Main Menu

Вот так и живем — А как же все-таки конкретно?

Об этом наш разговор с председателем Соцфонда Кыргызстана М. Д. Абулгазиевым
И понятно, что темой беседы стало недавнее повышение пенсий. Редакцию засыпали вопросами, в которых больше всего слухов. Поэтому их надо или развенчать, или подтвердить.

— Мухаммедкалый Дюшекеевич, расскажите все как есть.
— Как вам известно, основной задачей Социального фонда является увеличение пенсий, чтобы люди пожилого возраста могли жить достойно. Это задача. А  проблема в пенсионной системе республики — доведение размеров пенсии до прожиточного минимума и борьба с бедностью. Для этого и проводятся ежегодные повышения пенсий.
Средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат за электроэнергию после майского повышения составляла 4 070 сомов.
С 1 мая 2012 года было произведено повышение страховых частей пенсии в соответствии со страховым принципом: всех на одинаковый процент, при этом повышение получилось более высоким у тех пенсионеров, у кого страховая часть пенсии была более высокой.
Основной целью макроэкономической политики в Кыргызской Республике на 2012 год является, в частности,  сдерживание темпов инфляции в пределах ожидаемого целевого показателя (103,5 процента). Пенсии свыше 10 000 сомов после майского 2012 года повышения возросли  с 800 до 1 500 сомов, то есть уже повышены на уровень выше запланированного уровня инфляции. Поэтому с 1 ноября 2012 года пенсии свыше
10 тысяч сомов не  повышали.
В условиях роста цен на продтовары предусматривалось увеличение маленьких пенсий. Понятно, что в основном деньги уходят на приобретение продуктов питания. Для пенсий от 2 000 до    3 000 сомов  увеличилась страховая часть на 250 сомов, для пенсий от 3 000 до 4 000 сомов — на 200. Для  людей, получающих от   4 001 до 10 000 сомов — увеличение в меньших размерах: на 150 сомов, так как при майском повышении прибавка у них была существенная.

— Мухаммедкалый Дюшекеевич, вы  держите в голове столько разных цифр? Это похвально. Но с некоторыми из них  я бы не согласилась. Скажем, увеличение  пенсий на 800-1500 сомов — это действительно повышение. А на 200-150 сомов — это надбавка за информацию. Не так ли?
— Тут я скажу следующее: как  работаем, так и живем. Раз вы затронули эту  тему, могу сказать: можно ли было себе в советское время  представить зарплату в двух конвертах — «черном» и «белом»? С меньшего идут отчисления. О толстеньком конверте никто и не знает.  Деньги, с которых мы сейчас  платим пенсии, заработаны еще  нашими родителями. А что мы оставим  своим детям? Лет через 20 наше социальное обеспечение будет загнано в угол. На какие тогда  деньги станут жить пенсионеры —  большой вопрос.
С 1 ноября средний размер пенсии составил 4 270 сомов, или увеличился на 200 сомов, и покрыл прожиточный минимум на 105 процентов. Для этого дополнительно потребовалось около 224 миллионов сомов. Двухэтапное повышение пенсии позволит увеличить его по сравнению с прошлым годом на 114 процентов.

— Все бы это было так. Но не успели в республике объявить с 1 ноября о новых  пенсиях, как тут же (за месяц до ноября) сахар стал дороже на 5 сомов, растительное  масло (1 литр) — на 5, хлеб — на  3-7, рис — на 5, молоко — на 3 сома. Уместно ли говорить, что пенсионеры  стали жить лучше?
— А вот здесь должна быть работа органа антимонопольной политики. Ведь можно бесконечно повышать пенсии, но здесь же спекулянты «съедят» все   надбавки. Я не боюсь слова «спекулянты». Эти люди ничего не  производят сами, а только через вторые-третьи руки перепродают.

