Национальный университет: курсом РЕФОРМ И ОБНОВЛЕНИЯ
Обретение Кыргызской Республикой суверенитета и развитие на основе принципов демократии потребовали масштабных и глубинных образовательных реформ. При этом приоритетной задачей стало стремление соответствовать общим мировым образовательным тенденциям и развивать собственные национальные традиции. Сегодня становится очевидным, что в результате проводимых в стране реформ традиционная система уступает место новой системе образования, отвечающей запросам современного общества.
Следует отметить, что на уровне государства в последнее время приняты решительные меры, направленные на кардинальную модернизацию образовательной системы страны. Так, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и Стратегией развития системы образования КР на 2012-2020 годы в целях интеграции высшего профессионального образования в международное образовательное пространство и повышения эффективности использования бюджетных средств издано постановление правительства, согласно которому с 2012-2013 учебного года все вузы республики начали переводить систему обучения на двухуровневую структуру на основе использования кредитной технологии обучения и компетентностного подхода с присвоением академических степеней «бакалавр» и «магистр». Это поистине историческое постановление подписал Президент страны А. Атамбаев, будучи в 2011 году премьер-министром КР, открыв тем самым «окно» в европейское и мировое образовательное пространство для нынешнего и будущих поколений молодых граждан суверенного Кыргызстана.
В постановлении правительства указывалось, что введение в Кыргызстане двухуровневой структуры высшего профессионального образования позволит реализовать один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию отечественной и европейской образовательных систем, а также поможет развитию современных образовательных технологий и повышению качества образовательных услуг высшей школы. Дипломы отечественных вузов станут признаваться в Европе и мире.
Во исполнение постановления правительства КР «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования КР» министром образования и науки К. Садыковым издан соответствующий приказ, в котором указывались конкретные сроки и мероприятия, обеспечивающие поэтапный переход сначала к подготовке бакалавров, а затем и магистров, отвечающих требованиям Болонского процесса. К слову, нынешний руководитель профильного министерства несомненно принадлежит к числу креативных и современно мыслящих реформаторов, знающих ситуацию в образовании что называется изнутри, поскольку прошел практически все ступени профессионального роста в системе высшего образования. Это обстоятельство внушает обоснованный оптимизм и надежду, что продуманные и крайне необходимые обществу реформы в образовании будут успешно реализованы.
Далее, полагаем, уместно остановиться на истории формирования и развития Болонского процесса как катализатора инноваций в мировом образовании. Идея создания европейского университетского сообщества и единого пространства высшего образования исходит от старейшего в Италии и Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую хартию университетов — Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств 18 сентября 1988 года все присутствующие ректоры университетов подписали хартию. Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в знаменитом Сорбоннском университете также во время празднования его юбилея состоялось совещание министров образования четырех стран Франции, Великобритании, Германии и Италии. Подписанная ими Сорбоннская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.
19 июня 1999 года в Болонье состоялась историческая I Конференция 29 европейских министров, отвечающих за образование. Они приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» (получившую название Болонская декларация). Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства.
Что касается Кыргызстана, то мы взяли курс на присоединение к Болонскому процессу еще в 1999 году. В 2003-м была проведена международная конференция «Интеграция образовательной системы Кыргызстана в Болонский процесс». В 2005-2007 годах создали информационный центр, региональные филиалы в рамках проекта TEMPUS. В этот же период разработали рекомендации и руководство по внедрению ECTS в вузы Кыргызстана. Знаменательным событием стала встреча министров образования 46 стран 28 апреля 2009 года в городе Левене (Бельгия), по результатам которой представители Кыргызстана подписали коммюнике «Болонский процесс-2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии». В сентябре 2011 года в Болонье ректоры 14 ведущих вузов Кыргызстана, включая Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, подписали Великую хартию университетов. В связи с этим появилась настоятельная необходимость спроектировать национальную модель подготовки специалистов на основе имеющихся у Кыргызстана обязательств в рамках Болонского соглашения.
Активное участие в указанных процессах принимает Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына — старейшее учебное заведение и один из самых крупных вузов Кыргызстана, флагман высшего образования страны, где студенты обучаются по 80 специальностям, 72 направлениям бакалавриата и 32 направлениях магистратуры. В нем трудятся 9 академиков, 7 членов-корреспондентов НАН КР, более 160 докторов наук и профессоров, около 600 кандидатов наук и доцентов.
Руководство Национального университета в целях модернизации и реформирования образовательной деятельности в последнее время предпринимает конкретные шаги. Для активной интеграции Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына в мировое образовательное пространство, подготовки кадров в соответствии с международными образовательными стандартами, распространения опыта работы Института интеграции международных образовательных программ по внедрению кредитной системы обучения, реализующего эту систему в течение 17 лет, ректорат Кыргызского национального университета принял решение осуществлять учебный процесс в 2012-2013 учебном году на 1-м курсе бюджетного и внебюджетного отделений всех факультетов и институтов по кредитной системе.
В качестве образовательной модели используется Европейская система накопления кредитов (ECTS), разработанная в соответствии с руководством Европейской системы перевода и накопления кредитов генерального директората по образованию и культуре Европейской комиссии и адаптированная к условиям системы высшего образования Кыргызской Республики. В целях практической реализации вышеуказанного пилотного проекта ректоратом создана группа по разработке механизма реализации кредитной системы обучения на 1-м курсе бюджетного и внебюджетного отделений КНУ из высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в этом направлении. Организован цикл обучающих семинаров для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала по использованию кредитной системы обучения.
