Main Menu

Новая история старого Жаны-Жера — Учитель, Будда и 10а

Нам бы встретиться с Ольгой Васильевной Шакловой лет тридцать назад. Тогда все, что она делает, было бы приемлемым, привычным. И эти портреты над доской в ее кабинете истории — Маркс, Энгельс, Ленин — вполне соответствовали бы эпохе. И писать о ней  было бы легко. А сейчас у нее ни душа, ни разум не в ладу со многими изменениями, происходящими в жизни  страны, родного села, системы народного образования, наконец, школы, в которой она преподает больше 30 лет. Плохо это или хорошо? Было бы плохо, если бы она была неправа. Но в том-то и дело, что права!

Мы познакомились с Ольгой Васильевной, учительницей истории и граждановедения Жаны-Жерской школы-комплекса, чуть меньше года назад, вскоре после январского ЧП, когда под стенами  этой школы  едва не схлестнулись в массовой драке ребята двух национальностей. Конфликт погасили в очаге, не дав ему разгореться. Навалились всем миром: хозяин расположенного рядом, на пригорке, магазинчика (спасибо ему,  первым вмешался), учителя, айыл окмоту, старейшины проживающих здесь  общин, милиция, прокуратура,  ГКНБ…  Оперативно установили  причины разборок, провели сельский сход, создали отряды быстрого реагирования, организовали патрулирование. Аксакалы помирили семьи главных участников.
Как выяснилось, трагедия назревала давно. Мы подробно рассказали об этом  в одном из номеров «Слова». Если коротко, то одна из основных причин  заключается в том, что Жаны-Жер, основанный в 30-х годах прошлого века силами брошенных сюда репрессированных представителей разных народов и местного населения, по форме остался многонациональным, но перестал быть интернациональным. Значительная часть первых поселенцев уехала, на их место в поисках работы и плодородных земель подтянулись другие — из разных регионов республики. Но общего дела, которое бы сплачивало (раньше таким делом был совхоз «Джанги-Джер»), нет. Вот и не склеиваются  две половинки. Вместо этого существует список претензий друг к другу. В такой атмосфере растет молодежь. Немудрено, что 2 января уходящего года она стянулась в два лагеря по национальному признаку.
… Оставить все как есть, плыть по  течению (авось куда-нибудь да вынесет)? Тем более что у самой Ольги Васильевны дети уже взрослые: одна дочь живет в России, вторая — в Германии. Душа может не болеть об их безопасности и о будущем. А сама Ольга Васильевна уже  пять лет на пенсии. Но тогда чего стоят вся ее жизнь, прошлое Жаны-Жера и вообще история, которую она преподает изо дня в день начиная с момента, как вышла из стен КирГУ — единственного в свое время университета страны? Сохранился текст обращения, которое Ольга Васильевна подготовила сразу после  январского ЧП вместе со своими учениками, они зачитали его  на двух языках на сельском сходе. «Воззвание к миру» — так и назвали они свой документ. «Дорогие родители! — говорится в нем. — Важно вовремя протянуть руку дружбы, различия в национальности не могут быть поводом, чтобы сеять ненависть, страх и боль. Нам не нужны взрослые игры-разборки, ведь проигрываем в конфликтах мы, ваши дети. Прислушайтесь к нам, взрослые: папы и мамы, дяди и тети, братья и сестры!».
А потом в руки Ольги Васильевны попала книга «В будущее без конфликтов», с которой вернулась с семинара в Бишкеке молодая коллега — учительница экономики. Учебное пособие было разработано  уже после июньских событий студентами отечественных вузов  и издано Американской ассоциацией юристов в КР   специально для снижения постконфликтной напряженности и правового просвещения молодежи. Книга так  захватила Ольгу Васильевну, что она  решила вести этот курс в школе как факультатив. Директор идею поддержал. Когда мы встретились с Ольгой Васильевной, назавтра должно было состояться первое занятие. Что  из этого получилось?
… Снова снежный зимний день, и  снова я  на пригорке в  центре Жаны-Жера, где высаживает маршрутка: отсюда рукой подать до школы, уютно расположившейся в ложбинке, как в гнездышке. День особенный: в школе, открывшейся на второй год после основания села, проходит КВН, посвященный ее 80-летию. 10а, в котором Ольга Васильевна с сентября ведет новый курс, торопится на выступление, однако мы успеваем познакомиться и поговорить. Класс небольшой — всего  20 подростков, но состав в точности отражает сложившийся в школе и в целом в селе расклад: большая часть  мальчишек и девчонок — кыргызы, потом идут кавказцы (в основном лезгины), затем — русские. Ольга Васильевна разбила их на группы, чтобы в каждой были ребята разных национальностей. Это очень важно, потому что после каждой пройденной темы они  играют в ролевые игры, в которых решают взрослые проблемы. Например,  сосед затопил водой твою усадьбу так, что все цыплята в сарае потонули, куда бежать: за участковым, в суд  аксакалов или постараться самим по доброму договориться? Или подрались  после  матча две футбольные команды: одна  считает, что вторая играла нечестно. Как  разрулить  конфликт без мордобоя? Поскольку занятия в кружке — дело добровольное, учительница  никого не неволит: кто хочет, тот и посещает. Приходят все. Занятия — час в неделю, но остаются на два. Уже прошли пять тем: типы и виды конфликтов,   власть стереотипов,  корни конфликтов… После каждого пройденного раздела пишут сочинения.
…Мальчишки и девчонки убегают на КВН, мне предоставляется возможность почитать их тетрадки. Январское ЧП  незримо присутствует в каждом сочинении. «Если в каждой семье родители будут говорить, что надо быть дружными и относиться к людям с уважением, несмотря на национальности, то в нашем селе будет мир», — пишет Джафар Исаев. Или вот размышления над словами Будды: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным». Айпери Кашкабаева: «Я считаю, что ни в какой ситуации  нельзя ставить себя выше других. Даже отстаивая свои интересы, мы не имеем права оскорблять мнение других людей. Ведь истинная победа — та, которая достигается на равных правах». Коля Котляров: «Если никто не  чувствует себя побежденным, значит, никто  не проиграл. И мести, реванша никто не потребует. Тем самым продолжения  конфликта, войны не будет». Уроки не прошли даром — зрят в корень…
Кстати, команда 10а в тот день победила в КВНе. Ее признали самой дружной.
А теперь все тот же вопрос: почему именно Ольга Васильевна взялась вести новый курс? Ведь никто не заставлял, да и на семинар посылали другого человека. Сама она  отвечает очень просто: «Если бы не было январского  конфликта, если бы не попала  в руки  книга, может, и не стала бы. Но, наверное, оказалась в нужном месте в нужный час. Сам Бог послал это учебное пособие». На самом деле все, конечно, гораздо сложнее. Чтобы понять это, надо хотя бы раз приехать в Жаны-Жер, пройтись под упирающимися в небо красавцами-тополями, высаженными в центре села, возле управы, первыми переселенцами и их потомками. Оказаться в старом парке, где среди высоченных акаций и карагачей стоит мемориал в память о Великой Отечественной войне (в первые же дни на  фронт ушли 186 парней, потом — еще около сотни, погиб каждый третий). И обязательно завернуть в школу. На одном из этажей, в фойе, вам представится уникальная возможность услышать человека, которого уже давно нет в живых. Иван Степанович Журавлев прошел от Сталинграда до Берлина, был награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За отвагу», после  войны долго учительствовал в школе и оставил свое обращение к потомкам:  «Молодой человек! Если ты сейчас стоишь перед стендом, то  стремишься узнать что-то новое и очень важное для себя о старшем поколении… Так пусть же в сутолоке жизни не забудутся те, кто  сделал многое для своей Родины. Все и даже больше».
Воззвание учителя-фронтовика — часть уникальной экспозиции, которую в свое время создали Ольга Васильевна и  ее  ученики. Здесь же, в шкафчиках, под стеклом,  настоящие реликвии, тоже собранные ими: фронтовая алюминиевая ложка, кожаный планшет, расчетные книжки офицеров Красной Армии, купоны на денежные выдачи к орденской книжке, похоронки…  А на стене фотографии 13 ребят-выпускников школы и их военрука — все погибли  в Великую Отечественную.
Жаны-Жер — село особенное. И не только потому, что его основали люди разных национальностей. Достаточно прочитать  летопись села, кстати, тоже составленную Ольгой Васильевной и ее учениками из кружка «Патриот», который она вела в этой же школе лет двадцать. В какую строчку  ни  ткни — интереснейший  факт. Совхоз «Джанги-Джер», как и два соседних хозяйства «Джанги-Пахта» и «Нижнечуйский», создали, вырубив  камыш, осушив болота и подняв целину, ради того, чтобы выращивать лубяные культуры. Было специальное постановление правительства: стране в огромном количестве требовалось волокно для изготовления мешков и веревок.  Размах нового дела был настолько впечатляющим, что Демьян Бедный, побывав здесь,  посвятил  хозяйству стихотворение «Джангиджерцам», в котором называет  его «степным красавцем», «совхозом лубяным». В годы войны «Джанги-Джер» почти в два раза перевыполнял план выращивания пшеницы — 88 (!) центнеров с гектара (для сравнения, нынче  у нас в стране   урожайность составила 18,3  центнера).  В 1953 г. он занял первое  место во Всесоюзном социалистическом соревновании по выращиванию кенафа и конопли. Два года подряд, в 1955-1956 гг., становился участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 60-е годы здесь на базе закрывшегося лубяного завода открыли один из четырех филиалов Фрунзенской обувной  фабрики «Чолпон»,  уникальный тем, что он единственный в Киргизии  выпускал детские сандалии. Позже филиал вырос в самостоятельное предприятие «Бобек»,  производившее 1 млн. пар в год мужской, женской, детской обуви, включая сандалии,  которые поставлялись во многие уголки СССР и были очень популярны, потому что изготавливались из натурального сырья. В 70-е годы один из жаны-жерских трактористов — Александр  Ваккер — стал чемпионом СССР по пахоте. На всю страну гремела местная футбольная команда «Зенит»: в 1973 г. она выиграла первенство  Союза «Золотой колос».
Сама Ольга  Васильевна   родом из спецпереселенцев, которые поднимали Жаны-Жер. Деда репрессировали, а семью выслали  сюда. Бабушка умерла в дороге. Сирот, в том числе Матрену, будущую маму Ольги, воспитывал старший брат. В годы войны 16-летняя Матрена Тимофеевна  и еще шесть девушек из Джанги-Джера окончили курсы трактористок и заменили на полях мужчин, ушедших на фронт. «Семеро смелых» называли они себя. Отца, Василия Леонтьевича,  эвакуировали в  это село в числе тяжелораненых с Украинского фронта. Тут он познакомился с Матреной и свил гнездо. После войны ему, как инвалиду, поручили относительно  нетяжелое дело — караулить совхозный сад. Но прожил он недолго из-за простреленного в трех местах легкого.
Окончив школу, Ольга поступила на истфак, играла в университетской сборной по баскетболу «Буревестник», по распределению уехала в поселок Мин-Куш — семь лет преподавала там. Затем  вернулась в родную Жаны-Жерскую школу и три десятка лет проработала в ней  завучем. Последние пять лет, после выхода на пенсию, трудится рядовым учителем.
Вот такая биография. Сплелась с землей Жаны-Жера так крепко, что не расплести. Поэтому не случайно  в кабинете Ольги Васильевны на самом видном месте, под портретами классиков марксизма-ленинизма, слова  писателя Бориса Васильева: «История — не только биография Отечества, но и биография каждого из нас». Вот вам и ответ на  вопрос: может ли такой человек смириться с тем, чтобы Жаны-Жер раздирала междоусобица?
К слову, о классиках. Их портреты, которые уже вызвали недовольство заведующего райотделом образования, когда он приезжал в школу,  висят вовсе не потому, что Ольга Васильевна такая уж  упертая — застряла одной ногой в советском времени. Она очень даже  современный человек (с детьми и внуками, между прочим, общается по Skupe). Просто   убеждена, что работы классиков продолжают оставаться актуальными (так считают  многие  просвещенные люди в современном  мире), и обращается к ним, разъясняя учебный материал. В самом деле, разве потеряла смысл теория прибавочной стоимости и накопления капитала, изложенная Марксом? Или  «Происхождение семьи, государства и частной собственности» Энгельса — разве у нас нет частной собственности? А как объяснять тему индустриализации Кыргызстана, обойдя план построения социализма, выстроенный Лениным?  «Получше изучали бы классиков, — говорит Ольга Васильевна, — не развалили бы экономику, а по примеру Китая сочетали  элементы планового ведения хозяйства и рынка — социализма и капитализма. Ведь как было бы здорово! За примерами не надо далеко ходить. Заранее продумали бы в прошлом году жаны-жерские крестьяне и государство, куда  сбыть  огромное количество капусты, которую  вырастили, не сгнила бы она на подворьях!»
