Main Menu

Акрамовские вечера: и волшебство и благородство!

Когда после более чем трехчасового духовного заряда души прекрасным и светлым, а все это было теперь уже в сороковой раз, который подарил своим благодарным почитателям со сцены оперного театра (в зале был снова, как и всегда, аншлаг) кудесник и очарованный служитель муз, основатель и неизменный ведущий своих «Акрамовских вечеров» Эрнст Хашимович Акрамов, я подумал: откуда он, уже завтра семидесятисемилетний человек, берет столько сил?! Являет собравшимся столько душевного тепла, ясного, простого и чистого слова, которым он общается, и находит сердечный отклик у переполненного зала?! Но другая мысль тут же напомнила: он ведь — Эрнст Акрамов! Человек и Доктор более полувека беспрерывно и уверенно борется с нашими болями–недугами, избавляет от них, как говорится, род людской. Он знаменитый и признанный в народе. Ему единственному среди светил в профессии, большому Лекарю присвоено самое высокое звание Героя Кыргызской Республики с вручением золотого ордена «Ак Шумкар». И сколько же жаждущих  выздоровления прошло через его мудрые руки хирурга. Скольким он вернул радость и счастье видеть светлое солнце и ясные дни! И покуда есть на нашей земле такие служители высокого долга, спасители жизни человеческой,  у нас есть будущее. И во мне росло убеждение: доктор Эрнст Хашимович Акрамов – целая эпоха человекоспасения в нашей стране!


Но вот ему, светиле великого врачевания, понадобилась и другая Акрамовская эпоха – эпоха служения прекрасному, наполненная и таким необходимым смыслом бытия, когда душа истинного гражданина отечества «чувствительна к благодеяниям духа». Эрнст Хашимович Акрамов начал дарить людям свои «Акрамовские вечера» классической музыкальной культуры, охватывая огромный, если точнее, поистине международный пласт ее. Ту великую силу, способную преображать высоким и добрым людские души. Настойчиво звать их к благородным поступкам и делам. И в этом тоже весь он, Эрнст Акрамов, убежденный сторонник такого постулата: искусство – единственная форма человеческой деятельности, которая ведет к единению и ломает барьеры между людьми. Оно — подлинный гимн человеческой жизни! Обновление человека и вечная его отрада…
И мне стало ясно,  в чем истинное кредо «Акрамовских вечеров» музыкального искусства на сцене нашего оперного театра. В них – продолжение великого и так необходимого служения людям незауряднейшей личности по имени Эрнст Акрамов. И как бы, как бы сделать так, чтобы такими личностями прирастала наша страна во многих важных сферах жизни и деятельности…
Когда взволнованный, с ярким и радостным впечатлением я выходил из зала оперного театра после сорокового, юбилейного «Акрамовского вечера», то из моего сердца и мысли вырвались такие строки:

Акрамовские вечера,
Их музыкальная история…
У них есть завтра, есть вчера,
Они с паскудством жизни
спорят.

И обладают дивным даром –
Надеждой зажигать сердца!
У них есть сердце –
Эрнст Акрамов —
И святость светлого лица…

А на следующий день я позвонил Эрнсту Хашимовичу, попросил о встрече. И она состоялась.
— Хочу написать о вашем, Эрнст Хашимович, сороковом по счету вдохновенном вечере музыкального чародейства. Так мне велит перо публициста, а также по просьбе главного редактора уважаемой мной газеты «Слово Кыргызстана» Тамары Слащевой.
И когда я уже собрался услышать от доктора и маэстро об истоках и истории «Акрамовских вечеров», Эрнст Хашимович достал из стола и протянул мне кипу листов, сказал:
— Здесь в какой-то мере собраны размышления о жизни. Думаю, что это будет моя будущая книга. У нее есть, может быть, пока условное и простое название: «Я расскажу вам… О времени, о жизни, о себе». Есть и отдельные страницы про мои музыкальные вечера в оперном театре… Полистайте… А у меня, — посмотрел на часы Акрамов, — время врачебного обхода. Я ведь прежде всего врач. Люди в лечебных палатах ждут…
Листаю рукопись его завтрашней будущей книги  «Я расскажу вам….» и слышу, вникаю в такие размышления Эрнста Хашимовича Акрамова:
«…Запали в душу эти верные строки русского поэта:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Говорю вслух: если, конечно, душа у тебя есть. И она еще человеческая. И подчеркиваю для себя: именно человеческая! Но, думаю, это относится ко всем нам, двуногим земным созданиям. Значит, сказано и обо мне тоже. Обо мне – человеке, избравшем страшно болевую профессию лекаря человеческих недугов… И к моей, так сказать, духовной ипостаси – к музыкальным вечерам – высокая мысль этих стихотворных строк имеет самое прямое отношение. А может, даже и властное требование: «Душа обязана трудиться….»
Не скрою, меня часто спрашивают журналисты, да и не только они, почему же именно ко мне пришла такая идея – задумка проведения вечеров музыкального искусства? Порой даже допытываются, чтобы я именно прямо сказал, мол, это мое хобби и не больше. Как они любят это английское слово, которое в переводе для меня звучит понятнее, ближе по-русски,  — любимое занятие на досуге. И поэтому оно для меня больше, чем хобби. Оно — веление моей души. Понимаете, души…
Но, любопытствующие голоса порой не унимаются, говоря: тоже сыскался гуманист с ножом в руке? И даже предполагают: а если это «хобби» на самом деле – мой побочный бизнес? Ну это уж слишком занесло таких. Абсолютно не ко мне и не по адресу. Глупости несусветные и никчемные. И я таким отвечаю: ищите другое вместилище вашего «тупизма». Отвечать на них считаю ненужным. Я ведь знаю, что никогда не буду превращать благородное дело, которое моей душе дорого и свято, в деньги, да и чужд я вообще «побочному бизнесу». И не собираюсь учиться ему.
Хотя не скрою, меня нередко прямо достают тем, что организовать и провести даже один концерт сегодня в оперном  театре, когда сплошной рынок заполонил всех, — это очень дорогое удовольствие. И откуда я беру финансовые ресурсы? Предполагают даже, что мною накоплена целая кубышка денег. И я безумно богат… Многие считают почему-то, что Акрамов миллионер. Не сомневаются в том, что я иду в банк, снимаю там со счетов сколько заблагорассудится и закатываю  вечер, щедро одаривая при этом всех актеров, солистов и танцоров… Поставим  точку над этим «и». Была такая передача «Алло, мы ищем таланты!». Мы тоже их ищем, конечно. И край наш достаточно богат ими. Так что эта проблема не более другой: и мы ищем спонсоров. И представьте себе, находим! Ведь не я же один увлекаюсь классическим искусством. Есть люди, готовые вложить свои деньги на предмет его возрождения для народа. Вспомним русского Савву Морозова. Какие средства он не жалел, чтобы поддержать в свое время театральное искусство в России! Кыргызская земля тоже не обеднела своими Морозовыми. Это о финансовой стороне.
А что касается «параллелей» и каким образом они обе во мне уживаются, то тут все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Если в качестве хирурга я призван спасать человека физически, то в том, другом измерении я себя сам призвал спасать его еще и духовно. Понимаете, не все оценивается деньгами, есть вещи, которые выше их. Это духовность, высокая культура и благородство, это – веление сердца. И хоть наша действительность приглушила в людях все это, но не пришла ли пора, как говорится, собирать камни? Люди устали от бездуховной жизни, от всей этой дикой и пустой тарабарщины вместо нее. Допустим, дискоклуб, может, чем-то и привлекателен для молодежи, но когда только дискоклуб с песенками, рассчитанными на отсутствие всякой притязательности на что-либо более высокое, то тут мы и обретаем бездуховность во всей своей неприглядности. И что важно – не для уходящего поколения, а грядущего. И вот когда мы распахнули двери в мир настоящего искусства, то люди с высоким прирожденным интеллектом и высокими духовными запросами сразу же потянулись в эту дверь. Причем совершенно бесплатно. А это с самого начала входило и в наши цели, и в наши планы. Ведь как бы хотелось многим пойти в театр, но они не идут по причине своих крайне скромных материальных возможностей.
…Касаясь истоков моих музыкальных вечеров, скажу, что первый мы провели в зале «Сейтека» и с незабвенной для меня соведущей и прекрасно преданным искусству человеком Айдай Курманбековой… Самый первый и запоминающийся вечер был посвящен светлой памяти народной артистки нашей республики Марьям Махмутовой (кстати, моей близкой родственницы). А затем вечер воспоминаний о великом киноактере и режиссере Суйменкуле Чокморове. И все последующие вечера окрылили нас, организаторов, именно своей полной востребованностью, нежностью, полезностью наших начинаний. Приди, посмотри, послушай, отдохни от забот, внимая настоящей оперной элите – заслуженным и народным и просто профессиональным артистам для которых звания еще впереди, – это все, что мы предлагаем людям. Дарить духовность – только с этими они, прославленные мастера оперной сцены,  и выходят к своим слушателям и зрителям наших музыкальных вечеров.
А потом нам стало тесно, и мы перенесли такие свои вечера на знаменитую сцену оперного театра. И теперь вот уже несколько лет кряду зовем нашего зрителя в этот прекрасный зал. И еще такой существенный штрих музыкальных вечеров. Все их участники, а это лучшие певцы и танцоры оперного,  зачастую специально разучивают новые вещи из тех опер, которые уже давно не идут. А вещи эти достойны внимания. Звучат свежо, по-новому. Подтверждают ту истину, что новое – это забытое старое. Их часто исполняет народный артист республики Сталбек Алмазбеков, которого называют у нас кыргызским Паваротти. А сколько же поистине дивного и светлого вносит очаровательная моя соведущая, такая естественная и искренняя, талантливая пианистка жена Сталбека Набира. У нас с ней полное понимание во время концерта. Например, специально для вечера народным артистом КР Керимом Орузбаевым были подготовлены куплеты тореадора и «Не плачь» в неаполитансом стиле. Дело в том, что классика не должна погибнуть в забытье. Она должна возвращаться к нам в стиле ретро. А сколько дебютов состоялось на наших вечерах! Например, дебютировали Гульбара Ниязбаева, Медина Баетова и другие. С каждым новым выступлением растет мастерство наших артистов балета. У нас есть прекрасные профессиональные пары, выступление которых доставляет истинное удовольствие зрителям.
… А кто наш зритель сегодня? Простой, может быть, в большей степени еще советский человек, верящий в силу добра, совести, чести. И потому такие души ищут отзвука. А классика, музыкальная культура несут его им… Не скрою да собственно и не привык скрывать правду дня и времени, что среди наших зрителей есть и те, кто, пусть даже придавлены ныне нуждой, никогда не забывал о своем высоком предназначении на этой земле, не потерял своего достоинства и веры в светлое и доброе. Организуя такие вечера в течение нескольких лет, я знаю и уверен, что обязательно придут самые благодарные почитатели – люди старшего поколения. У них сегодня далеко не тот необходимый достаток и на счету, порой, каждая копейка. А наши вечера бесплатные. И в этом их доступность. Так что люди старшего поколения, «сэкономив» таким образом на билет в театр, смогут купить лишнюю буханку хлеба и что-то еще из необходимых продуктов. И при этом они встретятся, прикоснутся снова к подлинному искусству, вселяющему надежду. Почувствуют хотя бы в эти мгновения, что жизнь прекрасна, несмотря на все выпавшие на их долю трудности… И я с особым трепетом отношусь к такому зрителю. Стараюсь делать все и в жизни, и со сцены, чтобы в них жили надежда и вера в лучшие дни бытия… Это мое непременное правило. И я буду стоять на  нем и крепко его придерживаться, чего бы мне это ни стоило.
Да, мне иногда говорят: «Тебе, Эрнст Хашимович, уже далеко за семьдесят лет. Позаботься о себе… Не жги ты душу. Поживи спокойно. Зачем тебе это страшно хлопотное дело. Сколько сил потратил. Да и только ли их…
А я им отвечаю сакраментальной и теперь для меня вечной фразой–убеждением: «А кто, если не я». И это уже, знаю, навсегда. Покуда дух мой во мне живет. И он не позволит изменить моему кредо. Не позволит!»
…Сколько их, таких акрамовских записей будет в его, верю, уже совсем скоро явленной свету книге «Я расскажу вам».  И, как один из первых читателей написанного, скажу: в этой исповеди Доктора с большой буквы Акрамова и маэстро прекрасных духовных «Акрамовских вечеров» бьются, живут и размышляют его неуемная мысль, неравнодушное сердце и болевая совесть памяти. И во всем есть, видны благородство и красота его большой души. И читая страницы рукописи, понимаю и разделяю с автором Эрнстом Акрамовым пронизывающую мысль: если одухотворенная красота есть гениальность, то она не нуждается в особых комментариях. Поэтом вношу и такой свой штрих в чудное творение великого жизнелюбца Доктора Эрнста Хашимовича Акрамова и Человека, снискавшего славу и восхищение тысяч и тысяч подлинных поклонников и почитателей созидающего красоту его высокого духа по имени «Акрамовские вечера». И я продолжу свое выше начатое стихотворение, посвященное этому прекрасному чуду:

