Main Menu

Минздрав — защитный зонтик?..

Сегодня Фонд  обязательного медицинского страхования — самостоятельная  структура при правительстве, которая выдвигает ряд инициатив в области здравоохранения, относящихся к политическим функциям. По сути, ФОМС — плательщик, т. е.  техническое агентство, призванное  оплачивать медицинские услуги в соответствии с той политикой, которую должен разрабатывать госорган — Министерство здравоохранения.

Предлагаемое ФОМС начиная с  первого дня получения независимости и самостоятельности не всегда соответствует политике, проводимой Минздравом в рамках реформ.  К примеру, это те же  индивидуальные счета, централизация обеспечения  лекарственными средствами и ряд других инициатив. В конечном итоге это дисбалансирует политику  здравоохранения и нежелательно в период реформирования.
ФОМС — единственный плательщик медуслуг, имеющий полномочия влиять на их качество. Но сегодня те механизмы и  полномочия, которыми   он наделен, надо совершенствовать и тем самым устранить имеющиеся недостатки, разработать приемлемую  политику и механизмы. Для  продвижения этих реформ  надо, чтобы Минздрав и ФОМС были в одной   связке. И теория, что ФОМС утверждает, что плательщик и поставщик должны быть разделенными  и независимыми друг от друга,  более относится к чисто классической страховой модели. На сегодня в нашей стране ее  нет, и ФОМС  не страховая  компания в чистом виде, а госструктура, распределяющая государственные  деньги, как Минфин, Соцфонд и Казначейство. Для ФОМСа деньги  собирают налоговая инспекция и Социальный фонд. И в тех механизмах, которыми руководствуется фонд,  нет по сути страховой системы, страхового риска, страхового  случая.
Когда  нужно платить по страховке, ФОМС не возвращает затрат застрахованного, а распределяет собранные деньги по нормативам и переводит их  поставщикам медицинских услуг. Кроме того, ФОМС утверждает, что  поставщик — Минздрав, а на самом деле поставщики — это государственные учреждения, предоставляющие медицинские услуги.  Минздрав же — только их  учредитель и все.
Теория, что поставщик и плательщик должны быть независимы друг от друга, не верна и не совсем соответствует действительности.  Здесь нельзя оперировать примерами, которые работают в других  государствах, где уже более сотни лет действует классическая система  страхования.
Потому я считаю, что в условиях проведения реформ, дефицита  бюджета (а в здравоохранении он  состоит только из тех средств, которые направляются на содержание инфраструктуры и персонала, то есть более 80% от общего бюджета) Минздраву следует вместе с ФОМСом работать над тем, чтобы эти средства использовались максимально рационально и эффективно для улучшения качества медицинского обслуживания. Необходимы совместные усилия и  координация политики  в реализации.
Я убежден, что  это нужно для  сохранения тех завоеваний, которые уже достиг ФОМС, и продолжать  их дальше. Если фонд начнет осуществлять только технические функции и только распределять деньги, то общество может задаться вопросами о его целесообразности. Под Минздравом он будет, как бы под защитным  зонтиком.

Артыгалы МУРАТАЛИЕВ,
врач-хирург, эксперт высшей
категории.

 






Добавить комментарий