Main Menu

Качество законов — показатель цивилизованности

Важнейшим условием правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Данные критерии достигаются в ходе законотворческой работы государства, в частности, правительства Кыргызской Республики.
Для того чтобы дать читателям возможность вникнуть в суть такой деятельности, мы пригласили для беседы статс-секретаря Министерства юстиции КР Чинару Кудайбердиевну МАМИДИНОВУ.

— Прежде всего хотелось бы узнать общие понятия законотворческой деятельности. Какова ее суть?
— Как уже было верно подмечено, качество принимаемых нормативных правовых актов является одним из факторов, определяющих уровень качества правового регулирования и правовой системы в целом. Таким образом, законотворчество, более широким синонимом которого является нормотворчество, представляет собой деятельность компетентных органов государственной власти по подготовке, экспертизе, принятию, изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов.
Важнейшей задачей государства в области нормотворчества является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. В свою очередь хотелось бы отметить, что нормотворческая деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень нормотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов  являются показателями цивилизованности общества и демократичности государства. Ведь все мы прекрасно знаем, что даже от одного знака препинания может потеряться весь смысл, а в нормативно-правовой сфере, которая призвана регулировать общественные отношения, такие оплошности недопустимы. Закон, по сути, предрешает жизнь человека, то, как он должен и будет себя вести и что имеет право делать.
Очень важны в нормотворческой деятельности ее принципы, т.е. соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, законность, обоснованность, справедливость и гласность.
К сожалению, анализ нормотворческой деятельности государственных органов, функционирующих в системе исполнительной власти, показывает, что имеют место случаи неглубокой проработки качества инициируемых проектов нормативных правовых актов. В связи с этим правительством уделяется внимание таким вопросам, как научная проработка проектов, выработка недвусмысленных формулировок, оценка возможных последствий, так как легковесное отношение к этим вопросам может создать трудности в правоприменительной практике, провоцировать бесконечное количество поправок в действующее законодательство, что, несомненно, дезориентирует граждан.
Поэтому сегодня возникает необходимость в постоянном повышении уровня квалификации специалистов в области юриспруденции.
Министерство юстиции, являясь центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим и осуществляющим функции выработки и реализации государственной политики в области нормативного правового регулирования, в установленной сфере деятельности занимается разработкой и экспертизой проектов нормативных правовых актов, о которой говорилось ранее, координированием законопроектной деятельности органов исполнительной ветви власти, осуществлением защиты прав и свобод человека.
С учетом такой роли мы также прикладываем максимум усилий для повышения квалификации и экспертного потенциала представителей юридических служб государственных органов путем проведения различных обучающих мероприятий.

— Какова роль кабмина в таком процессе?
— Она обусловлена его положением как органа, представляющего отдельную ветвь государственной власти — исполнительную.
Как вам известно, в соответствии с Конституцией КР правительству принадлежит право законодательной инициативы, которое в свою очередь реализуется посредством разработки и внесения законопроектов на рассмотрение Жогорку Кенеша в соответствии с планом законопроектных работ кабинета министров (плановые законопроекты) либо вне его (внеплановые   законопроекты).
Координация его деятельности с другими субъектами законодательной инициативы обеспечивает всесторонний подход к содержанию  законопроектов, соблюдение должной процедуры. Очевидно, что разрабатываемые законы прежде всего должны отвечать потребностям общества.
Одна из основных форм участия правительства в законодательном процессе предусмотрена в части 3 статьи 80 Конституции, которая наделила его серьезными полномочиями по воздействию на законодательный процесс, установив, что проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения правительством источника финансирования.
Кроме того, в законотворческой деятельности возрастает роль министерств и ведомств, которые принимают в ней большое участие и, обладая наиболее полной информацией о проблемах государственного управления и путях их разрешения, разрабатывают и вносят на рассмотрение кабмина проекты законов, необходимость принятия которых определяется временем.
Надо отметить, что, согласно действующему законодательству, разработка и внесение на рассмотрение уполномоченных государственных органов проектов нормативных правовых актов должны соответствовать определенным требованиям. В частности, Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» устанавливает обязательность проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической и антикоррупционной экспертиз в зависимости от правоотношений, на регулирование которых направлен проект, процедурам общественного обсуждения.
Все эти требования продиктованы стремлением подготовить качественный правовой инструментарий для развития всех сфер общественно-политической жизни государства.
Кроме того, правительство участвует в законодательной деятельности также путем дачи официального заключения на внесение изменений в проект закона или уже действующий закон о республиканском бюджете, увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, принятие и изменение финансовых обязательств государства, а также изменение компетенций и полномочий правительства, органов исполнительной власти.

— Учитывается ли общественное мнение?
— Ныне закрепленный законодателем механизм участия гражданского общества в нормотворческой деятельности выражается в возможности участия в обсуждении нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также проектов нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность,  на стадии проектов.
Соблюдение данной процедуры также отражается на качестве принимаемых решений. Такой формат позволяет при выработке окончательного решения максимально учитывать мнения всех заинтересованных сторон, пресечь узковедомственные и коррупционные инициативы. И это, конечно же, представляет собой один из рычагов общественного контроля за деятельностью государственных органов.
Но здесь хотелось бы отметить слабую активность граждан в реализации своего права, которая прежде всего обусловливается недостаточным уровнем их доверия к институтам власти. В связи с этим просветительская работа Министерства юстиции ориентирована на привитие обществу мысли о том, что его участие в   законотворчестве — наиважнейший компонент, который в последующем предопределит правовую сферу регулирования их повседневной жизнедеятельности.

— Как координируется и осуществляется законопроектная деятельность?
— Координация законопроектной деятельности правительства закреплена за Министерством юстиции. Ежегодно кабмин утверждает План законопроектных работ, включающий предстоящую законотворческую деятельность министерств и ведомств. Проект такого документа формируется на основе предложений самих государственных органов и нормативных правовых актов о принятии новых законов, внесении изменений и дополнений в законодательство Кыргызской Республики на очередной год. После его принятия Министерство юстиции проводит ежеквартальный мониторинг исполнения с помощью встреч, сбора информации и методологической поддержки.
У государственных органов также есть  право инициировать проекты нормативных правовых актов и вне этого плана: по поручениям вышестоящих органов, собственной инициативе или в рамках инвентаризации законодательства либо по имплементации норм международного права.

— А что означает инвентаризация нормативных правовых актов?
— Это еще один инструмент совершенствования законодательства, но уже на уровне принятых нормативных правовых актов. Ежеквартально министерства и ведомства совместно выявляют «несовершенные» нормы действующего законодательства. Все еще остается значимый объем противоречивых, дублирующих и устаревших норм, которые и должны быть искоренены в рамках инвентаризации.
Такая работа позволяет проанализировать и выявить основные проблемы в нормотворческой деятельности и в последующем выработать конкретные рекомендации для недопущения существования подобных норм права.
Этот механизм при его надлежащей работе позволит повысить стабильность действующего законодательства и нивелировать практику постоянного его изменения из-за первичной недоработки отдельных положений.
Сама инвентаризация концентрируется на взаимодействии всех государственных органов. При этом параллельно Министерство юстиции работает в данном направлении и с Верховным судом, и с Генеральной прокуратурой.
Так, Генеральная прокуратура на основе Конституции осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами.
В свою очередь одним из полномочий Верховного суда является изучение и обобщение судебной практики, которая складывается из практической деятельности, связанной с рассмотрением заявлений граждан и юридических лиц, также при указанном судебном органе функционирует научно-консультативный совет, призванный разрабатывать научно обоснованные рекомендации по вопросам судебной практики.
В связи с этим можно сделать вывод, что деятельность обозначенных выше трех государственных органов перекликается в недопущении существования в законодательстве норм, способных негативно повлиять на общественно-правовую жизнь государства в целом.
К примеру, главный надзорный орган направлял в Министерство юстиции письма о необходимости пересмотра тех или иных норм нормативных правовых актов, и это нашло свое логическое продолжение в подготовленных нами проектах, некоторые из которых уже приняты и вступили в силу.

— Для чего необходима процедура согласования разработанных проектов нормативных правовых актов?
— Как нами ранее было отмечено, качество принимаемых нормативных правовых актов является показателем цивилизованности общества и демократичности государства.
Данная процедура дает возможность всестороннего и глубокого изучения разрабатываемых проектов с учетом общественных отношений, на которые нормативный правовой акт будет распространять свое действие, путем оценки его положений экспертами в той или иной сфере деятельности. Кроме того, согласование является эффективным инструментом исключения дублирующих и конфликтных положений.

Беседовала Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото предоставлено
Министерством юстиции.

 






Добавить комментарий