Main Menu

«Паспорт к успеху»

Презентация результатов этой программы  проведена  среди молодежи восьми интернатных учреждений и детских домов в шести областях республики. Возраст ребят — от 14 до 18 лет. В частности, мероприятие состоялось в Чуйской школе-интернате для одаренных детей из малообеспеченных семей, где самые изобретательные поделились результатами своих социальных проектов.

Не секрет, что в Кыргызстане не развита система услуг для детей, лишенных родительского попечения. Воспитанникам детских домов после выпуска сложно адаптироваться в обществе, часто возникают трудности с трудоустройством, поэтому они легко попадают под негативное влияние. Чтобы помочь ребятам встать на ноги, с начала 2012 года общественный фонд «Институт детства» и программа «jasa.kg» организовали этот проект.  Всего им охвачено 12 интернатных учреждений  Чуйской, Таласской, Иссык-Кульской, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. 360 детей из малообеспеченных семей и сирот обучались жизненным навыкам и социализации. Для них организовали выезды в образовательные учреждения, театры, различные компании, благодаря которым ребята смогли бы определиться с выбором профессии.
Первыми о своем проекте рассказали воспитанники Военно-Антоновского детского дома.   Школьный рэкет — одна из наболевших проблем среди подростков, они  хорошо знают об этом, поскольку  сталкивались с ней. Зная ситуацию изнутри, подростки взялись разработать механизмы борьбы с этим злом. Проведена большая работа в одной из школ, где учатся 1 500 ребят. Анкетирование  там показало, что разным видам давления и вымогательства подвергались многие учащиеся.  На тренингах, которые проводили сами дети, обсуждались методы пресечения вымогательства. Выяснилось, что не все знают, куда обращаться за помощью в подобных случаях.
Ребята распространили 400 буклетов с адресами и телефонами организаций, которые  занимаются проблемами школьного рэкета. У учеников пособие вызвало большой интерес, показатель — буклеты просили и для друзей. Дети пообещали, что приложат все усилия, чтобы в этой школе не было вымогательства. Юные участники  проекта высказали очень правильное мнение, что заниматься спортом полезно не только для здоровья, но и для внутреннего мира. Спорт дисциплинирует, появляется стимул в жизни. Школьники  рассказали, что не встречали среди спортсменов  вымогателей и хулиганов.  Поэтому они совместно решили завершить проект «против рэкета» спортивными состязаниями по  волейболу, баскетболу и  теннису.
Вторыми презентовали проект питомцы  Панфиловской школы-интерната для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Они сшили кыргызские национальные костюмы и  устроили показ, работы выглядели очень красиво и дорого. Только потом выяснилось, что  национальные костюмы с довольно сложными узорами разрабатывались без  советов профессионального дизайнера. Все модели ребята нашли в Интернете и самостоятельно сшили.
Чуй-Токмокская школа-интернат поразила всех присутствующих не только своим талантом шить, но и душевной добротой. Учащиеся  сшили постельное белье для Токмокского дома инвалидов. 21 комплект из яркой ткани уже обрадовал людей с ограниченными возможностями здоровья. На презентации ребята показали  присутствующим оставшиеся  комплекты. По их признанию, персонал дома инвалидов и его обитатели удивились, получив  полезные  подарки  от детей, которым самим требуются  забота и  помощь. Это не первый их проект. Желание помогать таким же  нуждающимся у подростков возникло после посещения Токмокского дома малютки. Беззащитные малыши тронули сердца ребят, они увидели, что им не хватает детских принадлежностей. Так  возникла идея первого проекта. Вскоре юные изобретатели закупили ткань и  сшили все необходимые и даже мягкие игрушки.
Чуйская школа-интернат для одаренных детей из малообеспеченных семей затронула больную для общества проблему — мусор и неблагоустроенность на улицах сел. Ребята составили фотоотчет, где наглядно показано, насколько жители их села неаккуратны. Бутылки, фантики, пищевые отходы повсюду. По их мнению, никакие субботники не разбудят в сельчанах сознательность, проверено. Единственный выход — пристыдить людей. Ведь, как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Так, на заборах, киосках и  в других наиболее замусоренных местах появились надписи с просьбами пожалеть детский труд и со словами «Не стыдно вам?». Поможет ли это — покажет время. Ребята своими руками соорудили и скамейки для остановок вместо поломанных. Весной планируется  их установка.
После всех презентаций дети получили сертификаты о прохождении курсов по жизненным навыкам. Разница между детьми до и после обучения очень видна педагогам, работавшим с ними. Не секрет, что у воспитанников детских учреждений есть  трудности в личностном развитии, поведении, они  не умеют правильно расходовать деньги. Одним словом, дети, выросшие вне семьи,  не готовы к самостоятельной жизни. После обучения они стали идейными, многие научились правильно  излагать мысли, вести себя в обществе. Каждый стал задумываться о выборе профессии, которая не только даст возможность заработать, но и принесет пользу обществу.
Программа «Паспорт к успеху»  разработана американскими специалистами и  помогает развиваться молодежи  в 14  странах. Это целый комплекс мероприятий, которые учат  не только успешно выбрать профессию, но и всему тому, что должны прививать  родители.

Анна САРАЖИТИНОВА.

 






Добавить комментарий