Main Menu

РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ — Соцфонд должен стать полноценным финансовым институтом

Напомним читателям «СК»: из различных существующих сегодня в мире пенсионных систем мы выбрали условно-накопительную. Внедрить в переходный период сразу все то, чем пользуются пожилые граждане в развитых государствах, не получилось. Там, напомним, пенсии люди сами зарабатывали, а в бывшем Советском Союзе их давали, провожая на заслуженный отдых.

Известно, что любая реформа — ломка старого — всегда процесс длительный и нелегкий. Из-за отсутствия денег надежды на быстрый переход к условиям рыночной экономики, стабильного производства оказались несбыточными.
Причины объективные: неокрепшая национальная экономика, все расходы республика закладывает в бюджет и по-другому пока не может. Высокие социальные отчисления тяжким бременем ложатся на бизнес, ведь рабочие места создаются предпринимателями. Отсюда их уход в тень, неофициальные выплаты в конвертах. Огромная армия трудоспособных граждан Кыргызстана вот уже двадцать лет не задумывается о старости, живет одним днем. Добавьте сюда сотни тысяч трудовых мигрантов, сельских жителей, фермеров, даже успешных. А сколько в республике мелких, «лоскутных» хозяйств, превратившихся, по сути, в натуральные, которые едва сводят концы с концами. Где уж тут думать о регулярных пенсионных отчислениях!
Сравните: доля сельского хозяйства, неофициальной торговли и сектора услуг, вносивших наименьший вклад в Пенсионный фонд, неимоверно выросла в ВВП, а производства, транспорта и коммуникаций — именно на них раньше держалась пенсионная касса — сократилась. В результате, несмотря на относительно низкую численность пожилых людей в Кыргызстане — всего 10% населения, обеспечить стариков достойными пенсиями очень трудно.
Выход один: добровольные пенсионные отчисления. В ближайшем будущем размер пенсии зависеть будет не от стажа, а от заработка и перевода работодателем или самим работником страховых взносов в Пенсионный фонд. И, что очень важно, 2% перечисленных денежных средств станут накапливаться на спецсчете Соцфонда, затем солидные суммы можно инвестировать в доходные и безрисковые ценные бумаги — государственные или корпоративные.
Из бюро выдачи пенсий наш Соцфонд должен превратиться в эффективный финансовый институт. Из обузы для государства — в источник «длинных» денег, их так не хватает сегодня производственным предприятиям, экономике в целом!
Об этом шла речь на состоявшемся недавно в Бишкеке «круглом столе», посвященном текущему состоянию пенсионной системы в Кыргызстане, ее перспективам. В его работе приняли участие представители правительства, Соцфонда, депутаты Жогорку Кенеша и сами пенсионеры. Собравшиеся предлагали различные варианты решения проблемы несовершенства отечественной пенсионной системы.
В общем-то она вполне приемлема для нашей республики, утверждают специалисты-эксперты. Принятая модель достаточно прогрессивна, практически такая же действует сегодня в Швеции. Просто в ней есть ряд недочетов, их необходимо устранить. Соцфонд как раз этим и занимается, стремится переоценить некоторые ключевые моменты.
— К сожалению, в Кыргызстане проблемы с внутренними средствами, поэтому мы вынуждены искать внешние инвестиции, — говорили участники «круглого стола». — И почему бы нам эти 2% социальных отчислений из накопительной части не направить на строительство дорог или создание новых производств, рабочих мест?
Если вкладывать эти деньги в ценные бумаги, то наш фондовый рынок получит новый стимул для развития. Взгляните на соседний Казахстан, как там работают на рынке пенсионные фонды — государственные и частные. Они относятся к сильным портфельным инвесторам, спрос на их средства огромен, пенсионные фонды способствуют экономическому росту страны.
В этом направлении наш Соцфонд уже делает реальные шаги. Создан накопительный счет, правда, пока там сумма небольшая — порядка 3 миллиардов сомов. Но она будет расти, ведь деньги эти предназначены для дальнейшего инвестирования, они не идут на текущие выплаты. В то же время эти средства принадлежат гражданам Кыргызстана, и у них должен быть гарант сохранности в лице государственных институтов. Каких именно — правительства, Службы регулирования и надзора за финансовым рынком, а может, Нацбанка как ответственного за монетарную политику в Кыргызстане?
Проблема в том, что предприниматели и владельцы фермерских, крестьянских хозяйств не хотят перечислять деньги в накопительный фонд, не думают о будущем. В отношении таких предлагали даже ввести адекватное наказание. Но это не выход, людей надо убеждать, придумать соответствующие стимулы, действительные рычаги, механизмы для того, чтобы трудящиеся все-таки добровольно платили страховые взносы. С ними надо работать. Не только в Кыргызстане, во всем мире люди близоруки. Они не хотят платить и считают, что всегда смогут сами себя обеспечить, даже в пожилом возрасте. Однако, когда приходит эта пора, то от пенсии никто не отказывается, наоборот, ее требуют от властей. Даже 2 000 сомов, и те душу греют, причем человеку, у которого есть достаток.
В настоящее время сельские товаропроизводители платят всего 1% от общих перечислений в Пенсионный фонд. При этом в сельском хозяйстве заняты всего 32% взрослого трудоспособного населения, в то время как львиная часть — 68% пенсионных выплат — направляется именно для пенсионеров села. Перераспределение средств происходит из-за недостатка финансирования. Сотрудники Соцфонда разъяснили: если человек получал солидную зарплату, мы не можем начислить ему слишком большую пенсию из-за ограниченности государственных и пенсионных ресурсов. Ведь средств должно хватить и для тех, у кого были скромные зарплаты или небольшой трудовой стаж. В будущем, когда пенсии старикам станут выплачивать только из условно накопительных страховых счетов с учетом инвестиционного приращивания, пенсионное обеспечение станет более справедливым. То есть человек получит ту сумму, которую перечислил в свое время на свой персональный счет.
В настоящее время фермерские и крестьянские хозяйства, а также кооперативы ежегодно перечисляют по 400 сомов в Пенсионный фонд. Эти деньги распределяются на всех участников аграрного предприятия, а их может быть зарегистрировано 5 или 10 человек. Между тем работник той же бюджетной сферы платит в среднем 25-30 тысяч сомов  в год. Очевидно, насколько      неравнозначно положение тех и других. Люди требуют справедливого распределения. И государство должно им его обеспечить.

Подготовила
Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий