Main Menu

Богу богово, кесарю кесарево

Все больше здравомыслящих людей начинают понимать, что без Бога жить нельзя,  уже по одному тому, что его отсутствие  сделало бы нашу жизнь бессмысленной и бесцельной. Действительно, для чего рождается человек?  Разве для того только, чтобы  сладко поесть, сладко пожить, ощутить   все удовольствия  и блага жизни, а затем умереть,  превратившись в прах? Раз это так, то зачем стараться делать, к примеру, добро, милосердие, страдать за кого-то, если все  равно после человека ничего не остается и он  рано или поздно уходит в небытие, а все его старания лишь суета, бессмыслица? Выходит, ни к чему тогда нам нравственность, мораль, забота о душе и т. д., если они есть только суть нашего воображения, которое бесследно исчезает вместе с нами? Значит, нет никакой   разницы и в том, когда ты умрешь и как помрешь, потому что все равно умрешь, и как бы  ты ни жил — благопристойно, честно или как  последний негодяй, это в общем-то по большому счету никакого значения не имеет, все равно ты превращаешься в тлен.

Но тогда  из такой точки зрения вытекает одно из двух:  либо надо поторопиться пожить, вкусить и попробовать всего, что есть в природе и хорошего, и плохого, все  удовольствия  и все запретные плоды, побыть и хорошим человеком, и отъявленным негодяем; либо  жить, как говорится, не тужить, ни о чем не жалеть, ни о чем не думать, сохранять полное безразличие, равнодушие, потому что что бы ты ни делал, все твои  дела, какими бы они ни были — плохими, хорошими — все равно рано   или поздно уйдут  вместе с тобой, как будто ничего и не было. Выходит, что жизнь, Вселенная, космос, все  небесные тела — пустота, не понятно для  чего образующиеся и уничтожающиеся. Выходит, все уж слишком просто — образовался и исчез, образовался и исчез, или наоборот.
Но, с другой стороны, такие великие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Вольтер, Руссо, Лейбниц, Кант, Гегель и другие миллионы и миллиарды умнейших,  мудрейших людей нашей земли, всегда верили в Бога и утверждали о его существовании. Не верить им у нас нет основания. Не может же быть, чтобы все шли не в ногу.  До сих пор никто еще со стопроцентной убедительностью не опроверг и не доказал прямого факта отсутствия или существования Бога — Высшего Разума.  А отсюда, как известно, все сомнения трактуются в пользу «обвиняемого», предполагаемого.
Гейне признавался, что стоит ему услышать, что кто-то оспаривает бытие Бога, как  его охватывают странное беспокойство, тоскливая жуть, какие он испытал в доме  умалишенных, когда его окружили сумасшедшие, а он потерял из виду провожатого. Перспектива оставаться одному без провожатых в этом безумном мире всегда страшила   великого поэта Гейне.
Не случайно выдающиеся  педагоги Коменский, Песталоцци, Руссо, Ушинский и  другие в основу воспитания, любой школы ставили наряду с  образованием и воспитание  нравственности человека через веру в Бога. «Есть только один  идеал совершенства, пред которым преклоняются  все народности и который объединяет все народности, — это идеал, представляемый религией. Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном   учении, и воспитанию остается только прежде и в основу всего вкоренить истину  религии. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же должно служить для воспитания каждого религиозного народа источником всякого света и всякой  истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди  человека и народов; за ним должны стремиться  развитие всякой народности и всякое  истинное воспитание, идущие вместе с народностью», — говорил знаменитый русский  педагог К. Ушинский. Еще в ХIХ веке он писал: «В Швейцарии, Германии, Англии и Америке в основу всего народного образования давно уже проникло убеждение, что знания разделяются на необходимые, полезные и приятные и что необходимые  должны  ложиться в душу ребенка прежде всех и в основу всем и приобретение их должно быть  поставлено в независимость от приобретенных прочих — полезных и приятных. Такими  необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать,  знание оснований своей религии и знание своей родины. Это уже ясно  выработавшаяся педагогическая аксиома; кажется, и нам пора сознать ее и провести  повсюду в народном образовании. Без этого нельзя сделать никакого серьезного шага вперед». Такое ощущение, что это утверждается сейчас, а не двести лет назад.
