Main Menu

Любовь, вино и драгоценности, или Бег может быть веселым

В Кыргызстане побывал японский бегун и организатор марафонских туров Шиничи ТАКАХАШИ. Он встретился с организаторами I Международного Иссык-Кульского марафона «Бег ради дружбы» из фонда «Жапон-кыргыз биримдиги», пообщался с местными ветеранами-легкоатлетами и пообещал в этом году приехать с туристами-марафонцами.
Благодаря сотрудникам фонда «Жапон-кыргыз биримдиги», в частности, Ибарат Самаковой, которая переводила при встрече, нам удалось узнать от гостя много нового и интересного об увлекательном мире марафонов. Оказывается, бег не только способствует оздоровлению нации, но и привлекает туристов, стимулирует производство, а на трассе можно не только побыть персонажем аниме, продегустировать вина, но и встретить свою половинку.

— Как давно и с чего началась ваша деятельность?
— Я сам начал бегать 30 лет назад. С детства люблю физкультуру. Также мое хобби — странствия, три раза совершал кругосветные путешествия. Поэтому я устроился работать в туристическую компанию. Сначала продавал обычные туры, потом решил объединить хобби и работу и занялся марафонскими турами. Как раз 25 лет назад в Японии начался марафонский бум, стало много бегунов, они стали искать места в мире, где можно побегать. Я начал с ними работать, по всему миру бегать. Первый тур организовал 25 лет назад: вывез группу на Гавайи на Гонолулский марафон. Первый раз его провели 40 лет назад врачи-кардиологи, которые рекомендовали бег как средство профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Там нет ограничений по времени, необязательно быть первым и лучшим. Организаторы могут всю ночь ждать участников у финиша, пока они не добегут. Интересен такой момент. На этом марафоне мировые рекордсмены и обычные люди могут по одной трассе ходить, общаться, обмениваться опытом. В конце раздают медали: одинаковые для профессионалов и обычных любителей бега. Сейчас в Гонолулском марафоне обычно состязаются и 20 тысяч японцев.
После участия в гавайском марафоне начал думать о других подобных в мире. Сейчас у меня целый год расписан: Париж, Ванкувер и так далее. Недавно стал обращать внимание на страны, не известные в Японии, те марафоны, которые только начали развиваться. Теперь мы с бегунами ежегодно едем в африканские, арабские страны, на Карибские и Фолклендские острова, в Шри-Ланку и Израиль, даже на Аляску.
Моя мечта и цель —  развить культуру бега в странах, где она еще не развита. Недавно услышал об акции в Кыргызстане, заинтересовался, решил приехать и узнать подробнее, как здесь обстоят дела с бегом, рассказать потом в Японии и увлечь вашим мероприятием. Я говорю о туризме, но моя цель не столько показать туристам из автобуса красивые места, а помочь окунуться в здешний быт, культуру, повседневную жизнь. Планируем не заказывать номера в хороших гостиницах, а пожить в семье, с местными бегунами пива попить, узнать об их жизни. Вы можете спросить, как же мы будем общаться? Когда есть язык бегунов, другой не нужен, мы сможем понять друг друга. Я с собой привез подарки: футболки со всего мира, бутсы для бега, подарю их друзьям, которых найду здесь в Кыргызстане. Они — от японских бегунов, побывавших на многих марафонах. Я хотел бы, чтобы кыргызские спортсмены тоже сделали вклад в развитие бега в стране.
Чем полезен и интересен этот вид спорта? Это здоровье, возможность найти друзей и получить хорошее настроение. Господин Мацуда, который тренирует слабовидящих бегунов и тех, кто их сопровождает, вносит социальный вклад. В Японии молодые девушки начали интересоваться бегом, потому что это здоровье и красота. Надеюсь, что марафон в Кыргызстане будет развиваться, возрастет число увлекшихся людей. Таким спортом могут заниматься все, кто хотят, и везде, это не требует подготовки. Для него нет религиозных, культурных, политических препятствий. Главное — только стремление.

— Как вы узнали о марафоне в Кыргызстане?
— Если честно, раньше я ничего не знал о вашей стране. Но прочитал статью японского журналиста о первом Иссык-Кульском марафоне, встретился с ним, расспросил и приехал. К слову, 7 октября я участвовал в токийском марафоне «Омимай» и встретил сотрудника посольства Кыргызстана Тимура, который тоже бежал, причем без подготовки.

— Мне пересказали ваши слова о марафоне во Франции, во время которого можно пробовать разные вина. Можно ли узнать подробнее?
— В Медоке, где производится много вин, ежегодно во вторую субботу сентября проводят забег. Это время совпадает с началом сбора винограда. И на него съезжаются не только любители спорта, но и вина. Им интересно посмотреть, как его производят. Марафонская трасса длиной в 42 километра расположена так, что можно посетить 26 винных заводов, попробовать разные сорта напитка. Со мной ездили те, кто как раз хотел выпить вина, поэтому они пробежали всю дистанцию, чтобы отведать все виды. А на 35-м километре можно еще и покушать. Еда представляет французскую культуру: салями, сырые устрицы, стейки, сыр, мороженое. Вдобавок все участники бегут в костюмах, так что спортивный праздник на самом деле превращается в костюмированное шоу. Участвуют в нем 10 тысяч человек, хотя заявок бывает больше втрое. И вот все 10 тысяч бегут в костюмах, это похоже на карнавал. Мужчины нередко одевают женские наряды.
Это мероприятие не столько спортивное, сколько развлекательное: можно какое-то время идти по трассе или доехать на велосипеде. Некоторые начинают петь, танцевать, могут лечь и заснуть. Это латинская культура. И на всем протяжении трассы нет ни одной уборной, только естественные условия, можно сказать, там везде туалет. Ограничение времени есть — 6 часов 30 минут, в течение которых позволяется делать все, что угодно, а потом на финише получить бутылку вина и рюкзак. Но фактически можно погулять и 7-8 часов, правда, тогда вина не достается, только медаль участника. И хотя бывает такое, что кто-то, опередивший тебя на 20-30 метров, получает заветную бутылку и рюкзак, а кто-то нет, никто не ссорится. Я никогда не видел людей, которые жаловались бы, что не получили подарок, все радуются. Участвовал в таком марафоне восемь раз, а вообще он проводился уже 28 раз.
У нас тоже есть аналогичное мероприятие, но вино только на финише. Я предлагал японским компаниям установить столики с продукцией по всей трассе, но они отказались.

