Main Menu

Всего себя отдавал музыке

В расцвете творческих сил ушел из жизни заслуженный деятель культуры Кыргызстана, профессор Национальной консерватории им.
К. Молдобасанова Калыбек ЖЕКШЕНОВ. Наша культура потеряла подлинного Мастера — музыканта-исполнителя, педагога, общественного деятеля, наследие которого продолжается в его многочисленных учениках.

Первым его педагогом был Карыпбек агай, который научил навыкам игры на комузе. Через несколько месяцев Калыбек уже хорошо играл и на баяне, мандолине. Еще на школьной скамье он собирает друзей и создает ансамбль комузистов, который принимал участие в мероприятиях школы, выезжал с концертами в районы Чуйской области, занимал призовые места на республиканских конкурсах.
Окончив школу, К. Жекшенов твердо решил выбрать путь профессионального музыканта-исполнителя и в 1967 году поступил в  музыкальное училище им. М. Куренкеева на отделение народных инструментов. Сегодня его педагог, народный артист Кыргызской Республики, профессор Асанбек Асакеев вспоминает:
— Калыбек был очень способным, талантливым и трудолюбивым студентом. Он лауреат I премии первого Республиканского конкурса молодых музыкантов-исполнителей. Но имея хорошие профессиональные данные, не переставал работать над собой…
Следующей ступенью стало обучение в  Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой по классу комуза у А. Асакеева и по специальности «дирижирование» у народного артиста, профессора Н. Давлесова. Будучи еще студентом старших курсов, К. Жекшенов становится артистом  оркестра народных инструментов им. К. Орозова и артистом ансамбля комузистов этого оркестра. В составе коллектива под управлением народного артиста СССР А. Джумахматова, затем под руководством дирижеров, народных артистов КР Т. Томотоева и Э. Жумабаева молодой музыкант исколесил весь СССР,  выступал на самых разных сценах, в том числе в Кремлевском дворце.
С 1976 года К. Жекшенов преподавал в Республиканской средней специальной музыкальной школе-интернате им. М. Абдраева. Он вспоминал:
— Я никогда не забуду свой первый день в Абдраевке. Ребята шли в мой класс с огромным желанием научиться играть на древнем инструменте. Надо сказать, что тогда бурно обсуждалась проблема одновременного бытования традиционного и модернизированного, или, как мы его называем, ладового комуза. Кое-кто утверждал, что больше не осталось выдающихся исполнителей на традиционном комузе, эта дискуссия взволновала и меня. Но в то время не хватало инструментов. Сейчас трудно в это поверить: у школы-интерната в наличии было всего шесть комузов, и мы нередко занимались на балалайке.
С каждым годом увеличивалось число желающих освоить кыргызские инструменты, к Калыбеку Шейшеновичу обращались даже учащиеся других специальностей. На комузе, темир комузе играли и юные скрипачи, и пианисты, и виолончелисты. Однажды для участия в республиканском конкурсе Жекшенов создал ансамбль комузистов, потом мультиинструментальный ансамбль.
Потребовались новые сложные произведения, да и полноценной учебной программы, на которую можно было опереться, еще не существовало. Началась скрупулезная работа по расшифровке пьес для комуза и других народных инструментов. К. Жекшенов записал около двухсот кюу, опубликовал первые в истории программы по курсу игры на комузе для детских музыкальных школ, эстетических центров и музыкальных факультетов высших учебных заведений.
— Древняя культура кыргызов неразрывно связана с комузом, и для того чтобы возродить наш комуз, я заказал в мастерской новые образцы и попробовал параллельно вести в РССМШИ им. М. Абдраева класс игры на ладовом и традиционном комузах, — рассказывал Калыбек Шейшенович. — Было много споров о методике преподавания, ведь постановка рук и способы исполнения на них отличаются. Некоторые музыканты даже доказывали неэффективность освоения двух разных инструментов, однако сегодня они дополняют друг друга, и многие молодые исполнители успешно ими владе.