…У них есть завтра, есть вчера,
Есть обаянье первородства:
Акрамовские вечера –
И волшебство,
и благородство.

У них врачующая суть,
Духовный трепет, искус
чувства.
Они в сердца людей несут
Любовь к прекрасному
искусству.

Акрамовские вечера –
Они из его сердца вышли,
В святую выстроились рать,
Трубят глаголом Божьей выси.

Акрамовские вечера
Душою вечного искусства
Кричат: ну хватит воровать
Дух граждан мерзостью
паскудства.

Остановитесь! Ведь во зле,
Замысленном в беде и в боли,
Не будет мира на земле,
Нам не уйти от жуткой доли.

Померкнет жизнь в земной
красе,
Весь смысл ее великий
сломлен;
И мы переродимся все
В двуногих тварей –
лишь мамонов.
Высоких дум нам не постичь.
Умрут в нас чувства
меломанов,
Друг друга будем только
чтить
По злату, что бренчит
в карманах.

И вдруг себе приснимся мы
В кошмарных снах. И спросим: Кто мы?
Мы люди из пещерной тьмы,
Владельцы злата,
духа гномы…

Акрамовские вечера
На сцене оперного храма,
Их увеличить  во сто крат!
Но где найти таких
Акрамовых?..

Ведь он в единственном числе,
Властитель дум с душой
могучей.
Такие люди на земле
Великие и очень штучные….

И стонет мысль, болит душа.
Вот и стихи такие вышли…
И стало трудно вдруг дышать,
А сердце просит Божьей выси.

Леонид КАЛАШНИКОВ.

 






Добавить комментарий