Main Menu

Кто защитит права сирот? Ответ на вопрос искали чиновники и правозащитники

В Бишкеке состоялся форум, посвященный взаимодействию государства и общества в деле защиты прав человека в Кыргызстане. Его организовали  Совет по правам человека  и аппарат Президента.

Выступая на нем, вице-премьер-министр Т. Сарпашев отметил, что правительство делает все возможное, чтобы институты государственной власти работали прозрачно. Он также заявил, что необходимо провести реформу как в правоохранительной, так и в судебной системах. В следующем году планируется повысить     зарплату судьям, чтобы стимулировать их работать честно.
Председатель Совета по правам человека Гульжамал Султаналиева  подчеркнула, что в стране со множеством международных договоров по правам человека постоянно  увеличивается  число детей, проживающих вне семьи.  По данным аппарата правительства, с 2005-го по 2008  год число воспитанников детских домов  возросло на 32, 6 %, школ-интернатов для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей от 6 до 17 лет — на 13, 8%, интернатов общего типа — на 17, 8% и домов ребенка — на 6,5%.
Комитет ООН по правам ребенка неоднократно предлагал утвердить комплексную стратегию.  Дело в том, что есть семьи, где ребенка отдают в приют, потому что его нечем кормить. Стратегия  предусматривает  предоставление родителям или опекунам надлежащей помощи для сохранения ребенка в семье.
По мнению многих экспертов, система   национального усыновления в республике не развита. Так, по сведениям Министерства здравоохранения, с 2005-го по 2010 год усыновили 75 малышей из домов ребенка. А детей с ограниченными возможностями и проблемами здоровья — только 19.
При этом  усыновители в основном — близкие родственники. Например, в Балыкчы в 2007 году взяли под опеку 20 детей  в возрасте от трех до пяти лет, ни одного из них из детского дома. Усыновление в нашем обществе не воспринимается как поощряемое явление. Потенциальные родители стремятся создать видимость кровного родства. Поэтому сохраняется тайна усыновления, и это, считает Гульжамал Султаналиева, способствует  отсутствию прозрачности последующего контроля за условиями содержания  ребенка.
По мнению экспертов, сама идея международного усыновления направлена на благо, но аккредитация занимающихся ею организаций должна проводиться  очень тщательно и прозрачно. Однако на самом деле это не так. В новом положении недостаточно четко определены критерии их отбора. Единственный четкий критерий — длительный срок  деятельности. Однако только лишь безупречная репутация не позволяет  всесторонне рассмотреть качество работы. Дело в том, что комиссия формирует обоснование лишь в случае отказа в аккредитации и не обязана это делать при   положительном решении.
По закону за сиротами и детьми, лишенными родительского попечения, закреплено право на собственное жилое помещение. Однако нет законодательства, которое четко определяло бы порядок предоставления жилья.
По словам Гульжамал Султаналиевой, зачастую за время нахождения сироты в детском доме жилое помещение, на часть которого он  имеет право, продается. Известны факты недобросовестного отношения к имуществу ребенка и нарушения  его прав биологическими родственниками. При этом какое-либо возмещение не производится. Поэтому государство должно усилить механизм охраны прав детей путем наложения ареста на продажу и иными методами.
История Игоря Беляева свидетельствует, насколько это важно. Выпускник Краснореченской школы-интерната своих родителей никогда не видел,  еще годовалым малышом попал в дом ребенка, затем в Беловодский дошкольный детский дом, потом сменил несколько интернатов. В 12 лет из-за  дефекта речи  поступил во вспомогательную школу. После выпуска искал помощи по министерствам и ведомствам, но везде получал одинаковый  ответ о невозможности предоставления жилья, которое положено ему по закону. После многократных обращений 17-летнему юноше пообещали выделить участок в Иссык-Атинском районе. Но чиновники не подумали, на какие деньги он построит там дом.
Участники «круглого стола» отметили, что проблема доступного жилья  для детей-сирот в Кыргызстане является острейшей. Можно было бы  построить гостиницу  в Центре реабилитации беспризорных детей при мэрии города, но это будет временным решением.
В стране 104 государственных и частных детских дома, сегодня в них 20 тысяч  детей и ежегодно выпускается  в самостоятельную жизнь более 50 молодых людей.

Анна САРАЖИТИНОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий