Main Menu

ОТРК: пора ожидаемых сдвигов, или Время всматриваться и воспринимать

Скажу сразу: в мои ближайшие планы вовсе не входило написание статьи  об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызстана. Но вот, как  это нередко происходит, совершенно неожиданно объявился господин Случай  и с присущей ему безапелляционностью внес свои коррективы. И не только в мои рабочие намерения, а еще в нечто более существенное. Однако все по порядку.
Это произошло сравнительно недавно. В тот день мне передали  пригласительный  билет на открытие музея ОТРК. К этому известию я отнесся более чем спокойно. Дело в том, что в не столь отдаленные годы уже предпринимались попытки создать при республиканском телевидении и радио музей. Однако, как это у нас нередко бывает, такое доброе дело не было доведено до полного завершения. Поэтому и объявленное открытие музея не могло вызвать у меня предвкушения  тихой радости предстоящих встреч с чем-то еще недавно столь дорогим и близким, а теперь ставшим таким далеким прошлым.
И тем не менее пренебречь приглашением я не мог: слишком долго  «крутился» в сфере ТВ и РВ, и слишком «своей» она стала для меня, как и для многих других сотоварищей, чтобы потерять интерес к тому, что происходит в родном доме.
И вот, закрыв за собою одну и вторую входные двери и миновав полицейский пост, я вдруг замер и удивленно раскрыл рот. Ничего себе! Вот это да-а-а!.. Начиная от самого входа, все пространство обширного вестибюля телевизионного корпуса ОТРК было заставлено стендами, столами, стеллажами, шкафами, содержащими бессчетные экспонаты самой различной формы, размеров  и содержания.
Мое удивление было абсолютно объяснимым. Зная о предыдущих нескладных попытках создания музея, я полагал, что нынешнее начальство ОТРК выделит  под мyзей несколько квадратных метров в каком-нибудь «закутке» или тупике одного из коридоров и, наскоро заполнив его находящейся под рукой частью портретов, фотографий,  печатных текстов, с чувством выполненного долга занесёт организацию музея в актив своей деятельности.  Но оказалось не так. Кстати, хотелось бы между строк подтвердить известное наблюдение, что обманываться в своих    ожиданиях порой бывает довольно-таки приятно. Так и произошло со мной на этот раз, когда я увидел…

…СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРИРУЧЕНИЯ ЭФИРА
Прежде всего бросились  в глаза размах открывшегося музея, его впечатляющая насыщенность экспонатами, их значимость и познавательная ценность. Тут можно встретить допотопные микрофоны и невообразимо малые, в несколько строчек,  первые печатные программы передач, когда,  к примеру, республиканские телевыпуски   были не только крошечными по своей продолжительности, но и вообще выходили в эфир не каждый день недели и были только чёрно-белыми.  Из архивного «подполья» подняты тёмные тарелки-репродукторы, которые нынешняя молодёжь видела разве что в фильмах времён Великой Отечественной войны.
В экспозиции представлены отдельные решения  правительств СССР и Киргизской ССР, другие  документы и выступления, освещающие состояние радио и телевидения на разных этапах их функционирования.  Немало места в музее отведено портретам и фотографиям творческих и инженерно-технических работников,  тех корифеев и ветеранов,  которые все свои трудовые  годы без остатка отдали радио и телевидению, тем СМИ, что были и остаются по сей день самыми востребованными и самыми массовыми.
При осмотре каждого последующего стенда и стола во мне  укоренялась мысль о том, что ТВ и РВ, помимо выполнения множества других непременных функций, являются ещё создателями звуковых и зрительных летописей происходящего, то есть таких свидетельств, что относятся к более выразительным, привлекательным и достоверным.  А мы с вами знаем, что без непрестанного пополнения питания  человеческой памяти мы без особой задержки трансформировались бы в Иванов, не помнящих родства или в их родных братьев — манкуртов.
Природа радио и телевидения такова, что если сегодня они утрачивают связь с обществом, то уже  завтра лишаются  всякого смысла своего существования.  И ещё один всем известный, но чрезвычайно принципиальный момент:  РВ и ТР всегда работали и работают  для всего населения республики, для всех ее частей, всех производственных и духовных сфер, всех слоев граждан, всех специфических отраслей и являются таким образом по своему назначению и масштабу общенародной организацией.
Исходя из сказанного, а также учитывая, что музей ОТРК уже сейчас выходит далеко за рамки рядового, узкого ведомственного учреждения, полагал бы  целесообразным придать ему статус филиала Республиканского исторического музея. Его пребывание под крылом главного музея страны, конечно же, не только не позволило бы младшему брату с течением времени расслабиться и постепенно сойти на нет, а, наоборот,  обусловило бы необходимость целенаправленного совершенствования его деятельности. Надо ли говорить, как сейчас  нуждается музей ОТРК и как еще долго будет нуждаться в методической помощи, которую мог бы не формально, а уже «по-родственному»  оказывать старший умудрённый сотоварищ. Доброму делу могли бы послужить также взаимообмен экспонатами, а  также передача их коллегам как во временное, так и в постоянное пользование.
Как видим, для постоянного плодотворного сотрудничества имеется немало возможностей. Их использование, несомненно, усилило бы притягательность нашего музея и, более того, создало бы благоприятные условия  для постепенного превращения его в своеобразное подспорье при подготовке теле- и радиопрограмм определённой тематики.
Практическое осуществление изложенных здесь соображений более чем реально. Уже сейчас в одном из двух вместительных зданий ОТРК можно изыскать достаточные площади и приспособить их для работы музея.
Что же касается посетителей, то здесь и вовсе не следует усматривать неподдающуюся проблему. В студии ОТРК каждодневно стекаются целые группы гостей. Перед тем как оказаться в  ярких лучах осветительных приборов и предстать перед неохватной аудиторией, они смогут с помощью материалов музея освежить и расширить свои знания о решающих событиях в истории нашей Отчизны, а также о том пути, по которому пришлось продвигаться нашим предшественникам, энтузиастам радио и телевидения, абсолютно бескорыстным труженикам, осваивающим такое неведомое и такое по сути великое дело.
К числу посетителей музея надо приплюсовать и многочисленные зарубежные делегации, и гостей, приезд которых в суверенный Кыргызстан теперь перестал быть редкостью, превратился в устоявшуюся систему. А им-то, иноземным  гражданам, сам Бог велел проявлять повышенный интерес к тому  краю, куда они прибыли, и к тем средствам, благодаря которым они смогут напрямую общаться с их доселе малоизвестными современниками. И разве не здорово, если ещё один источник информации окажется здесь же, буквально под боком?! Я уже не говорю о довольно обширном контингенте «своей» интеллигенции —  деятелях культуры, искусства, образования и науки. Интерес к прошлому — это не только свойство натуры каждого из них, но и естественная потребность профессии.
Разумеется, ещё можно говорить и говорить о пользе музея, но меня уже подпирает моё же обещание, высказанное в начале статьи, поделиться своими соображениями о ряде вопросов сегодняшнего радио- и телевещания, которые представляются мне наиболее существенными. Но для этого надо

