Main Menu

Третий год с парламентом — Пациент скорее жив…

В предновогоднем номере мы предлагали вашему вниманию итоги 2012-го в изложении депутатов Жогорку Кенеша. Попробуем составить из этого единую картину. Итак.

Рокировки

— «Политический год запомнился в основном передрягами» (Жоомарт Сапарбаев).
— «Год был сложный: дважды поменялось правительство» (Игорь Гусаров).
— «В этом году главным событием для меня стало то, что парламентское большинство распалось и затем была создана новая коалиция» (Чыныбай Турсунбеков).

В 2012-й мы вступили с новым кабинетом министров во главе с Омурбеком Бабановым (до этого вице-премьер-министром). Этому предшествовали развал парламентской коалиции большинства «Единство и развитие» (в нее входили СДПК, «Республика» и «Ата-Журт»), смещение с поста спикера атажуртовца Ахматбека Келдибекова, образование нового (уже третьего) альянса «Биримдик» из фракций СДПК, «Республика», «Ата Мекен» и «Ар-Намыс», избрание торага Асылбека Жээнбекова.
Лидера партии «Республика» Омурбека Бабанова премьером утвердили 23 декабря позапрошлого, 2011 года, вместе с ним и членов правительства. Проработали они относительно недолго. После продолжительной антибабановской кампании (основными застрельщиками которой были атамекеновцы), взаимного обмена обвинениями в августе 2012-го правящее большинство снова распалось, правительство и премьера отправили в отставку.
Сентябрь, вернее третья сессия V созыва Жогорку Кенеша, начался с обнародованной вести о создании нового союза фракций (уже четвертого) — на этот раз СДПК, «Ата Мекена» и «Ар-Намыса». Назвали его «Ырыс алды ынтымак». В оппозиции остались «Республика» и пребывавший там почти год «Ата-Журт». Кстати, впервые в истории этого созыва и меньшинство  создало свою коалицию, назвав ее «Мыйзамдуулук жана адилеттуулук».
На первом же своем пленарном заседании 5 сентября парламентарии одобрили состав правительства во главе с премьер-министром Жанторо Сатыбалдиевым. И в этот же день лидер партии «Ата-Журт» Камчибек Ташиев едва не подрался с депутатом из одноименной фракции Хаджимуратом Коркмазовым. Формально поводом к ссоре послужило интервью нардепа одному из агентств, на самом деле, кажется, тот не устраивал лидера партии изначально,  не зря ведь «Ата-Журт» так долго волокитил его присягу в парламенте. Позже, когда фракция из депутатов от этого политобъединения оказалась вне правящей коалиции, Хаджимурат Коркмазов сотоварищи создал блок «За реформы!» и заявил о поддержке большинства. Именно так зареформисты поступили и на этот раз, примкнув к коалиции «Ырыс алды ынтымак». У стен парламента митинговали сторонники «Ата-Журта», требуя лишить депутатских мандатов Хаджимурата Коркмазова, Романа Шина и Нарынбека Молдобаева (кстати, «За реформы!» покинули Эльмира Иманалиева и Бахадыр Сулейманов).
Чыныбай Турсунбеков, лидер фракции СДПК, поясняет политические процессы так: «От правительства зависит многое в стране. И поэтому мы пытаемся сформировать эффективный состав кабинета министров».
Но, возможно, не у всех тех, кто участвовал в «низложении» Омурбека Токтогуловича и его команды, были такие мотивы. Мы все стали  свидетелями длительной и методичной антибабановско-республиканской кампании, развернутой «Ата Мекеном». Эта фракция во главе с ее лидером Омурбеком Текебаевым сначала взяла под свое крыло экс-генпрокурора Кубатбека Байболова, выступившего в ЖК с громкими откровениями (подтверждения которым потом депутатская комиссия не нашла). Потом использовала обвинения в поставках радиоактивного угля (а Министерством энергетики тогда руководила креатура «Республики»; суды оправдали Аскарбека Шадиева и других подсудимых по этому делу),  обличения экс-главы «Кыргызнефтегаза» республиканца Исхака Пирматова,  упреки непосредственно в адрес главы кабмина, например, за получение «взятки» от турецкой компании в виде дорогого скакуна (следствие не нашло подтверждения «криминалу»)…
Однако и у «Республики» нашлось чем парировать. Самым весомым компроматом оказалось видео с откровениями подозреваемого Абдуллы Юсупова (результатом которого стало расследование причастности атамекеновцев к мародерству в апреле 2010 года; МВД, правда, заявило, что не нашло доказательств их вины).
Также тогдашний пресс-секретарь премьера Султан Каназаров заявил СМИ, будто «Ата Мекен» в свое время просил Омурбека Бабанова назначить руководителем «Кыргызнефтегаза» их человека. Фракция, разумеется, такие заявления опровергла. Не знаем, насколько Каныбек Масиров «их», но письмо с подобной просьбой за подписью вице-спикера и члена «Ата Мекена» Асии Сасыкбаевой действительно имеется (у нас копия). Непонятно, почему она просила за предприятие…
Противостояние это похоже больше на вражду двух политиков и их кланов, чем на заботу об эффективности работы правительства.
Конечно, в частой смене чиновников, нестабильности ничего хорошего   нет. С другой стороны, это все же стоит рассматривать как позитивный факт: каждый сидящий на посту должен понимать, что он не будет занимать его вечно и малейший проступок может стоить ему должности. Как говорил сам Омурбек Чиркешович на «круглом столе» в конце марта 2012-го, политическая система ныне такая, что заниматься коррупцией стало менее выгодно, потому что всех «сдадут»: в этом, мол, и прелесть конкуренции.