Проведены встречи ректора КНУ профессора И. Исамидинова со студентами 1-го курса всех структурных подразделений для информирования их об особенностях образовательного процесса по кредитной системе обучения. Соответствующим службам КНУ даны указания привести нормативно-правовую документацию в соответствие с ней. Директорам институтов и центров, деканам факультетов поручено провести разъяснительную работу по актуальности перехода на кредитную систему обучения среди студентов и профессорско-преподавательского состава.
Отрадно, что с внедрением многоуровневой структуры высшего образования и кредитной системы обучения в нашем университете реализуются все ключевые принципы Болонского соглашения. Если ранее базовые принципы Болонского процесса использовались только в Институте интеграции международных образовательных программ и Институте целевой подготовки специалистов (ныне — Институт целевой подготовки педагогических кадров), то сейчас они внедряются во все учебные структурные подразделения КНУ. Это, на наш взгляд, действительно революционный прорыв, рубежный этап в развитии Национального университета, который, сохраняя формат вуза классического типа, разумно внедряет мировые образовательные инновации.
Будет справедливо в этой связи отметить большую заслугу руководства университета и прежде всего ректора И. Исамидинова за проявленную волю и настойчивость в решении этих актуальных проблем. Мы видим, что современное общество сталкивается с вызовами, на которые нужно оперативно и адекватно реагировать. Ученые старшего и среднего поколения, безусловно, благодарны советской системе образования за фундаментальную подготовку и глубокие знания, но на дворе совершенно другие реалии, и мы обязаны соответствовать им. В противном случае — стагнация и неизбежное отставание в развитии образовательной сферы, экономики и др.
Каковы же особенности кредитной системы обучения, реализуемой в КНУ? Сама по себе она не ведет автоматически к повышению качества образования и не гарантирует его. Вместе с тем представляет надежную основу для повышения качества образовательных программ с помощью активных методов обучения, эффективной организации самостоятельной работы студентов, компьютерных и интернет-ресурсов. При кредитной системе учебный процесс может быть организован по-разному, и его эффективность зависит от многих факторов, таких, как обеспеченность студентов современными учебниками, компьютерами, наличие эффективного доступа к Интернету, количество студентов в учебной группе; выбор формы занятия, оптимальной для рассмотрения темы, уровень квалификации преподавателя, и многих других.
Отсутствие одного или более из перечисленных факторов или неудачная организация компонентов процесса обучения может значительно снизить эффективность преподавания и качество образования в целом. В то же время разумное использование возможностей кредитной системы и активных форм обучения с применением современных аудиовизуальных средств, компьютерной техники и обширных библиотечных и интернет-ресурсов, несомненно, поднимет образование на качественно более высокий уровень. Кредитная система зарекомендовала себя как эффективный механизм повышения качества образования и инструмент академической честности и прозрачности.
Наряду с ней на 1-м курсе применяется бесконтактная технология оценки знаний студентов, направленная на повышение качества образования. Она прививает студентам умение систематически заниматься в течение всего периода обучения; существенно снижает количество пропусков учебных занятий без уважительных причин; осуществляет объективный контроль за успеваемостью студентов; упорядочивает систему ликвидации академических задолженностей, перевод с курса на курс и отчисления студентов.
Используемая нами система значительно отличается от традиционной оценки знаний студентов. Одним из принципиальных отличий является балльная система оценки знаний, позволяющая преподавателю объективно оценить знания и определить рейтинг каждого студента.
Данная технология предполагает анонимную письменную форму контроля знаний студентов на специальных бланках в формате, соответствующем международным стандартам. Он может включать задания разного типа (тесты множественного выбора, теоретические вопросы), но прежде всего ориентирован на открытые вопросы и задания. Ответ на такой вопрос должен не просто отражать знание теории, а включать ее применение к выполнению развернутого открытого задания. Письменные экзамены дают объективную оценку освоения студентами учебной программы и уровня преподавания в университете в целом.
На основе результатов текущего контроля (модулей) и экзаменов составляются академические рейтинги для каждого студента. Все виды его работы учитываются в рейтинге по 20-балльной шкале и структурированным методикам, что позволяет определять уровень знаний с максимальной объективностью. Высокий рейтинг дает студенту ряд преимуществ (обучение за рубежом и пр.). Он может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате факультета или в административной сети университета. Таким образом, определение рейтинга студентов сделало обучение публичным. Применение вышеуказанной технологии направлено на повышение качества образования и имеет четко выраженную антикоррупционную направленность.
Модернизация деятельности Национального университета проводится не только в сфере образовательного процесса, но и в области научных исследований, воспитательной работы со студентами, совершенствования материально-технической базы, привлечения грантов и инвестиций. К примеру, долгие годы из-за отсутствия необходимых финансовых средств не решался вопрос ремонта кровли главного корпуса университета, и наконец-то усилиями руководства КНУ решение этой важной проблемы сдвинулось с мертвой точки. В результате успешных переговоров ректората с посольством Японии правительство этой страны выделило целевой грант на ремонт кровли. Работа уже практически завершена.
Разумеется, в университете еще много проблем, требующих решения. К их числу следует отнести недостаточно высокий уровень заработной платы, наличие определенных проблем в обновлении материально-технической базы, расширение аудиторного фонда, необходимость более динамичного пополнения кадрового корпуса молодыми учеными и др. Вместе с тем уверены, что коллектив Национального университета, который по праву гордится своими общественно значимыми достижениями и славными традициями, проявит высочайшую корпоративную солидарность, мобилизует богатейший интеллектуальный потенциал и успешно решит задачи, стоящие на нынешнем этапе его развития.
Н. БРЕДИХИН,
директор Института интеграции международных образовательных программ КНУ им. Ж. Баласагына, профессор.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More