ПРИСМОТРЕТЬСЯ И УВИДЕТЬ, ПРИСЛУШАТЬСЯ И УСЛЫШАТЬ
Едва ли не каждое наше соприкосновение с прошлым в какой бы то ни было форме сразу же вызывает в нашем сознании толчок к сопоставлению вчерашнего с сегодняшним.  Глубокомыслящий писатель XX века Константин Федин заключил,  что «понятия нового нет без сопоставления со старым». Действительно, точнее не скажешь.
В ходе ознакомления с материалами музея меня без всякого моего дозволения неотступно терзала мысль: а что сейчас? А какова значимость новых дел? А можно  ли что записать в эту самую летопись из того, что будет произведено в наше время ныне действующим стержневым поколением? Вопросы  довольно мудрёные, и наверняка можно сказать лишь то, что однозначного ответа на них нет и не может быть.
Я позволил себе порассуждать об этом только потому, чтобы подчеркнуть, что всё же имеются такие события и такие людские свершения, которые большинством современников оцениваются одинаково.  Это опять-таки предметы, документы и произведения,  достойные быть представленными в музеях или других доступных и в то же время     надёжных хранилищах.
В сфере республиканского телевидения и радио необходимо считать свершением кардинальное изменение статуса корпорации. То, чего столько времени добивались определенные общественно-политические силы,  достигнуто: телевидение и радио суверенного Кыргызстана стало общественным, и это закреплено в законе, указах Президента, в положении, утверждённом Жогорку Кенешем.  Теперь все действия, противоречащие обновлённой правовой базе ТРК,  будут считаться противозаконными. Так что переоценить это кардинальное преобразование невозможно.
Разумеется, ещё многому в деятельности корпорации предстоит рассортироваться, утрястись и оживиться. Максимально плодотворной должна оказаться  пора ее мужания, тем более что о каком-то благодушии не может быть и  речи.
Надо помнить, что сравнительно безболезненное изменение статуса республиканского телевидения и радио не может автоматически обеспечить совершенствование  деятельности всех сторон и частей, составляющих корпорацию. Предстоит денно и нощно, творчески и физически и штатным работникам, и всем тем, кто и сердцем, и помыслами прирос к теле-и радиоэфиру, крепко вкалывать, чтобы закрепиться в новом  положении и достичь нового, неоспоримо лучшего качества теле- и радиовещания. Работы здесь — большой вагон и большая тележка.
Отдельные партии, политические объединения, группы и «независимые»  лидеры стремятся крепенько обосноваться в эфире и максимально использовать его в своих  интересах. В одних случаях завуалированно,  а в других открыто оказывается ощутимое давление на ОТРК как по части содержания общественно-политических передач, так и по линии подбора кадров.
Надо отдать должное нынешнему руководству ОТРК, которому уже не один год приходится   РАЗЪЯСНЯТЬ И СДЕРЖИВАТЬ наскоки и претензии отдельных лидеров и групп, якобы неправомерно оттесненных  от микрофонов. Несомненно,  обеспечение стабильности в республиканском  теле- и радиоэфире следует отнести к числу серьёзных успехов ОТРК, особенно если учесть неспокойную обстановку, возникающую то в одном, то в другом районе республики.
ОТРК отбросило шлагбаумы,  перекрывающие подходы к микрофонам всем, кому есть что сказать соотечественникам. Новым неоспоримым свидетельством открытости общественного телевидения и радио стали последние  выборы в Жогорку Кенеш и аналогичный орган Бишкека. Соискатели депутатских мест получили беспрецедентную возможность без всякой цензуры и проверки на «надёжность» напрямую общаться с избирателями,  говорить о своих взглядах  на происходящие в республике события и процессы,  заявлять о промахах начальников,  наделённых властными полномочиями.
Такой немыслимой в прежние времена свободой надо бы бесконечно дорожить, предельно разумно пользоваться и не злоупотреблять. Дело в том, что ОТРК — это единственный в нашей стране канал, работающий на всю территорию республики и имеющий сравнительно неплохие возможности предоставлять эфир большому числу желающих. Однако превращать его в арену ожесточенных споров, политических схваток, граничащих с явной расхлябанностью и сумбуром в речах было бы не только ужасно расточительно, но и вредно для общественного сознания.
Отсутствие элементарной культуры при проведении встреч, дискуссий, собраний не только непродуктивно само по себе, но еще и таит опасность другого, более печального свойства. Широкой общественности могут в прямом смысле осточертеть бесконечные публичные разборки разных «деятелей»,  совершенно непонятно, куда и с какой целью призывающих окружающих, а также телезрителей и радиослушателей. Понятно, что недовольством общественности могут  хитро воспользоваться определённые силы, противники свободы СМИ и ловко перевалить недоработки партий и объединений на ОТРК  как организатора мероприятий. В таких случаях автоматически вырастает вопрос о долговечности единственного в стране общественного теле- и радиоканала. Что-либо более позорное придумать сложно. Тем более что в деятельности ОТРК  отчётливо просматриваются обнадёживающие сдвиги. Однако рассказ о них — это отдельная статья.  Здесь же буквально через запятую упомяну лишь о некоторых.
Событиями, которые по своей значимости, безусловно, «тянут» на включение в летописъ ТВ и РВ с последующим размещением соответствующего свидетельства в новом музее ОТРК, являются организация круглосуточного телевещания на собственном канале, увеличение объёмов телепередач в Ошской области, активизация творческо-производственной деятельности студии «Кыргызфильм», создание на её базе ряда отличных фильмов, в том  числе полнометражных. Особой, как сказали бы, красной строкой будет записан в летописи ОТРК выход Кыргызстана на мировую звуко-изобразительную арену посредством глобальной интернет-сети. Это событие переоценить невозможно, так как оно действительно относится к историческим. Всяческой благодарности  заслуживает и другое доброе дело — выпуск «Антология» произведений наших классиков — Токтогула, Орозова, Огомбаева, Туманова, Токтакунову и других поэтов, певцов-импровизаторов. Теперь их любимое народом искусство запечатлено на нескольких дисках, что создаёт максимальные удобства  для просмотра и прослушивания.
Разумеется, это далеко  не все сдвиги в деятельности ОТРК. И  хочется  думать, верить и ждать, что их число будет возрастать, а мы с вами — с радостью их воспринимать и приветствовать.

Аркадий БИТЮКОВ, заслуженный деятель культуры республики.






Добавить комментарий