Другой  великий чешский педагог Я. Коменский учил нас более трехсот лет назад:  «Нужно старательно внушить юношеству назначение нашей жизни, а именно, что мы  рождаемся не только для самих себя, но и для Бога и для ближнего, т. е. для всего  человеческого  рода; исходя из этого убеждения, каждый уже с детства пусть привыкает  подражать Богу, ангелам, солнцу и другим более благородным созданиям, т. е. делать и стараться  оказывать пользу своими услугами возможно большему  числу людей.     Итак,  тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы  все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия, знали бы и  умели, как везде друг другу помогать. Люди будут уметь и хотеть делать это, нужно  только их этому научить. Подобного рода предписания для жизни нужно извлекать из  Священного писания и изречений мудрецов. Например, почему и как нужно избегать  зависти? Каким образом защищать сердце от печалей и всяческих  человеческих  несчастий? Как умерять радость? Каким образом сдерживать гнев, изгонять преступную  любовь и т. д.
В чем же состоит настоящая работа учителя? В изучении  мудрости, которая делает  нас возвышенными, мужественными, великодушными.  Это именно то, на что мы указали  под видом нравственности  и благочестия; только благодаря этому мы  становимся  поистине выше тварей, более близкими к самому Богу».
Говорят, когда профессор  одной из швейцарских школ узнал, что в школах  Кыргызстана нет предмета религиоведения, он искренне изумился: «А как вы тогда учите своих граждан нравственности, морали?».
Сейчас в школах России, которая вследствие прихода прогрессивных деятелей быстро пошла вперед и на которую мы издавна привыкли  ориентироваться, повсеместно ввели предметы религиоведения. Делаются эти попытки  и у нас, но, к сожалению, многие, от которых это зависит, не придают этому должного  значения, всячески оттягивают процесс, боятся как бы чего не вышло. Верно  думают, что народ сам найдет, что ему нужно, и сам по себе станет высоконравственным и высококультурным. Наши деятели больше обеспокоены материальными проблемами. Но, как гласит народная мудрость,  «не хлебом единым жив человек».
Высмеивая тех, кто понял, что надо как можно быстрее вводить в образование  «богословные» предметы, пока наш народ окончательно не одичал, один из  журналистов газеты «АиФ» К. Луцюк пишет, что, по мнению сторонников этой новации, преподавание религии позволит  избежать межрелигиозного напряжения и  национализма. Да, возможно, в какой-нибудь развитой стране это действительно  следовало бы попробовать, но мы все прекрасно понимаем, что никакого просвещения  в результате не получится. Прикрываясь этим лозунгом, апологеты любой религии начнут  пропагандировать свое вероучение, тем самым еще сильнее способствуя  напряженности».
Еще более странным кажется высказывание этого господина о том, что будто бы  религия связана или, по-другому, зависит от экономической модели развития, т. е. если  модель хорошая, то никого в религию и не тянет, а если модель плохая, то все  разворачиваются и их тянет в радикальные, то бишь в религиозные учения. Отсюда  выходит, чем хуже человек живет, тем он религиознее, и чем лучше живет, тем меньше или совсем не верит в Бога.
Но если журналист действительно считает, что религиозность напрямую связана с уровнем жизни народа (а он, надо думать, конечно же, прежде всего печется о народе и знает, что ему нужно) и у нас наблюдается, как он (не без  оснований), пишет «состояние полнейшего экономического провала», то выходит, человек, критикуя  религию, называя ее «родом духовной сивухи (баратухи), в которой рабы топят  свой человеческий  образ», он, следовательно, выступает против закономерности, которую сам же и утверждает, а именно — тягу народа в религию. Не лучше ли вместо того, чтобы  намекать простому народу, что он излишне пристрастен к сивухе, потере человеческого образа,  дать ему возможность (опять же если его народ этого хочет) найти свое  успокоение (а нам бы это не помешало) хотя бы и в религии. Может, он от этого перестанет меньше пьянствовать, сквернословить, митинговать, протестовать, громить, заниматься воровством и самозахватом и т. д. и, «вдарившись» в религию, приобретет  успокоение, умиротворение, проникнется чувствами  доброты, милосердия,  человеколюбия и начнет действительно работать, как некоторые. Чем же тогда плоха  религия?
Также господин К. Луцюк явно переигрывает, когда прописывает нашему  больному обществу «сильную руку», сильную личность, т. е. предлагает больному  лекарство, которого нет или, вернее, которое нам недоступно. Он, став в позу артиста,  вопрошает: «Где она — сильная рука?». И пока зрители недоуменно переглядываются, он,    не скрывая  своего восхищения, любви и беззаветной преданности, встав в позу «ку» (иначе нельзя разговаривать  с вождями), показывает на лидеров других стран.
Да, нам нужна сильная рука, но другая, более могущественная, более верная, более  проверенная веками и потому надежная.  Это может быть только Бог, вера во Всевышнего, вера в его силу. И не важно, есть он или его нет. Как сказал Вольтер: «Если  бы не было Бога, его надо было бы придумать». Нам незачем изобретать колесо, гадать,  думать. Конечно, многие опасаются и остерегаются мыслей вроде тех, которые говорит журналист: «Поможет ли преподавание  религиоведения в борьбе с национализмом, то здесь есть повод для сомнений. Все  последние годы «эксперты» кричали, что юг нашей республики сильно исламизирован и это в скором  времени станет проблемой. Трагические события в июне прошлого года доказали нам,  что религия слабо помогает бороться с национализмом… Межэтническое столкновение на юге, где подавляющее  большинство жителей как узбеков, так и кыргызов были  последователями учения пророка Мухаммеда, случилось».
Во-первых, столкновения произошли совсем по другой причине. Религиозность тут  ни при чем. Как мимоходом заметил премьер-министр А. Атамбаев: «Некоторые люди живут в  Кыргызстане и не считают себя гражданами этой республики». Он, наверное, имел в виду, что некоторые граждане  нашей страны не признают ни законов, ни языка, ни самого народа, ни территориальной  целостности той страны, в которой живут, стараются доминировать, занять  главенствующее положение, получить односторонние выгоды. Результаты расследования  показали, кто кого хотел запугать и  получить выгоды.
Во-вторых, с введением религиоведения в школах думать, что все вдруг в одночасье бросятся усердно читать Коран, фанатично бить лбами о землю, отращивать  бороды, наматывать на головы чалмы, спешно менять  мини-юбки на мусульманские  балахоны и закрывать стыдливо  личики, призывать к созданию   халифата, идти войной на иноверцев, объявлять джихад и т . д., это утопия и  абсурд. Как показывает история, насаждение религиозности, богобоязни, веры в Бога — это длительный  и сложный процесс.
К примеру, христианство на Русь пришло в IХ в. Потребовались многовековые  усилия, чтобы заставить верить людей в Бога. Многие бежали в леса и до сих пор еще  сохранились скиты, где люди отказываются верить и принимать религию. Многие из тех,  кто силой насаждали религии,  сами погибли  в сражениях. Даже пройдя огромный путь с верой в Бога, и те не устояли против все тех же наших советских классиков, которые всего за несколько лет всех поголовно «обрили» в ярых безбожников-атеистов, перечеркнув многовековой труд тех, кто старался привить идеалы человеколюбия, всепрощения, чистоты и т. д.  Думается, мы и  сейчас находимся  под впечатлением чар этих советских классиков. Так глубоко еще сидит  в нас вирус «антихристов».
И если бы  наши руководители перестали бояться, что в лице мулл и святош у них могут появиться серьезные конкуренты на власть, которые  захотят отобрать у них портфели, то они, как честные люди, которые, конечно же, в глубине   души болеют за свою страну, за свой народ, поняли бы, что их главный  враг не Бог, а наши безбожие, глупость, мнительность, жадность, гордыня и т. д., и, не  теряя времени, ввели бы в школах религиоведение и  т. д. — мол, читайте, детишки, Коран, на  здоровье, просвещайтесь, авось из вас вырастут более умные и высоконравственные люди и вы сможете когда-нибудь сделать то, чего не смогли  сделать мы, хотя и мы старались поднять наш Кыргызстан до разряда передовых стран.

Кубанбек АБДЫКАИРОВ,
ст. преподаватель ОшТУ.






Добавить комментарий