— Слышала, что и на Токийском марафоне можно увидеть косплееров.
— Да, в Токио ежегодно проводится большой забег, на который отбираются 30 тысяч человек из 300 тысяч желающих. Во время него перекрывается трасса. Многие участники одеваются разными персонажами. В этом есть смысл: если ты в интересном костюме, то даже если бежишь медленно, зрители будут ждать именно тебя на финише. И это один из способов увеличить численность бегунов и зрителей.
Кстати, в декабре на марафоне в Гонолулу, о котором я вам говорил, были отдельная трасса для ходьбы и еще костюмированное шоу, конкурс нарядов и призы. Ко мне обращались специалисты из фирм, занимающихся пошивом костюмов, спрашивали, из какой ткани нужно шить, чтобы было не только красиво, интересно, но и удобно при беге. Президент одной японской компании по производству карнавальных нарядов поехал на тот самый винный марафон во Франции, не пил вино, а смотрел одежды и потом начал изучать ткани. У него цель — по всей стране развивать проведение костюмированных мероприятий.

— Что вы посоветуете местным организаторам?
— Я бы хотел подать идею кыргызстанцам. В Японии много марафонов, рекламирующих продукты одной местности: вишневые, арбузные, и во Франции тоже есть забеги, посвященные коньяку, например. У вас тоже хорошо бы затеять такие. В каждой стране есть своя культура, которую можно демонстрировать иностранцам. Очень хочется, чтобы кыргызстанский марафон стал мероприятием, которое будет пропагандировать кыргызскую культуру, особенности, а не только спорт. Например, можно сделать костюм снежного барса.
Сейчас в Японии увеличивается количество людей, которые хотят не просто посмотреть другие страны, но и побегать. Вам нужно привлекать туристов из других стран, но ставить долгосрочную цель, чтобы кыргызстанцы могли тоже участвовать в элитных забегах в разных государствах.

— Все эти бегуны — кто они?
— Раз в месяц мы с моей командой собираемся в количестве от 30 до 100 человек, бегаем вокруг императорского дворца, эту тренировку посещают и иностранцы, а потом все вместе отправляемся в ресторан с кухней какой-то страны.
Мои клиенты те,  кому за 40 лет, потому что такие могут позволить себе путешествие: накопить финансы, взять отпуск.
Но нарастает тенденция увлечения бегом молодых девушек. Они ищут места, где можно побегать, покупают брендовую форму. Например, в женском марафоне в Сан-Франциско ежегодно участвуют 30 тысяч любительниц спорта, и победительницы получают цепочку от Tiffany из рук симпатичных молодых людей в элегантных костюмах. Организаторы специально отбирают таких мужчин. У нас в Нагойе тоже попытались провести подобный, и на первое мероприятие съехались 20 тысяч девушек из всей Японии, причем столько набралось буквально за два-три дня. На этом забеге тоже дарили украшения от Tiffany, но не красивые мальчики, а кто попался.
Есть еще такая акция в Токио: брачные агентства договариваются с организаторами забегов, и на старты приезжают холостяки с целью найти свою пару, причем должно быть одинаковое количество представителей обоих полов. Некоторые девушки плохо бегают, и они просто ходят по трассе и ищут себе женихов. Организаторы продумывают мероприятие так, чтобы мужчины и женщины не кучковались сами по себе, а общались. После марафона проводится вечеринка, где уставшие от бега участники могут поближе познакомиться. Стоит это все 4 тысячи йен (примерно 2 тысячи сомов. — Прим.авт.), в Японии все марафоны платные.
Вообще, у нас в стране много легкоатлетических забегов. Каждую субботу проводится 30-40, может, и больше. Есть официальные, локальные. Многие имеют свои особенности. Это и бизнес — для компаний, которые изготавливают костюмы, напитки, еду. Это положительно сказывается на экономике государства. У нас в каждом отеле есть карта для бегунов с указанием мест бега. Я знаю, что есть гостиница в Милане, в Италии, сотрудники которой увлекаются бегом и на сайте компании разместили информацию для клиентов, что могут побегать вместе с ними, таким образом увеличивая количество гостей. Сейчас в Японии компания Walkman (дочерняя торговая марка Sony. — Прим. авт.) разрабатывает удобные наушники для аудиоплееров, которые бы не падали, а звук был чистым. Создаются специальные очки, линзы. То есть многие в своих разработках отталкиваются от комфорта бегунов, консультируются с марафонцами.

— Спасибо за беседу!

Записала
Алия МОЛДАЛИЕВА.

 






Добавить комментарий