Всех «сдают»

— «То, что посадили наших коллег, не радует» (Ахматбек Келдибеков).
— «Мне этот год запомнился тем, что аж четырех депутатов привлекли к уголовной ответственности» (Дастанбек Бекешев).

В начале 2012 года Генпрокуратура попросила у Жогорку Кенеша разрешения на привлечение к уголовной ответственности республиканца Исхака Пирматова. Он подозревается в причинении ущерба государству в бытность главой «Кыргызнефтегаза». Фракция «Ата Мекен» поддержала представление главного надзорного органа. Но на пленарке большинство членов палаты проголосовало против снятия с него депутатской неприкосновенности.
Заведены дела и на атажуртовцев Нурлана Сулайманова (который лечится в Германии), Наримана Тюлеева (оба подозреваются в злоупотреблении служебным положением на своих бывших постах). Последний арестован, как и Садыр Жапаров, Камчибек Ташиев и Талант Мамытов. Нависла угроза и над республиканцем Элмуратом Обдуновым (тоже якобы нанес государству ущерб на прежней работе; комиссия рассматривает представление Генпрокуратуры).
Что касается Камчибека Ташиева и Садыра Жапарова, то за все время их депутатства в этом составе парламента против них дважды возбуждались уголовные дела. Первый раз Камчибек Кыдыршаевич попал в поле внимания надзорного органа после будто бы совершенного им избиения коллеги по ЖК Бахадыра Сулейманова. Палата его в обиду не дала. Отстояла она недавно и Садыра Нургожоевича по делу о сделках с недвижимостью. А второй раз дела завели по нескольким статьям УК: оба попали в СИЗО ГКНБ после митинга 3 октября и обвиняются в покушении на насильственный захват власти и публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя. Вместе с ними угодил за решетку и Талант Мамытов. Тяжесть предъявленных обвинений позволяет привлекать их к ответственности, не спрашивая у Жогорку Кенеша разрешения.
Массовую акцию протеста 3 октября Садыр Жапаров организовал после возбуждения против него вышеупомянутого уголовного дела о купле-продаже здания по адресу:  ул. Киевская, 74. Он будто бы приобрел (и сам это подтвердил на пресс-конференции 18 сентября) его у Эльдара Мадылбекова, сына депутата из фракции «Ата Мекен» Туратбека Мадылбекова. Оно до 2009 года принадлежало государству, затем было присвоено Максимом Бакиевым, после Апрельской революции 2010 года национализировано, но якобы захвачено Эльдаром Мадылбековым сотоварищи. Садыр Нургожоевич утверждает, что не знал о национализации. Но, по словам начальника отдела внутренних расследований Генпрокуратуры Каныбека Турдумамбетова, должен был знать, потому что, когда изначально пытался перепродать его Арзыбеку Бурканову, выяснилось, что двухэтажка находится под запретом прокуратуры Бишкека, поэтому та сделка не состоялась и нынешний нардеп уступил объект некоему Маматову.
Как бы то ни было, Жогорку Кенеш не нашел достаточных доказательств вины своего коллеги.
Говоря объективно, все эти громкие разоблачения (правда, мы пока не увидели никаких результатов) дают надежду на очищение власти. Может быть, чиновники и депутаты и в самом деле начнут бояться преступать закон, думая, что всех «сдадут»?

Одни ищут золото, другие… выгоду?

— «В этом году запомнилось то, что начали и завершили свою работу комиссии по изучению ситуации на Кумторе» (Максат Сабиров).

Вторая сессия этого созыва Жогорку Кенеша завершилась в июне заслушиванием отчета временной депутатской комиссии по проверке и изучению деятельности ЗАО «Кумтор оперейтинг компани». Образована она была 15 февраля (и сменила прежнюю под председательством депутата Эркингуль Иманкожоевой), возглавил ее Садыр Жапаров. Главные претензии ее членов к золотодобывающему предприятию касались экологии. Садыр Нургожоевич предлагал и проект постановления, но парламентарии его не одобрили и предложили выработать согласованный вариант с учетом разных мнений самих законотворцев и правительства. Три комитета и четыре фракции в итоге такой разработали, но Садыр Жапаров и несколько атажуртовцев (Жылдызкан Джолдошова, Мыктыбек Абдылдаев, Курмантай Абдиев) лоббировали свой проект.
А предлагали они отменить постановление Жогорку Кенеша от 30 апреля 2009 года «О ратификации Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» (согласно которому Кыргызстан получил 33% (вместо прежних 15,6%) акций в «Центерра голд инк.»), заодно и постановление правительства от 5 июня 2009 года, последовавшее за этим соглашением; создать временную специальную межведомственную комиссию по определению финансовых обязательств между правительством, ОАО «Кыргызалтын», «Центерра голд инк.», ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» и ЗАО «Кумтор голд компани».
Также Садыр Жапаров и его единомышленники считали нужным учредить новое акционерное общество «Кумторалтын» для осуществления функций государственного управления рудником «Кумтор». При этом кандидатуры половины членов состава совета директоров ОАО «Кумторалтын» плюс еще одного выдвигал бы и утверждал Жогорку Кенеш, то есть и Садыр Жапаров сотоварищи тоже. Предлагалось парламенту прибрать к рукам все недра Кыргызстана, реорганизовав ОАО «Кыргызалтын» и передав все его активы новому «Кумторалтыну».
Однако большинство законодателей тогда проголосовали за согласованный проект постановления и в итоге поручили создать государственную комиссию для более тщательного изучения ситуации на Кумторе. В конце 2012-го она озвучила свои итоги (но еще не представила их на пленарке в парламенте).
Как мы уже говорили выше, 3 октября Садыр Жапаров заговорил о Кумторе вновь — на митинге на площади Ала-Тоо и в парламенте. Потом он оказался в СИЗО, а в Бишкеке и регионах прошли митинги сторонников арестованных атажуртовцев.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
(Продолжение
в следующем номере).






Добавить комментарий