Наш разговор с Ольгой Васильевной происходит во времена, когда накопилось слишком много «но», над которыми она размышляет. От этого зависят ее оценка собственного учительского труда и ответ на мучительный вопрос: откроется  ли второе дыхание у села, земли, страны? «А знаете, почему наша система образования была самой лучшей в мире? — спрашивает она. —  Потому что наши родители хотели, чтобы мы были образованными». А сейчас мы идем в обратном направлении. Пятиклассник, показывая на Маркса, говорит, что это Будулай. А восьмиклассник считает, что  Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная — это одно и то же. Не мудрено, то ли еще будет! Вторую мировую войну  раньше почти целую четверть изучали, а сейчас в истории Кыргызстана  ей отводится всего 1 (!) час. Собираются и дальше урезать школьную программу,  подавая это под соусом освобождения ученика от чрезмерных нагрузок. На самом деле, говорит Ольга Васильевна,  наши дети отнюдь не загружены: с 5-го по 11-й во всех классах по пять уроков в день (только в 9-м два раза в неделю по шесть уроков). А в той же Германии, например, ее внучка-пятиклассница  каждый день   уходит в школу в 7 утра и возвращается к 15.00-17.00. При этом у  нее за плечами ранец в 9 килограммов, а  в программе — всего пять предметов. Зато у нас в 5-м классе — 12 (!) предметов.  В  чем же логика сокращения? Чего нет, того нет. Зато скачем галопом по Европам.
Еще одна боль — мысли о судьбе огромной поисковой работы, проделанной учительницей и учениками разных поколений.  Фронтовые реликвии и стенды об участии жаныжерцев в Великой Отечественной войне, о которых мы рассказывали выше, — лишь  часть музея боевой и трудовой славы, который они создавали в течение нескольких лет. Музей  переносили с места на место,  пока наконец в 90-х годах не сказали, что он и вовсе не нужен. Чтобы спасти хотя бы часть экспонатов, Ольга Васильевна вынесла их в  фойе. Что будет с ними дальше? Гимнастерка, шинель, пустая банка из-под тушенки, пилотка с красной звездой, выставленные сейчас в давно некрашеных шкафчиках… — ведь это не муляжи, а вещи, прошедшие дорогами войны вместе с людьми, которые жили на этой  земле. Год назад в кабинете тогдашнего главы  айыл окмоту  Николая Сароглы мы  видели еще  один уникальный экспонат: футбольный мяч с росписями игроков  «Зенита», выигравших первенство СССР «Золотой колос». В упомянутом репортаже из Жаны-Жера  обратились к руководству школы и айыл окмоту с предложением объединить разрозненные материалы и  создать музей истории села. Ведь история — это тоже часть идеологии, которая  воспитывает и сплачивает новые поколения. Жаль, не  услышали. Хорошо бы, услышали в этот раз.
Мы не сказали еще об одной особенности Жаны-Жера. Во дворе местной школы есть сквер из молодых елочек. Он носит имя Андрея Велько. Парень вырос в этом селе, бегал по тем же школьным коридорам, по которым сейчас носятся его ровесники из 2012-го, поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное училище, служил в спецподразделении ФСБ «Вымпел», погиб 1 сентября 2004 г. в Беслане, спасая захваченных террористами детей. Награжден медалями «За отвагу» и «Суворов», посмертно — орденом «За заслуги перед Отечеством». Несколько лет назад коллектив учителей обратился с просьбой в райотдел образования присвоить имя Андрея Велько школе. Однако оттуда поступил ответ, что полное наименование будет  слишком длинным и не поместится на штампе. Вот такие дела. Парень из кыргызстанского села погиб, спасая осетинских детей. Чем не пример интернационализма?
… Получается так, что мы приезжаем каждый раз в Жаны-Жер зимой. Он красив в это время: старые деревья  кутаются в пушистое снежное кружево, широкие  ровные улицы, канал с тремя водопадами  (радость детворы) — все покрывается снегом, а кругом сколько хватает глаз — белое  полотно целинной земли…   По рассказам местных жителей, ситуация в селе находится под постоянным контролем: милиция начеку, дежурят народные дружинники, аксакалы не дремлют. Однако  10а упоминает в своих сочинениях о стычках, которые нет-нет да и происходят между молодежью. Например, о драке, которая случилась  недавно на сельском стадионе между футболистами — ребятами двух национальностей. Поводом, как пишут ученики,  послужили сомнения в честной игре победившей команды. В драке участвовали  около 20 человек, если бы вовремя не подъехала милиция, то неизвестно, чем бы все закончилось….
Ольга Васильевна прекрасно осознает, что кружок  конфликтологии, который она сейчас ведет в 10-м, а после  Нового года собирается вести и в 11-м классе, — лишь капля в море. Поэтому она говорит о том, что в нынешних условиях этот курс нужно вести во всех школах,  при этом  включить в учебную программу, а  по завершении принимать если не экзамен, то зачет.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий