Main Menu

Третий год с парламентом — Пациент скорее жив…

(Окончание. Начало в номерах от 12, 15 и 16 января 2013 г.).


 «В доме свет погас, отключили газ…»
«Закончился год холодной зимой, которая принесла беды нашим горожанам».
(Жоомарт Сапарбаев)
А в результате — 19 декабря законотворцы вызвали членов правительства во главе с премьер-министром Жанторо Сатыбалдиевым на «ковер».
Если верить агентствам, то Анвар Артыков сказал, что депутаты заслушивают «детские» ответы членов правительства: «Вы когда-нибудь сами себе задавали вопрос: почему такие высокие цены на уголь у нас? В свое время Максим Бакиев добавлял каждому угледобывающему предприятию стоимость. Цены на уголь в два раза выросли. Казахстанский в Таласской области стоит 3 000 сомов за тонну, а наш местный почему-то как минимум 3 200. Население же покупает по 4 000-5 000 сомов. Руководители угледобывающих предприятий платят чиновникам, схемы работают до сих пор. Сегодня коррупция в правительстве есть».
Лидер парламентского меньшинства Мыктыбек Абдылдаев заявил, что нужно признать подготовку правительства к зимнему периоду неудовлетворительной. Такого же мнения был и республиканец Максат Сабиров. А вот лидер оппозиционной фракции «Республика» Алтынбек Сулайманов посчитал, что «нужно рассматривать ответственность «Кыргызгаза», правительство тут не виновато».
Выразил тогда свою точку зрения и спикер Асылбек Жээнбеков: «До сего дня мы вырабатывали электроэнергию, передавали ее через соседние страны и не можем ее получить, хотя она у нас есть. Кто виноват? На протяжении 20 лет этот вопрос не решался. Ну давайте скажем, что в этом году он начал решаться. Когда я жил в Оше, неделями, иногда месяцами в дома не поступал природный газ, на целые сутки вырубался свет. Но я не хочу хвалить сегодняшнее правительство. Каждое должно стремиться к лучшему». Торага также отметил, что нельзя во всем винить Жанторо Жолдошевича: «Правильно говорят: «Система виновата». Когда выйдем из системного кризиса? Когда начнут проводиться системные реформы», но вместе с тем добавил, что правительство должно извлечь уроки.
В итоге депутаты признали работу правительства неудовлетворительной.
И тут хотелось бы отметить две вещи. Во-первых, а не пахнет ли все это дело местью? Ведь Жанторо Сатыбалдиев уволил из аппарата правительства родственников депутатов: дочь арнамысовца Анвара Артыкова, сыновей арнамысовцев Абдрахмана Маматалиева и Эсенгула Исакова, атажуртовца Курманбека Осмонова, дальнего родственника депутата из «Ата-Журта» Жылдызкан Джолдошовой…
Во-вторых, говорят, что сани готовят летом. В июле и августе парламентарии были на каникулах и в регионах, зато успели развалить коалицию, создать новую, определиться с кандидатурой премьера и в первые дни сентября утвердили новый состав правительства, даже не подумав у прежнего кабмина потребовать отчета о проделанной работе. Так кто в итоге виноват?
И это касается не только этой конкретной декабрьской ситуации, а вообще самовосприятия парламента. Законодатели мнят себя вершителями судьбы страны, но не хотят признавать, что на них лежит и ответственность, не только функция контроля! Хочу привести в пример Японию, где в декабре прошли выборы в нижнюю палату парламента — ключевую, формирующую правительство. Причиной ее досрочного роспуска стало недовольство населения кризисом в стране.
Вы помните, чтобы на пресс-конференциях депутатов и торага им тоже задавали острые вопросы вроде «Не стали ли вы еще драконом?», «В какую страну вы хотели бы убежать?», «Не стыдно ли вам за то, что происходит в стране?» и «В ваших домах отключали свет?». Журналисты обычно интересуются законопроектами, посещаемостью, расходами и уголовными делами. Мы еще не готовы воспринимать их не просто как законотворцев, но  и как ответственных за происходящее в стране, в экономике к примеру.

Война без особых причин?
 «За первый год работы парламента мы смогли создать настоящий парламентаризм. Правда, во второй половине года мы забыли о том, что избирали этот путь. Народ говорит, что парламент стал ручным, послушным».
(Ахматбек Келдибеков)

А в чем проявляется то, что он стал ручным? В том, что интересы нескольких партий сейчас совпадают? Но, может быть, это временно, все-таки каждой из них руководит довольно своенравный лидер. И ведь связано их партнерство со стремлением иметь больше шансов против соперников.
Разве ветви власти должны непременно враждовать, а не сотрудничать? Какие уже есть причины для войны с Президентом? Если они существуют, депутат Ахматбек Келдибеков и его фракция, вся парламентская оппозиция могут о них заявить в парламенте. Нам всем было бы интересно узнать.
Парламентаризм — это не передача всей полноты власти от Президента Жогорку Кенешу, не монополия ее, не диктатура парламента, а баланс ветвей власти, система (как ни набило оскомину это выражение) сдержек и противовесов. А иначе в чем же тогда изменения? Только перемена мест слагаемых?  Покончив с драконами в лице бывших двух глав государств, не получим ли мы дракона в виде законодательного органа или одной только партии в нем и ее лидера?
Важно, напротив, продумать, как избежать этого — сосредоточения всей власти в одних руках. Глава государства Алмазбек Атамбаев считает, что путь к справедливой конкуренции политических сил в стране лежит через честные выборы. Но все ли игроки политического пространства решат обойтись только честной борьбой — без подкупа, «карусели», проброса, подвоза и прочих грязных технологий? Во всяком случае, как показывает жизнь, делать это становится все труднее. Все-таки ситуация, когда всех «сдают», хороша: она способствует повышению прозрачности и эффективности в политике.
Если говорить, например, о Жогорку Кенеше, то очень позитивно, что в нем представлены разные политические силы. Как бы кто ни относился к «Ата-Журту», поступку  Камчыбека Ташиева, нельзя отрицать, что присутствие этой фракции и вообще оппозиции в ветви власти, равно как и вражда «Ата Мекена» и «Республики» гарантируют, что сговора партий, взаимного замалчивания «грехов» не ожидается, напротив, все будут перед народом как на ладони.
Так зачем нам идти вспять, отказываясь от новой политической системы, если она выгодна?
За два года после Апрельской революции  удалось заложить основу для справедливой конкуренции политических сил: приняв новую редакцию Конституции, изменив выборное законодательство, сформировав Жогорку Кенеш,  местные органы на многопартийной основе и ЦИК — из кандидатур Президента, партий и гражданского общества и так далее.
Просто необходимы и дальнейшие шаги, например, включение в Конституцию и в выборное законодательство нормы о том, что никакая партия, даже набравшая наибольшее количество голосов избирателей, не может получить больше 50% мест в парламенте и местных кенешах: для присутствия в этих органах разных сил с разными позициями. Наверное, это помогло бы избежать диктатуры одного политобъединения.
Словом, подытоживая, хочу, как и год назад, напомнить: если парламент не идеален, это не значит, что парламентаризм плох. Просто осталось научиться им пользоваться.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

 






Добавить комментарий