гимназии № 5 для слушателей семинара построили своеобразный туристический городок, где юные туристы вместе с инструкторами показали, как ставить палатки, завязывать морские узлы, ориентироваться на местности по компасу. Всем было интересно узнать, что выпускники школы гидов весьма востребованы в развивающейся сегодня индустрии горного и экологического туризма.

Кроме этого, прошел «круглый стол» с участием представителей министерств и ведомств, на котором слушатели из регионов поделились своими проблемами и обсудили с коллегами пути их решения. Участники семинара пришли в итоге диалога к единому мнению, что современная система образования в КР, опираясь на многовековой цивилизованный мировой и национальный опыт развития, закономерно может рассматриваться как единое образовательное пространство, сочетающее две полноправные системы: базового и дополнительного образования. Первая строго очерчена рамками государственных образовательных стандартов, а вторая дает возможность свободного, вариативного выбора программ, форм, средств обучения и творческого развития юной личности.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 

Фото Владимира ПАРХОМЕНКО.






Добавить комментарий