Main Menu

Парта в доме? Не торопитесь!

В вашей газете недавно было опубликовано письмо родителей, решивших дать своему ребенку домашнее образование. Хорошо это или плохо
в наших условиях?

Вопрос неоднозначный. Хорошо, если родители заранее знают, кого они воспитывают, каково будущее их ребенка. Но ведь это не дано нам знать. Кыргызы говорят, что есть легенда о человеке, которого звали Толубай  Сынчы. Ему везли детей отовсюду, со всех уголков кыргызской земли, и он определял, кому кем быть: «Тебе самовары делать, а тебе учиться надо». Повелитель, которому не понравилось предсказание о ханских детях, велел выколоть старику глаза. Вот так-то.
Да, в нынешних школах много негативного. И хочется оградить свое чадо от грубости, рэкета, хулиганства, слабых учителей,  дать подросткам полноценные знания, проложить дорогу к высшему образованию. Однако есть и другая сторона  этого вопроса.
Вспоминается биография Гаутамы Будды, знаменитого Просвещенного, ставшего богом для индусов. Он воспитывался в идеальных условиях, его окружили роскошью, умными людьми. Но Гаутама совершенно не знал жизни. И когда ему пришло время выходить в свет, он был потрясен ужасами реального бытия:  грязь, нищета, болезни, невежество.. Ему пришлось начинать жизнь и обучение сначала. Он ушел из семьи, долгие годы был бродячим мыслителем, перенес многие тяготы. Дело в том, что образование — это не сумма знаний. Надо научить ребенка общаться с людьми, находить выход из трудного положения, думать над своим поведением.
Не произойдет ли с вашим ребенком то, что произошло с Буддой? Он получит прекрасное образование, станет настоящим «ботаником», как говорят дети о поглощенных получением знаний сверстниках, но, когда выйдут в самостоятельную жизнь, будут совершенно не способны противостоять трудностям. В школе, какой бы она ни была, есть коллектив со своими законами и обычаями, похожими на реальную жизнь. Обученный в семье не будет готов к жизни в коллективе, к взаимодействию с людьми, к преодолению социальных трудностей.
Если бы вы точно знали, что ему предстоит быть ученым, закрытым от реальной жизни в своих лабораториях,  домашнее воспитание было бы оправданным. Кроме того, в школе ребенок получает как-никак систему знаний по определенным педагогическим требованиям, а дома, кроме отрывочных сведений, он ничего не получит ввиду слабых знаний самих родителей (в большинстве своем это так), их занятости. Опять-таки придется нанимать учителей. Хороших преподавателей на всех не хватит. Вот и получится воспроизводство серости.
Мое мнение: пока, хотя бы в младших классах, школьное образование необходимо. В старших классах родители вольны поступать, как им нравится. Во многих странах так уже делают. В Германии, например,  обязательно общее образование (школьное), а потом — по способностям и возможностям. Не надо забывать и о материальной стороне этого дела. Хорошее образование на Западе стоит очень дорого. Студенту оно обходится в год от $20 000 и больше. В связи с переходом к Болонской системе оплата за обучение возросла. Наш земляк, ученый с мировым именем, за разовые лекции в США получал по $500 за одну лекцию. Решая для себя вопрос домашнего обучения, надо хорошо продумать все эти и многие другие аспекты.
Хорошее образование — дело серьезное. Давайте и думать о нем серьезно.

Зоя АНДРЕЕВА, отличник образования. Стаж работы в школе — свыше 50 лет.






Добавить комментарий