Main Menu

В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ БЕЛЬКАНТО

 

В детстве Жениш мечтал стать летчиком и даже готовился к поступлению в Суворовское училище, но судьба распорядилась иначе: он стал певцом. И не просто певцом, а солистом оперы, обладателем прекрасного лирического тенора, вот уже два сезона с успехом выступающим на оперных подмостках Италии и других стран Европы.

Любовь к пению Жениш унаследовал от матери, медицинской сестры по профессии, любившей не только петь, но и играть на мандолине, а мандолина, как известно, возникла в Италии, так что нежные звуки этого мелодичного инструмента в какой-то степени исподволь готовили кыргызского мальчика к будущей итальянской карьере.

 

Петь Жениш начал еще в детском саду. Тогда же он выучил наизусть несколько отрывков из эпоса «Манас» и с удовольствием исполнял их, подражая известным манас-чи, когда в дом приходили гости, или на школьных концертах. Позже подросток немного освоил игру на гитаре и теперь уже пел под собственный аккомпанемент.

 

В пятнадцать лет Ысманов приехал в Бишкек и поступил учиться в фольклорную студию при Государственной филармонии им. Т. Сатылга-нова, где стал осваивать игру на народном инструменте чо-по-чооре. Занятия шли успешно, и в скором времени он уже играл в ансамбле «Кам-баркан». Но карьера музы-канта-инструменталиста совсем не прельщала Жениша -он хотел стать певцом. И вот однажды парень обратился к солисту филармонии, известному в республике певцу Улукмырзе Полотову с просьбой позаниматься с ним по вокалу. Прослушав юношу, Полотов сразу понял, в каком направлении нужно идти, и для начала дал Женишу послушать кассету с записями оперных арий. И удивительное дело: юноше, воспитанному преимущественно на популярной эстрадной музыке, оперная классика понравилась, особенно его очаровала искрометная песенка Герцога «Сердце красавицы» из оперы

Дж. Верди «Риголетто» в исполнении Лучано Паваротти. «Вот так надо петь», — подумал Жениш.

 

Занятия под руководством Полотова продвигались успешно. Два-три раза в неделю Жениш приходил в класс маэстро и с полной самоотдачей занимался вокалом. Пение его вдохновляло, придавало силы. Он неукоснительно выполнял все требования педагога: пел многочисленные упражнения, вокализы, следил за дикцией, дыханием, чистотой интонации. В классе Полотова им был освоен ряд вокальных произведений -«Caro mio ben» Джордани, неаполитанская песня «Влюбленный солдат», русская народная песня «Ах ты, душечка». И упорный труд дал результат. В 2001 году Ысманов, успешно сдав вступительные экзамены, поступил в Национальную консерваторию, причем сразу на первый курс (вокалисты, не имеющие музыкального образования в объеме училища, обычно проходят двухгодичное обучение на подготовительных курсах).

 

В консерватории наставником молодого певца стал народный артист республики Керим Турапов, сыгравший важную роль в формировании Ысманова как оперного певца. За пять лет учебы были подготовлены и спеты многочисленные оперные арии тенорового репертуара и романсы. В их числе арии Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини), Герцога («Риголетто» Дж. Верди), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Ленского («Евгений Онегин» П. Чайковского), его же романс «Средь шумного бала». Уже в консерваторские годы Жениш стал готовить себя к амплуа оперного певца, поэтому в основном пел арии и сцены из опер, а не романсы, а с четвертого курса стал выступать как стажер на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. На выпускном экзамене он с блеском исполнил несколько сцен из оперы «Богема». Его голос звучал столь ярко и выразительно, что он был удостоен высшего балла — «5+».

 

И вот Ысманов — солист оперного театра. В отличие от других молодых певцов, обычно начинающих с небольших, второстепенных партий, Жениш дебютировал в главной партии. И в какой -партии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского! Его герой был молод, обаятелен, поэтичен. И неудивительно: солисту был 21 год. Вокальная сторона тоже заслуживала похвалы — голос Ысманова звучал мягко и красиво. Это был настоящий Ленский, каким его, возможно, представляли Пушкин и Чайковский.

 

За Ленским последовали другие партии — Арлекина («Паяцы» Р. Леонкавалло), Герцога («Риголетто»). Одновременно Ысманов выступает как концертирующий певец. Он поет на филармонических и правительственных концертах, а среди его слушателей нередко бывают президенты и главы правительств зарубежных держав. Молодой певец с одинаковым успехом исполняет народные напевы, оперные арии, сочинения кыргызских и зарубежных композиторов. Но особенно хорошо у него получаются неаполитанские песни, которые он неизменно исполняет на итальянском языке: Torna a Surriento, О sole mio, Funiluli-funicula. Заслуги молодого певца получают официальное признание — он несколько лет подряд получает президентскую стипендию.

