Main Menu

ТЕРНИСТОЙ ДОРОГОЙ К ЗНАНИЯМ

Какой путь прошло народное образование  республики? С чего все начиналось?
Наш внештатный корреспондент Софья Нурматова провела много времени в Центральном  госархиве республики и затем     принесла в редакцию вот этот материал.

Из прошения от 16 августа 1914 года на имя директора Пишпекской гимназии от мещанина Алексея Дмитриевича Калинина: «Желая дать образование сыну моему Николаю во вверенной Вам гимназии, имею честь просить распоряжения Вашего в том, чтобы он был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который он по своим познаниям и возрасту может поступить, при  чем имею честь сообщить, что он приготовлялся в приготовительном классе и до сего времени обучался во     2-м мужском приходском училище города Пишпека. При этом прилагаю свидетельство врача о привитой оспе и метрическое свидетельство».
От поступающих в подготовительный класс требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски, считать  и производить сложение и вычитание в пределах 1 000. Для поступления в первый класс — знание молитв и важнейших событий из истории Ветхого и Нового заветов, умение бегло читать по-русски и пересказывать короткие рассказы, делать этимологический разбор, писать под диктовку, читать наизусть одно из разученных дома стихотворений, читать церковно-славянский текст, знать четыре основных арифметических действия над целыми числами, уметь решать как  письменно, так и устно небольшие задачи…
В начале ХХ века в городе Пишпеке имелось всего четыре официальных низших учебных заведения: мужское двухклассное городское училище, женское начальное народное училище, церковная школа грамоты и сельскохозяйственная школа. Кроме того, при мечетях существовало несколько мусульманских школ — мектебов для детей коренного населения.
Все городские школы, особенно младшие классы, были переполнены, численность их возрастала год от года. Например, в мужском городском училище в 1869 году было 102 ученика, а через год обучались уже 147, в 1899-м — 172, а в 1903-м — 216 человек, из них 30 — кыргызы.
Далеко не все  дети могли посещать школу и окончить ее, очень велик был отсев учащихся. Выпускниками  этих учебных заведений были единицы, несмотря на то что программы предусматривали изучение  всего нескольких предметов — Закона Божьего, чтения и письма на русском языке, арифметики, практической геометрии, черчения и рисования, отечественной истории и географии.
Ознакомление с сословным составом учащихся  учебных заведений города дает возможность выяснить, кому было доступно получение образования и кто был вынужден  еще подростком начать свою трудовую деятельность. Окончить учебу могли только дети из привилегированных сословий, подростки же из бедных и малосостоятельных семей вынуждены были думать о хлебе насущном.
Хорошо было поставлено дело в  женском приходском училище. Сюда регулярно отпускались деньги даже на  самое незначительное: ремонт замка, покупку крючков и гвоздей для вывешивания картин и наглядных пособий… Большое внимание в училище  уделялось чтению произведений русских писателей, особо отличившихся учениц отмечали подарками «за прилежание и успехи».
Что касается отчетных  ведомостей, экзаменационных списков, протоколов об окончании курса, письменных работ учениц, то они и сейчас, почти через сто лет,  в надлежащем порядке. Все это итог высокого профессионализма и любви к своему делу и детям  заведующей этого училища Александры Никандровны Зауэр.
Выходцы из трудовых слоев  попадали в  школу садоводства, преобразованную  26 мая 1904 года в сельскохозяйственную школу. Здесь  учащиеся  находились на казенном обеспечении. Все они происходили  из семей крестьян, мещан, солдат и казаков. Для детей киргизской национальности был открыт подготовительный класс. Основными предметами считались садоводство и огородничество, а в начале ХХ века и лесоводство, дополнительно — пчеловодство (школа имела пять ульев системы Джерзона) и шелководство. Киргизские ребята  первоначально  знакомились с практикой садоводства и огородничества, а потом усваивали теоретическую часть дисциплин.  На школьном огороде учащиеся 1-го класса имели индивидуальные участки, выращенными овощами распоряжались по своему усмотрению; урожай с фруктовых деревьев частично сдавался  за аренду, благодаря  чему с избытком окупались расходы на содержание сада.
Преобразование школы  преследовало цель готовить «сведущих и умелых исполнителей по сельскому хозяйству и отдельным её отраслям — садоводству и виноградарству». По новому уставу на отведенном  орошаемом участке в южной части города существовала школьная ферма с коровами элитной  породы.
Занимались также учащиеся разведением лекарственных трав, таких, как валериана, крапива, чернобыль, кориандр, мыльник, девясил, дигиталис, мелисса, тмин,  шалфей, персидская ромашка, индийская конопля, адонис, мальва, рута… Сеяли также и мак, но после случаев краж опия руководство города запретило выращивать эту  культуру.
Одним из важных событий  в области просвещения  явилось открытие 2 февраля 1905 года воскресной школы грамоты при Пишпекском обществе  трезвости, а также вечерних курсов грамоты для  взрослых. Инициатива их создания исходила от учительской общественности Пишпека. Учителя Глебов, Бородин, Ташланов, Засухин на общественных началах занимались со взрослыми.
В 1905 году при Пишпекском мужском приходском училище открылся  киргизский интернат (пансион),  рассчитанный    на 20 мест. Еще в 1901 году представители 26 киргизских волостей Пишпекского уезда, собравшись на съезд в Пишпеке, просили об открытии интерната на 150 мест для подготовки не знавших русского языка киргизских ребят к поступлению в училище (средства на их содержание собирались путем добровольных сборов с каждой юрты). И  в 1908 году было дано согласие на открытие  русско-туземной школы, которая содержалась в основном на средства, собранные среди киргизского населения. Тяга к знаниям  была очевидной. Если в 1909 году в школе обучались 59 учащихся,  то в 1917-м их было уже 70.
Пишпекская и другие русско-туземные школы сыграли большую роль в распространении элементарной грамотности, русского языка и культуры среди киргизской молодежи. Если в общеобразовательных школах Пишпека было всего несколько десятков учащихся киргизской национальности, то значительно больше их  посещало начальные религиозные (конфессиональные) школы  при городских мечетях. В 1905 году в трех мектебах обучались 200 человек (155 мальчиков и 45 девочек), а в 1908-м в 14 мектебах — 715 (в их числе 120 девочек). В 1911 году уже насчитывалось 16 мектебов.
Несколько  выше по уровню и системе преподавания, объёму даваемых  знаний стояли так называемые новометодные школы, где профессиональные учителя давали задатки светского образования. В 1912 году в мужском новометодном мектебе при татарской мечети Пишпека в шести отделениях двух классов обучались 90 киргизов и узбеков и 30 татар. Женский новометодный мектеб посещали 30 татарок и 20 киргизок, постоянно проживавших с родителями в Пишпеке.
Хотя школ здесь  было мало, содержались они  на средства города либо получали дотации за «бедностью казны». В большинстве своем не имели специальных школьных зданий и размещались в наемных помещениях. Контингент учащихся горожан ограничивался не только из-за недостатка средств и штатов, но и из-за тесноты в классных комнатах. К примеру, в 1909 году школьные здания были рассчитаны на 400 детей 8-12-летнего возраста, а по данным городского управления, их было 538. Из 1 176 ребят школьного возраста в шести городских училищах и мусульманских  мектебах имели возможность обучаться лишь 900 человек.
Грамотность женской части населения дореволюционного Пишпека  была более низкой, чем среди мужчин. Помимо ряда неблагоприятных социально-бытовых факторов и национальных особенностей жизни, на образовательный уровень женщин влияли и ограниченные возможности получения ими даже начального образования. Лишь спустя четыре года после открытия мужской гимназии частное учебное заведение 3-го разряда для девочек в Пишпеке было преобразовано в женскую прогимназию. С 1 января  1917 года она полностью перешла в ведение городского управления.
Длительное время тянулась переписка местных властей с вышестоящим начальством о создании ремесленного училища сельскохозяйственного машиностроения (соответствующий приказ Туркестанского генерал-губернаторства издан 16 октября 1916 года, открытие намечалось на осень 1917-го…).
Регулярно в городе проводились конференции педагогов  с участием инспекторов народных училищ, а также руководителей Пишпека. Известно, что сам уездный начальник регулярно посещал даже переводные экзамены в женских и мужских приходных училищах и русско-туземной школе.
На одной из  учительских конференций 19 июня 1910 года говорилось, что несовершенство педагогического состава ведет к неудовлетворительному состоянию учебных заведений, необходимы  контроль, привлечение общественных сил, повышение квалификации педагогов. Была отмечена хорошая  постановка учебного процесса в Сукулукской русско-туземной школе, а также в пишпекских  двухклассном и одноклассном приходских училищах…
На начало 1917 года в Пишпеке  действовали четыре женских училища, пять мужских приходских училищ, русско-туземная школа, церковно-приходская школа, а также мужская и женская  гимназии. В них трудилась большая  армия  педагогов. Лучшие из них — выпускники Санкт-Петербургского учительского института,  Омской учительской семинарии, других педагогических учебных заведений. Вот только несколько фамилий ведущих педагогов: О. Бурова, М. Путиевская, А. Глуханина, М. Задарова, Н. Ташланов,     Е. Бородина, Г. Одинцев, А. Филипова, Р. Бенедиктов, В. Петрова…

Софья  НУРМАТОВА
(по материалам  архивов).

 






Добавить комментарий