ТЕРНИСТОЙ ДОРОГОЙ К ЗНАНИЯМ
Какой путь прошло народное образование республики? С чего все начиналось?
Наш внештатный корреспондент Софья Нурматова провела много времени в Центральном госархиве республики и затем принесла в редакцию вот этот материал.
Из прошения от 16 августа 1914 года на имя директора Пишпекской гимназии от мещанина Алексея Дмитриевича Калинина: «Желая дать образование сыну моему Николаю во вверенной Вам гимназии, имею честь просить распоряжения Вашего в том, чтобы он был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который он по своим познаниям и возрасту может поступить, при чем имею честь сообщить, что он приготовлялся в приготовительном классе и до сего времени обучался во 2-м мужском приходском училище города Пишпека. При этом прилагаю свидетельство врача о привитой оспе и метрическое свидетельство».
От поступающих в подготовительный класс требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски, считать и производить сложение и вычитание в пределах 1 000. Для поступления в первый класс — знание молитв и важнейших событий из истории Ветхого и Нового заветов, умение бегло читать по-русски и пересказывать короткие рассказы, делать этимологический разбор, писать под диктовку, читать наизусть одно из разученных дома стихотворений, читать церковно-славянский текст, знать четыре основных арифметических действия над целыми числами, уметь решать как письменно, так и устно небольшие задачи…
В начале ХХ века в городе Пишпеке имелось всего четыре официальных низших учебных заведения: мужское двухклассное городское училище, женское начальное народное училище, церковная школа грамоты и сельскохозяйственная школа. Кроме того, при мечетях существовало несколько мусульманских школ — мектебов для детей коренного населения.
Все городские школы, особенно младшие классы, были переполнены, численность их возрастала год от года. Например, в мужском городском училище в 1869 году было 102 ученика, а через год обучались уже 147, в 1899-м — 172, а в 1903-м — 216 человек, из них 30 — кыргызы.
Далеко не все дети могли посещать школу и окончить ее, очень велик был отсев учащихся. Выпускниками этих учебных заведений были единицы, несмотря на то что программы предусматривали изучение всего нескольких предметов — Закона Божьего, чтения и письма на русском языке, арифметики, практической геометрии, черчения и рисования, отечественной истории и географии.
Ознакомление с сословным составом учащихся учебных заведений города дает возможность выяснить, кому было доступно получение образования и кто был вынужден еще подростком начать свою трудовую деятельность. Окончить учебу могли только дети из привилегированных сословий, подростки же из бедных и малосостоятельных семей вынуждены были думать о хлебе насущном.
Хорошо было поставлено дело в женском приходском училище. Сюда регулярно отпускались деньги даже на самое незначительное: ремонт замка, покупку крючков и гвоздей для вывешивания картин и наглядных пособий… Большое внимание в училище уделялось чтению произведений русских писателей, особо отличившихся учениц отмечали подарками «за прилежание и успехи».
Что касается отчетных ведомостей, экзаменационных списков, протоколов об окончании курса, письменных работ учениц, то они и сейчас, почти через сто лет, в надлежащем порядке. Все это итог высокого профессионализма и любви к своему делу и детям заведующей этого училища Александры Никандровны Зауэр.
Выходцы из трудовых слоев попадали в школу садоводства, преобразованную 26 мая 1904 года в сельскохозяйственную школу. Здесь учащиеся находились на казенном обеспечении. Все они происходили из семей крестьян, мещан, солдат и казаков. Для детей киргизской национальности был открыт подготовительный класс. Основными предметами считались садоводство и огородничество, а в начале ХХ века и лесоводство, дополнительно — пчеловодство (школа имела пять ульев системы Джерзона) и шелководство. Киргизские ребята первоначально знакомились с практикой садоводства и огородничества, а потом усваивали теоретическую часть дисциплин. На школьном огороде учащиеся 1-го класса имели индивидуальные участки, выращенными овощами распоряжались по своему усмотрению; урожай с фруктовых деревьев частично сдавался за аренду, благодаря чему с избытком окупались расходы на содержание сада.
Преобразование школы преследовало цель готовить «сведущих и умелых исполнителей по сельскому хозяйству и отдельным её отраслям — садоводству и виноградарству». По новому уставу на отведенном орошаемом участке в южной части города существовала школьная ферма с коровами элитной породы.
Занимались также учащиеся разведением лекарственных трав, таких, как валериана, крапива, чернобыль, кориандр, мыльник, девясил, дигиталис, мелисса, тмин, шалфей, персидская ромашка, индийская конопля, адонис, мальва, рута… Сеяли также и мак, но после случаев краж опия руководство города запретило выращивать эту культуру.