 

Будучи студентом консерватории, Жениш мечтал продолжить учебу в Италии, поскольку итальянская вокальная школа общепризнанно считается лучшей в мире. Сотни молодых певцов из разных стран и континентов ежегодно приезжают в Италию, чтобы овладеть искусством пения — знаменитым бельканто. Ради учебы в этой стране певец отказался от двух лестных предложений -петь в оперных театрах Казахстана и в знаменитой петербургской Мариинке. Жениш предпринимал несколько попыток поступить в школу оперного пения при Ла Скала. Но, чтобы стать студентом школы, нужно пройти через строжайший отбор. В 2007 году певец прошел во второй тур, в 2009-м — в третий, и всего лишь один шаг отделял его от заветной цели. И тогда Ысманов, получивший к тому времени стипендию от правительства Кыргызской Республики, выехал в Милан и стал брать частные уроки вокала: вначале у известного тенора Николы Мартинуччи, а затем у старейшего вокального педагога Сары Сфорни Корти, у которой в свое время учился и сам Мартинуччи.

 

Занятия шли успешно. Не жалея сил, полный энтузиазма Жениш шаг за шагом овладевал искусством бельканто. С каждым уроком его голос звучал все гибче, свободней и выразительней, ведь выразительность пения, тонкая передача всех эмоциональных оттенков душевного состояния героя -основа итальянской школы оперного пения. Так прошел год.

 

Лето Жениш провел у себя на родине, а в начале осени снова выехал в Италию и продолжил занятия по вокалу. Однако стипендия заканчивалась, пора было задуматься о том, как жить дальше, и Жениш стал искать работу. А что может певец? Конечно же, петь. Ысманов запел. К тому времени в его репертуаре были уже две выученные партии на итальянском языке Рудольфа и Герцога Мантуанского. И вот дебют на итальянской сцене.

 

— Трудно передать те чувства, которые испытывал я, выступая перед итальянским слушателем, — рассказывает певец, — ведь итальянцы хорошо разбираются в вокале и заметят любой промах солиста. Всё должно звучать так, как задумал композитор, а чувства, переживаемые героем, должн ы быть переданы правдиво и искренне. Но главное — голос: он должен впечатлять, ласкать слух, а кульминационная нота прозвучать так, чтобы мурашки пробегали по телу. Вот тогда последуют аплодисменты — а это высший знак одобрения.

 

Жениш дебютировал в партии Рудольфа на сцене оперного театра в Турине. Конечно, певец волновался, переживал: как пройдет спектакль, справится ли он со всеми трудностями партии, сценической игры? Но опасения оказались напрасными — туринский зритель тепло принял выступление кыргызского певца. Путь на итальянскую сцену был открыт. Последовали выступления в других театрах региона -в Аосте, Верчелли, Биелле, Вентимилье… И всюду успех.

 

И вот Венеция, театр «Ма-либран». Здесь Ысманов выступил в партии Раймондо в одноактной опере современного итальянского композитора Нино Роты «Двое робких» (I due timidi), более известного как автор замечательной музыки к кинофильмам. Эта опера была написана еще в 1950 году, но в последнее время в мире вновь появился интерес к творческому наследию Роты. Так, в 2010 году опера «Двое робких» увидела свет рампы в Лондоне, решили ее поставить и в Италии. Наш певец вполне справился с трудностями интерпретации вокальной партии, но во время спектакля произошел казус — он чуть не потерял сознание. Случилось это из-за того, что, согласно либретто и режиссерскому решению, исполнитель партии Раймондо должен долго лежать на кровати, а затем встать и почти сразу начать петь арию. Вот тут-то Жениш неожиданно почувствовал слабость и головокружение, но он собрал всю свою волю в кулак и допел партию до конца. Зритель, похоже, ничего не заметил. Это случилось весной 2011 года.

 

Летом того же года Жениш успешно выступил на концерте «Посвящение Карузо», прошедшем в России, в городе на Неве, в рамках XIX Международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». В нем приняли участие три тенора — из Кыргызстана, Армении и Италии, а за дирижерским пультом стоял маститый Джузеппе Саббатини. Ысманов исполнил три оперные арии (из «Арлези-аны», «Богемы» и «Фауста») и неаполитанскую песню «Вернись в Сорренто».

