Main Menu

Закрыть, и точка!

Более двух  лет у нас  обсуждается законопроект о школе, который должен действовать с 1 января. Впрочем, обсуждается он только в правительстве, в школе — молчание. Потому вместо обещанного повышения зарплаты — значительное понижение (в среднем на 2-4 тысячи сомов). Учителя лишились с таким трудом заработанных категорий, надбавок горкенеша, прекратилась доплата за гимназический компонент в начальных классах. За счёт уничтожения гимназического статуса в начальной школе убраны кружки и секции (в нашей 70-й гимназии перестали действовать 16 кружков). Уничтожены, как класс, школы-комплексы, остались только гимназии, общеобразовательные школы и т. д.

Настроение у учителей тяжёлое, разочарование полное, многие собираются менять профессию. Но наши учителя — всем учителям учителя. Не ставят  палатки перед Домом правительства, не устраивают забастовок, а терпеливо ждут. Ждут 1 января — не может быть, чтобы наше правительство оставило образование в том состоянии, в котором оно находится сейчас. Большинство учителей, несмотря на то что снят в младших классах гимназический компонент и соответственно с этим снята оплата за него, продолжают обучать детей по гимназическим программам.
— Мне стыдно перед детьми переходить на другую программу,  — сказала мне одна из учительниц.
То, чем славились статусные школы республики, а это дополнительное образование, кружки, секции, почти исчезло. А ведь директора подбирали для этого особенно одарённых учителей, дети получали широкий круг знаний и умений. Я уже не работаю в 70-й школе-гимназии, но хочу рассказать хотя бы о двух таких учителях, руководителях кружков и секций, чтобы читатели убедились, как много теряют дети с упразднением этих дополнительных организаций.
Художественный кружок. Руководит им Очкина Лидия Александровна, по специальности — художник-оформитель, дизайнер. Великолепное высшее образование, художник детской книги. 39 лет она работала оформителем, художником то на заводе имени Ленина, то в Институте космических исследований, то в частных структурах. Оформляла учебник французского языка Бертрана Кальми. И сейчас занимается оформлением учебников. У неё совершенно необычная манера рисования — изображение складывается из миллионов цветных точек. Это так необычно и красиво, что даже воры оценили — украли в редакции комплект иллюстраций, выполненных Лидией Александровной для одного из учебников. В школе она не работает, а живёт её делами. Оформляет рекреации, классные комнаты, залы. Так оформила со своим кружком Центр кыргызского языка, что он занял 1-е место в  столице. Учит детей совершенно оригинальной манере оформления. Старое мамино платье, окрашенное и растянутое в раме, приобретает вид старинного куска драгоценной кожи.
Последняя работа Лидии Александровны — оформление спортивных стендов в школе и создание ансамбля ростовых кукол на нитках, которыми руководят члены её кружка. Куклы, нарядно и изобретательно одетые, пляшут под музыку и на школьных спектаклях, и на концертах в домах-интернатах, военных частях и т. д.
Душой школы является и кружок дебатёров, которым руководит Мансурова Асия Гарифзяновна. Одно воскресенье целый день я провела в нашей 70-й гимназии, где Асия Гарифзяновна организовала  турнир дебатёров, в котором участвовали, как всегда, не только наши ребята, но и  ученики разных школ региона: из Шопокова,72-й 61-й школ, Чуйской областной школы гимназии, немецкой школы Германа Гмайнера, Таш-Мойнока, Кашка-Суу, Кувейтской школы «Давха», Бер-Булака, ребята из молодёжной инициативной группы российских соотечественников (МИГ) при Российском центре науки и культуры. Самыми активными участниками, судьями были выпускница 70-й гимназии — член МИГ, организатор дебатного турнира «Кубок ЗОЖ» Мария Сорвенкова и молодой экономист,10 лет не оставляющий наш клуб дебатёров,  Кадыралиев Расул. Дебаты шли вокруг темы «Курить — не курить». Может быть, выпускники 70-й гимназии и отличаются отличной речью, культурой дебатного спора, знаниями, дружбой как раз благодаря этому неувядаемому кружку, который во всех турнирах побеждает.
Слава Богу, эти кружки ещё не прикрыли — директор сумела пока сохранить их.
Закрыли и мой кружок — история Кыргызстана в 4-м классе, где дети знакомились с интересными страницами истории Отчизны, готовились к 5-му классу, в котором начинается систематическое изучение истории республики. Вела этот кружок не я, а молодая учительница истории, но по написанному мной учебничку. Всё лето я работала над его пополнением, добавила материалы о трех новых памятниках в Бишкеке (в память аксыйских событий, Манасу и Чингизу Айтматову), но кружок закрыли. Учебники повисли в воздухе.
Чем без конца творить никому не нужные реформы, наше министерство  и правительство лучше бы позаботились о том, как удержать грамотных учителей в школах республики, создать им нормальные условия для жизни и работы.

Зоя Юрьевна АНДРЕЕВА,
ветеран учительства.






Добавить комментарий