Одним из важных событий в области просвещения явилось открытие 2 февраля 1905 года воскресной школы грамоты при Пишпекском обществе трезвости, а также вечерних курсов грамоты для взрослых. Инициатива их создания исходила от учительской общественности Пишпека. Учителя Глебов, Бородин, Ташланов, Засухин на общественных началах занимались со взрослыми.
В 1905 году при Пишпекском мужском приходском училище открылся киргизский интернат (пансион), рассчитанный на 20 мест. Еще в 1901 году представители 26 киргизских волостей Пишпекского уезда, собравшись на съезд в Пишпеке, просили об открытии интерната на 150 мест для подготовки не знавших русского языка киргизских ребят к поступлению в училище (средства на их содержание собирались путем добровольных сборов с каждой юрты). И в 1908 году было дано согласие на открытие русско-туземной школы, которая содержалась в основном на средства, собранные среди киргизского населения. Тяга к знаниям была очевидной. Если в 1909 году в школе обучались 59 учащихся, то в 1917-м их было уже 70.
Пишпекская и другие русско-туземные школы сыграли большую роль в распространении элементарной грамотности, русского языка и культуры среди киргизской молодежи. Если в общеобразовательных школах Пишпека было всего несколько десятков учащихся киргизской национальности, то значительно больше их посещало начальные религиозные (конфессиональные) школы при городских мечетях. В 1905 году в трех мектебах обучались 200 человек (155 мальчиков и 45 девочек), а в 1908-м в 14 мектебах — 715 (в их числе 120 девочек). В 1911 году уже насчитывалось 16 мектебов.
Несколько выше по уровню и системе преподавания, объёму даваемых знаний стояли так называемые новометодные школы, где профессиональные учителя давали задатки светского образования. В 1912 году в мужском новометодном мектебе при татарской мечети Пишпека в шести отделениях двух классов обучались 90 киргизов и узбеков и 30 татар. Женский новометодный мектеб посещали 30 татарок и 20 киргизок, постоянно проживавших с родителями в Пишпеке.
Хотя школ здесь было мало, содержались они на средства города либо получали дотации за «бедностью казны». В большинстве своем не имели специальных школьных зданий и размещались в наемных помещениях. Контингент учащихся горожан ограничивался не только из-за недостатка средств и штатов, но и из-за тесноты в классных комнатах. К примеру, в 1909 году школьные здания были рассчитаны на 400 детей 8-12-летнего возраста, а по данным городского управления, их было 538. Из 1 176 ребят школьного возраста в шести городских училищах и мусульманских мектебах имели возможность обучаться лишь 900 человек.
Грамотность женской части населения дореволюционного Пишпека была более низкой, чем среди мужчин. Помимо ряда неблагоприятных социально-бытовых факторов и национальных особенностей жизни, на образовательный уровень женщин влияли и ограниченные возможности получения ими даже начального образования. Лишь спустя четыре года после открытия мужской гимназии частное учебное заведение 3-го разряда для девочек в Пишпеке было преобразовано в женскую прогимназию. С 1 января 1917 года она полностью перешла в ведение городского управления.
Длительное время тянулась переписка местных властей с вышестоящим начальством о создании ремесленного училища сельскохозяйственного машиностроения (соответствующий приказ Туркестанского генерал-губернаторства издан 16 октября 1916 года, открытие намечалось на осень 1917-го…).
Регулярно в городе проводились конференции педагогов с участием инспекторов народных училищ, а также руководителей Пишпека. Известно, что сам уездный начальник регулярно посещал даже переводные экзамены в женских и мужских приходных училищах и русско-туземной школе.
На одной из учительских конференций 19 июня 1910 года говорилось, что несовершенство педагогического состава ведет к неудовлетворительному состоянию учебных заведений, необходимы контроль, привлечение общественных сил, повышение квалификации педагогов. Была отмечена хорошая постановка учебного процесса в Сукулукской русско-туземной школе, а также в пишпекских двухклассном и одноклассном приходских училищах…
На начало 1917 года в Пишпеке действовали четыре женских училища, пять мужских приходских училищ, русско-туземная школа, церковно-приходская школа, а также мужская и женская гимназии. В них трудилась большая армия педагогов. Лучшие из них — выпускники Санкт-Петербургского учительского института, Омской учительской семинарии, других педагогических учебных заведений. Вот только несколько фамилий ведущих педагогов: О. Бурова, М. Путиевская, А. Глуханина, М. Задарова, Н. Ташланов, Е. Бородина, Г. Одинцев, А. Филипова, Р. Бенедиктов, В. Петрова…
Софья НУРМАТОВА
(по материалам архивов).
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More