Main Menu

Национальный университет: курсом РЕФОРМ И ОБНОВЛЕНИЯ

Обретение Кыргызской Республикой суверенитета и развитие на основе принципов демократии потребовали масштабных и глубинных образовательных реформ. При этом приоритетной задачей стало стремление соответствовать общим мировым образовательным тенденциям и развивать собственные национальные традиции. Сегодня становится очевидным, что в результате проводимых в стране реформ традиционная система уступает место новой системе образования, отвечающей запросам современного общества.


Следует отметить, что на уровне государства в последнее время приняты решительные меры, направленные на кардинальную модернизацию образовательной системы страны. Так, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и  Стратегией развития системы образования КР на 2012-2020 годы в целях интеграции высшего профессионального образования в международное образовательное пространство и повышения эффективности использования бюджетных средств издано постановление правительства, согласно которому с 2012-2013 учебного года все вузы республики начали переводить систему обучения на двухуровневую структуру на основе использования кредитной технологии обучения и компетентностного подхода с присвоением академических степеней «бакалавр» и «магистр». Это  поистине историческое постановление подписал Президент страны А. Атамбаев, будучи в 2011 году премьер-министром КР, открыв тем самым «окно» в европейское и мировое образовательное пространство для нынешнего и будущих поколений молодых граждан суверенного Кыргызстана.
В постановлении правительства указывалось, что введение в Кыргызстане двухуровневой структуры высшего профессионального образования позволит реализовать один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию отечественной и европейской образовательных систем, а также поможет развитию современных образовательных технологий и повышению качества образовательных услуг высшей школы. Дипломы      отечественных вузов станут признаваться в Европе и мире.
Во исполнение постановления правительства КР «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования КР» министром образования и науки К. Садыковым  издан соответствующий приказ, в котором указывались конкретные сроки и мероприятия, обеспечивающие поэтапный переход сначала к подготовке бакалавров, а затем и магистров, отвечающих требованиям Болонского процесса. К слову, нынешний руководитель профильного министерства несомненно принадлежит к числу креативных и современно мыслящих реформаторов, знающих ситуацию в образовании что называется изнутри, поскольку прошел практически все ступени профессионального роста в системе высшего образования. Это обстоятельство внушает обоснованный оптимизм и надежду, что продуманные и крайне необходимые обществу реформы в образовании будут успешно реализованы.
Далее, полагаем, уместно остановиться на истории  формирования и развития Болонского процесса как катализатора инноваций в мировом образовании. Идея создания европейского университетского сообщества и единого пространства высшего образования исходит от старейшего в Италии и Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую хартию университетов — Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств 18 сентября 1988 года все присутствующие ректоры университетов подписали хартию. Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься  с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в знаменитом Сорбоннском университете также во время празднования его юбилея состоялось совещание министров образования четырех стран Франции, Великобритании, Германии и Италии. Подписанная ими Сорбоннская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.
19 июня 1999 года в Болонье  состоялась историческая I Конференция 29 европейских министров, отвечающих за образование. Они приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» (получившую название Болонская декларация). Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства.
Что касается Кыргызстана, то мы взяли курс на присоединение к Болонскому процессу еще в 1999 году. В 2003-м была проведена международная конференция «Интеграция образовательной системы Кыргызстана в Болонский процесс». В 2005-2007 годах создали информационный центр, региональные филиалы в рамках проекта TEMPUS. В этот же период разработали рекомендации и руководство по внедрению ECTS в вузы Кыргызстана. Знаменательным событием стала встреча министров образования 46 стран 28 апреля 2009 года в городе Левене (Бельгия), по результатам которой представители Кыргызстана  подписали коммюнике «Болонский процесс-2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии». В сентябре 2011 года в Болонье ректоры 14 ведущих  вузов Кыргызстана, включая Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, подписали Великую хартию университетов. В связи с этим появилась настоятельная необходимость спроектировать национальную модель подготовки специалистов на основе имеющихся у Кыргызстана обязательств в рамках Болонского соглашения.
Активное участие в указанных процессах принимает Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына — старейшее учебное заведение и один из самых крупных вузов Кыргызстана, флагман высшего образования страны, где студенты обучаются по 80 специальностям, 72 направлениям бакалавриата  и 32 направлениях магистратуры. В нем трудятся  9 академиков, 7 членов-корреспондентов НАН КР, более 160 докторов наук и профессоров, около 600 кандидатов наук и доцентов.
Руководство Национального университета в целях модернизации и реформирования образовательной деятельности в последнее время предпринимает конкретные шаги. Для активной интеграции Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына в мировое образовательное пространство, подготовки кадров в соответствии с международными образовательными стандартами, распространения опыта работы Института интеграции международных образовательных программ по внедрению кредитной системы обучения, реализующего эту систему  в течение 17 лет, ректорат Кыргызского национального университета принял  решение осуществлять учебный процесс в 2012-2013 учебном году на 1-м курсе бюджетного и  внебюджетного отделений всех факультетов и институтов по кредитной системе.
В качестве образовательной модели используется Европейская система накопления кредитов (ECTS), разработанная в соответствии с руководством Европейской системы  перевода и накопления кредитов генерального директората по образованию и культуре Европейской комиссии и адаптированная к условиям системы высшего образования Кыргызской Республики. В целях практической реализации вышеуказанного пилотного проекта ректоратом  создана  группа по разработке механизма реализации кредитной системы обучения на 1-м курсе бюджетного и внебюджетного отделений КНУ из высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в этом направлении. Организован цикл обучающих семинаров для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала по использованию кредитной системы обучения.
Проведены встречи ректора КНУ профессора И. Исамидинова со студентами 1-го курса всех структурных подразделений для информирования их  об особенностях образовательного процесса  по кредитной системе обучения. Соответствующим службам КНУ даны указания привести нормативно-правовую документацию в соответствие с ней. Директорам институтов и центров, деканам факультетов поручено провести разъяснительную работу по актуальности перехода на кредитную систему обучения среди студентов и профессорско-преподавательского состава.
Отрадно, что с внедрением многоуровневой структуры высшего образования и кредитной системы обучения в нашем университете реализуются все ключевые принципы Болонского соглашения. Если ранее базовые принципы Болонского  процесса использовались только в Институте интеграции международных образовательных программ и Институте целевой подготовки специалистов (ныне — Институт целевой подготовки педагогических кадров), то сейчас они внедряются во все учебные структурные подразделения КНУ. Это, на наш взгляд, действительно революционный прорыв, рубежный этап в развитии Национального университета, который, сохраняя формат вуза классического типа, разумно внедряет мировые образовательные инновации.
Будет справедливо в этой связи отметить большую заслугу руководства университета и прежде всего ректора И. Исамидинова за проявленную волю и настойчивость в решении этих актуальных проблем. Мы видим, что современное общество сталкивается с вызовами, на которые нужно оперативно и адекватно реагировать. Ученые старшего и среднего поколения, безусловно, благодарны советской системе образования за фундаментальную подготовку и глубокие знания, но на дворе  совершенно другие реалии, и мы обязаны соответствовать им. В противном случае —  стагнация и неизбежное отставание в развитии образовательной сферы, экономики и др.
Каковы же особенности кредитной системы обучения, реализуемой в КНУ? Сама по себе она не ведет автоматически к повышению качества образования и не гарантирует его. Вместе с тем представляет надежную основу для повышения качества образовательных программ с помощью активных методов обучения, эффективной организации самостоятельной работы студентов, компьютерных и интернет-ресурсов. При кредитной системе учебный процесс может быть организован по-разному, и его эффективность зависит от многих факторов, таких, как обеспеченность студентов современными учебниками, компьютерами, наличие эффективного доступа к Интернету,  количество студентов  в учебной группе; выбор формы занятия, оптимальной для рассмотрения темы,  уровень квалификации преподавателя, и многих других.
Отсутствие одного или более из перечисленных факторов или неудачная организация компонентов процесса обучения может значительно снизить эффективность преподавания и качество образования в целом. В то же время разумное использование возможностей кредитной системы и активных форм обучения с применением современных  аудиовизуальных средств, компьютерной техники и обширных библиотечных и интернет-ресурсов, несомненно, поднимет образование на качественно более высокий уровень. Кредитная система зарекомендовала себя как эффективный механизм повышения качества образования и инструмент академической честности и прозрачности.
Наряду с ней на 1-м  курсе применяется бесконтактная технология оценки знаний студентов, направленная на повышение качества образования. Она прививает студентам умение систематически заниматься в течение всего периода обучения; существенно снижает количество пропусков учебных занятий без уважительных причин; осуществляет объективный контроль за успеваемостью студентов; упорядочивает систему ликвидации академических задолженностей, перевод с курса на курс и отчисления  студентов.
Используемая нами система значительно отличается от традиционной  оценки знаний студентов. Одним из принципиальных отличий является балльная система оценки знаний, позволяющая преподавателю объективно оценить знания и определить рейтинг каждого студента.
Данная технология предполагает анонимную письменную форму контроля знаний студентов на специальных бланках в формате, соответствующем международным стандартам. Он может включать задания разного типа (тесты множественного выбора, теоретические вопросы), но прежде всего ориентирован на открытые вопросы и задания. Ответ на такой вопрос должен не просто отражать знание теории, а включать ее применение к выполнению развернутого открытого задания. Письменные экзамены дают объективную оценку освоения студентами учебной программы и уровня преподавания в университете в целом.
На основе результатов текущего контроля (модулей) и экзаменов составляются академические рейтинги для каждого студента. Все виды его  работы учитываются в рейтинге по 20-балльной шкале и структурированным методикам, что позволяет  определять уровень знаний с максимальной объективностью. Высокий рейтинг дает  студенту ряд преимуществ (обучение за рубежом и пр.). Он  может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате факультета или в административной сети университета. Таким образом, определение рейтинга студентов сделало обучение публичным. Применение вышеуказанной технологии  направлено на повышение качества образования и имеет четко выраженную антикоррупционную направленность.
Модернизация деятельности Национального университета проводится не только в сфере образовательного процесса, но и в области научных исследований, воспитательной работы со  студентами, совершенствования материально-технической базы, привлечения грантов и инвестиций. К примеру, долгие годы из-за отсутствия необходимых финансовых средств не решался вопрос  ремонта кровли главного корпуса университета, и наконец-то усилиями руководства КНУ решение этой важной проблемы сдвинулось с мертвой точки. В результате успешных переговоров ректората с посольством Японии правительство этой страны выделило целевой грант на ремонт кровли. Работа  уже практически завершена.
Разумеется, в университете еще много проблем, требующих  решения. К их числу следует отнести недостаточно высокий уровень заработной платы, наличие определенных проблем в обновлении материально-технической базы, расширение аудиторного фонда, необходимость более динамичного пополнения кадрового корпуса молодыми учеными и др. Вместе с тем уверены, что коллектив Национального университета, который по праву гордится своими общественно значимыми достижениями и славными традициями, проявит высочайшую корпоративную солидарность, мобилизует богатейший интеллектуальный потенциал и успешно решит задачи, стоящие на нынешнем этапе его развития.

Н. БРЕДИХИН,
директор Института интеграции международных образовательных программ КНУ им. Ж. Баласагына, профессор.






Добавить комментарий