Минздрав — защитный зонтик?..
Сегодня Фонд обязательного медицинского страхования — самостоятельная структура при правительстве, которая выдвигает ряд инициатив в области здравоохранения, относящихся к политическим функциям. По сути, ФОМС — плательщик, т. е. техническое агентство, призванное оплачивать медицинские услуги в соответствии с той политикой, которую должен разрабатывать госорган — Министерство здравоохранения.
Предлагаемое ФОМС начиная с первого дня получения независимости и самостоятельности не всегда соответствует политике, проводимой Минздравом в рамках реформ. К примеру, это те же индивидуальные счета, централизация обеспечения лекарственными средствами и ряд других инициатив. В конечном итоге это дисбалансирует политику здравоохранения и нежелательно в период реформирования.
ФОМС — единственный плательщик медуслуг, имеющий полномочия влиять на их качество. Но сегодня те механизмы и полномочия, которыми он наделен, надо совершенствовать и тем самым устранить имеющиеся недостатки, разработать приемлемую политику и механизмы. Для продвижения этих реформ надо, чтобы Минздрав и ФОМС были в одной связке. И теория, что ФОМС утверждает, что плательщик и поставщик должны быть разделенными и независимыми друг от друга, более относится к чисто классической страховой модели. На сегодня в нашей стране ее нет, и ФОМС не страховая компания в чистом виде, а госструктура, распределяющая государственные деньги, как Минфин, Соцфонд и Казначейство. Для ФОМСа деньги собирают налоговая инспекция и Социальный фонд. И в тех механизмах, которыми руководствуется фонд, нет по сути страховой системы, страхового риска, страхового случая.
Когда нужно платить по страховке, ФОМС не возвращает затрат застрахованного, а распределяет собранные деньги по нормативам и переводит их поставщикам медицинских услуг. Кроме того, ФОМС утверждает, что поставщик — Минздрав, а на самом деле поставщики — это государственные учреждения, предоставляющие медицинские услуги. Минздрав же — только их учредитель и все.
Теория, что поставщик и плательщик должны быть независимы друг от друга, не верна и не совсем соответствует действительности. Здесь нельзя оперировать примерами, которые работают в других государствах, где уже более сотни лет действует классическая система страхования.
Потому я считаю, что в условиях проведения реформ, дефицита бюджета (а в здравоохранении он состоит только из тех средств, которые направляются на содержание инфраструктуры и персонала, то есть более 80% от общего бюджета) Минздраву следует вместе с ФОМСом работать над тем, чтобы эти средства использовались максимально рационально и эффективно для улучшения качества медицинского обслуживания. Необходимы совместные усилия и координация политики в реализации.
Я убежден, что это нужно для сохранения тех завоеваний, которые уже достиг ФОМС, и продолжать их дальше. Если фонд начнет осуществлять только технические функции и только распределять деньги, то общество может задаться вопросами о его целесообразности. Под Минздравом он будет, как бы под защитным зонтиком.
Артыгалы МУРАТАЛИЕВ,
врач-хирург, эксперт высшей
категории.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More