Следует подчеркнуть, что К. Жекшенов был первым, кто внедрил в творческую практику современное многоголосное ансамблевое исполнение на традиционных инструментах. Впервые на республиканском конкурсе ансамбль комузистов исполнил народный кюу «Кулпенде» в 3-голосном переложении, удивляя опытное жюри. Сегодня этот стиль исполнения благодаря нашим музыкантам известен во всем мире.
После 15 лет педагогической деятельности Жекшенов был приглашен на работу в университет им. И. Арабаева на должность заведующего кафедрой. Здесь  он создает и руководит ансамблями комузистов и темир комузистов.
С 1995 года по приглашению ректора Национальной консерватории Муратбека Бегалиева К. Жекшенов возглавил кафедру традиционной музыки и фольклора, затем стал деканом факультета. Всюду, где он работал, его выпускники отличались высоким уровнем подготовки. За свою 40-летнюю педагогическую деятельность Калыбек Шейшенович воспитал более 100 музыкантов. Многие из его питомцев — лауреаты международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Среди выпускников К. Жекшенова  — народная артистка, лауреат премии им. Токтогула, профессор Р. Аманова, заслуженный артист Н. Нышанов, отличник образования, доцент консерватории И. Суеркулова и многие другие.
Супруга Калыбека Шейшеновича — Ирина Суеркулова — еще в 1994 году  создала ансамбль юных комузистов. Свое уже известное название «Акак» («Перламутр») ансамбль получил в 1998 году. К. Жекшенов являлся художественным руководителем ансамбля. Участники первого состава Закирбек Дуйшенбек уулу, Перизат Абдраева, Перизат Корпотаева, Аида Мукушева окончили музыкальную школу, затем консерваторию, у каждого сольная карьера или работа в заслуженных коллективах — ансамбле «Камбаркан», оркестре народных инструментов им. К. Орозова.
В новом составе ансамбля «Акак», который выступает под эгидой столичной мэрии, — студенты консерватории. Нынешний его состав ни в чем не уступает предыдущему: ребята — талантливые комузисты, лауреаты международных конкурсов, Дельфийских игр. Ансамбль достойно представлял Кыргызстан на международных фестивалях в Стамбуле, Анкаре, Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Москве, Ашхабаде, Астане, покоряя яркой техникой игры. Кто знает, может быть, и маленькая дочь Калыбека Шейшеновича и Ирины, которая неспроста носит поэтичное имя Акак, со временем также изберет музыку главным делом своей жизни…
Мастер с огромным педагогическим опытом и азартом просветителя, Калыбек Шейшенович неоднократно участвовал в работе жюри международных конкурсов, был приглашен для проведения телевизионных мастер-классов и открытых уроков «Комуз черткенди їйрєнєбїз». В 2011-2012 годы он еженедельно выступал в прямом эфире Кыргызского радио как эксперт телеконкурса комузистов.
— Музыкант должен быть универсальным, готовым к любым формам исполнения, стилям и встрече с любой аудиторией, — говорил Калыбек Шейшенович. — Он обязательно должен передать свои знания и опыт своим ученикам, научить их знать и ценить многовековое искусство. Только тогда наша культура, наши традиция и духовность будут крепкими и стабильными.
Будущее комуза — как будущее самого народа. Оно бесконечно. Существуют различные оркестры, появились современная электроника, множество новых исполнительских стилей. Но комуз по-прежнему воплощение духа нашей свободы и аромата наших гор. Звук его струн — глоток чистого воздуха, этот звук — идеал, никем и никогда еще не превзойденный. Наставнику, Учителю, который хранит, развивает и передает будущим поколениям великие традиции своего народа, уготовано бессмертие.

Екатерина ЛУЗАНОВА, кандидат искусствоведения;
Ангелина АЛИШЕРОВА, музыковед.






Добавить комментарий