Театральный сезон 20112012 года певец начал в городе Комо, где принял участие в постановке оперы Верди «Риголетто». После сдачи спектакля и премьеры вся театральная труппа (солисты, оркестр, хор, балет и др.) отправилась в турне по Италии. Отметим характерную особенность: предпре-мьерная генеральная репетиция проходит в Италии как обычный спектакль при заполненном зрительном зале, но цены на билеты немного ниже, чем обычно. Чаще всего на такие спектакли ходят студенты, молодежь. Маршрут турне прошел по городам Бергамо-Сассари (остров Сардиния) -Фермо-Йези, и в каждом театре зрительный зал был полон, публика тепло принимала выступления артистов. Герцог Ысманова был великолепен: склонный к авантюрам, он брал от жизни всё, что мог, -устраивал балы, кутил, обольщал женщин, интриговал, был легкомыслен и беспечен. И все эти черты характера своего героя артист передавал не только в игре, но прежде всего в пении. Его голос звучал легко, лирично и в то же время с отточенным блеском, особенно в сольных номерах, например, в балладе, арии и, конечно же, в песенке «Сердце красавицы склонно к измене». Заключительное верхнее «си» неизменно вызывало живую реакцию зала — зрители не скупились на аплодисменты.

 

Одно из выступлений певца прошло на сцене одного из самых больших театров Европы, славящегося своей отличной акустикой — театра «Массимо» в Палермо, где он пел в спектакле «Риголетто», которым дирижировал маэстро Джампаоло Бизанти.

 

Весной 2012 года Жениш подготовил партию Эдгара из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламермур» и вскоре прошел отбор среди претендентов на ее исполнение в Teatro comunale Болоньи, который как раз в это время готовил эту оперу к постановке, но, к сожалению, из-за экономических трудностей она была отложена на неопределенный срок.

 

Наш певец успешно выступал не только в Италии, но и в других странах Европы — в Швейцарии (Берн, Женева), Австрии (Вена), Бельгии (Антверпен), России (Москва, Санкт-Петербург). В свои двадцать восемь лет он уже лауреат четырех и дипломант двух международных конкурсов. Среди них такие престижные, как конкурсы им. Лучано Паваротти и Н. Римского-Корсакова в Петербурге, конкурс им. Л. Собинова в Саратове, конкурс им. Бибигуль Тулеге-новой в Алматы, на котором Ысманов получил первую премию, впрочем, как и на конкурсе «Шабыт» в Астане (2006).

 

Жизнь оперного певца — это ежедневная работа и масса хлопот: занятия по вокалу, разучивание новых партий, репетиции, концерты, спектакли, переезды из города в город, из страны в страну. Если певец не будет постоянно работать над собой, он потеряет форму и не выдержит конкуренции. И еще: певец должен идти в ногу со временем. Вот Жениш освоил итальянскую манеру пения. Кажется, о чем еще можно мечтать! Но на одном из прослушиваний кто-то из художественного руководства констатировал: «У вас старая итальянская школа». Для Жениша, певца из далекой Киргизии, эти слова прозвучали как музыка, но в них был упрек: нужно петь в более современной манере. А это значит -нужно идти дальше, искать, экспериментировать, учиться. И певец продолжает занятия с педагогом, ходит на спектакли, просматривает десятки дисков, напряженно вслушиваясь в звучание голосов выдающихся певцов современности.

Многое в жизни и карьере певца зависит от импресарио, ведь именно он находит работу для артиста, помогает заключить контракты, дает практические советы. Вот уже два года с Женишем работает импресарио Беатриче Ферраро — дочь известного итальянского певца, тенора Пьера Миранда Ферраро (1924-2008). Благодаря стараниям Беатриче Ысманов пел во многих оперных театрах страны, стал известен итальянскому зрителю. И не только: любой пользователь Интернета может теперь ознакомиться с искусством кыргызского певца, оценить его голосовые данные, мастерство.

 

В 2012 году Жениш Ысманов с большим успехом выступил на концерте в одном из престижных залов Москвы -Колонном зале Дома Союзов. Возвращаясь в Италию после летнего отдыха, проведенного на родине, он полон новых творческих замыслов. Среди них освоение ведущих теноровых партий в операх «Травиата», «Вертер», «Фауст», «Дочь полка».

 

И еще один памятный концерт, на котором совсем недавно выступил певец. Он состоялся в январе 2013 года в концертном зале нашей Национальной консерватории и был посвящен 20-летию учебного заведения. Жениш Ысманов покорил слушателей блеском и красотой своего голоса, великолепным владением всем арсеналом певческих средств, присущих итальянскому бельканто. Можно с уверенностью сказать, что давно уже среди кыргызских теноров не было вокалиста столь яркого дарования и сценического обаяния.

 

Певец еще молод, он находится в начале своего творческого пути. Но у артиста уже есть все предпосылки, чтобы стать выдающимся вокалистом, оставить заметный след в истории оперного искусства.

 

Андрей КУЗНЕЦОВ, искусствовед.






Добавить комментарий