— В подтверждение ваших слов, однажды я видела, как к Ошскому рынку подъехал «москвич», хозяин привез на базар несколько ведер клубники. Так ему не дали даже открыть багажник. Все скупили эти  самые спекулянты по тем ценам, что устраивают их,  а не хозяина. Вы думаете, ему бы дали здесь торговать? Сомневаюсь. Базары давно оккупировала рыночная мафия.
С пенсиями разобрались, а теперь скажите, не планируется ли повышение пенсионного возраста?
— Во-первых, хочу сразу всех успокоить: никаких глобальных реформ, связанных с дальнейшим увеличением общего пенсионного возраста, на данный момент не планируется. Хотя на самом деле возрастная структура населения республики сейчас относительно благополучна: 61 процент составляют лица трудоспособного возраста и около 7 — лица старше него. Но вскоре, по нашим  прогнозам, ситуация сильно изменится: доля населения нетрудоспособного возраста увеличится более чем в 2 раза, так как в этот период достигнут пенсионного возраста лица, рожденные в восьмидесятых годах, когда в республике был всплеск рождаемости.
Здесь важно понять, что именно соотношение численности населения в  трудоспособном возрасте и старше него — один из тех важных показателей, от которого зависит устойчивость всей пенсионной системы. Проще говоря, чем больше молодых граждан содержит одного пенсионера, тем устойчивее в финансовом плане пенсионная система. Но, несмотря на  не совсем благоприятные демографические прогнозы, вопрос повышения  пенсионного возраста не может пока подниматься в нашей стране из-за относительно низкой продолжительности жизни населения.
Однако существует другой момент, связанный с продолжительностью жизни населения, который мы не вправе игнорировать. Статистические данные свидетельствуют, что в среднем почти во всем мире женщины живут дольше  мужчин. Некоторые высокоразвитые страны в этой связи уже давно сравняли пенсионный возраст и приняли единый пенсионный возраст для мужчин и женщин. В Кыргызской Республике средняя продолжительность жизни на пенсии у женщин составляет 21 год, тогда как у мужчин этот показатель равен 13,5 года. Понятно, что сравнивать нас с высокоразвитыми странами глупо. Более того, там  очень низкая рождаемость и женщины работают в таком же темпе, что и мужчины, без перерывов в трудовой жизни, связанных с родами и уходом за ребенком. Падение рождаемости несет еще больше угроз в будущем социально-экономической жизни нашей республики. Но игнорировать факт такого большого разрыва в продолжительности жизни у мужчин и женщин в существующих экономических условиях тоже не совсем правильно, так как для пенсионной системы это достаточно ощутимая нагрузка.

— Чувствую, здесь будет какой-то подвох.
— Никакого, просто в условиях Кыргызстана (правда, пока только на концептуальном уровне), изучаем возможность компромиссного варианта: если у женщины четверо и более детей, то она выйдет на пенсию на 5 лет раньше мужчин, то есть  на 3 года раньше. Таким образом, установим законодательно пенсионный возраст для женщин (имеющих трех и менее детей) — 60 лет, для мужчин останется на уровне 63 лет, таким образом, сократим разрыв в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами до трех лет вместо действующих пяти.

— Я как-то узнала, что моя соседка нигде и никогда не работала, но получала пенсию 1 000 сомов. Но при каждом повышении ей к этой сумме добавляют и добавляют, ведь она у нее смехотворная, на нее нельзя прожить. И вот уже ее пенсия почти равна той, которую нужно заработать, потрудившись не один десяток лет. Вы считаете, это справедливо?
— Ну все-таки какой-то стаж ваша соседка, наверное, имеет. Так как, если у человека совсем нет трудового стажа, он не имеет права на пенсию в рамках действующего пенсионного законодательства. Другой вопрос, что у нас в республике нет установленных требований к минимально необходимому трудовому стажу для получения права на пенсию. В России, например, этот показатель равен пяти годам и в данное время  там  обсуждают возможность увеличения его до 15 лет.
Мы с вами полностью согласны: не совсем справедливо, когда одинаково повышают пенсии и тем, у кого 40 лет стажа, и тем, у кого, скажем, 2 года. В данное время мы как раз работаем над вопросом минимального установленного трудового стажа, дающего право на пенсию.

— В Интернете недавно прочитала, что от размещения средств накопительного фонда в ценные бумаги Соцфонд получил прибыль 600 миллионов сомов. Почему же прибыль хорошая, а прибавка к пенсиям всего 150 сомов?
— Во-первых, необходимо сразу разграничить накопительный компонент и страховую пенсию. Накопительный компонент потому и называется накопительным, что в течение определенного времени он накапливается и направляется на инвестирование. Эти средства ни в коем случае  не могут быть использованы на текущее финансирование.
И второй важный момент: в накопительном компоненте пенсионной системы участвуют не все граждане страны, а только работники организованного сектора: мужчины 1964 года рождения и моложе, а также женщины 1969 года рождения и моложе. Таким образом, это их накопления, и, естественно, они не могут быть направлены сегодня на выплату или повышение пенсий нынешних пенсионеров.

— Я все время задаю вам неудобные вопросы и чувствую, как вам  неловко отвечать за государство.  Но терпите, такая ваша доля. Итак,  деньги, что накопил пенсионер, после его смерти должны быть переданы его наследникам,  как это принято во всех развитых странах.  Средства на счете в Пенсионном  фонде — это его сберегательная  книжка. Не правда ли?
— Вопрос не только неудобный, но и провокационный. Помните, как в песне у Высоцкого: «Где деньги, Зин?». Так и у нас. Будь мы побогаче, разве прибавка была бы 150 сомов?  Согласен с вами. Но все идет от бедности. Однако накопительная часть пенсии — это реальные деньги с правом  собственности. И  они выплачиваются в случае выезда  на постоянное место жительства  в другую страну или могут быть унаследованы в случае смерти  хозяина накоплений.

— Значит, деньги можно получить?
— Бог с вами, живите до 150 лет…

— Как вы относитесь к Негосударственному пенсионному фонду?
— Очень хорошо. Но где гарантии, что к моменту вашего или моего  выхода на пенсию (это лет через десять) он еще будет работать и сохранит ваши денежки?
А так, пожалуйста, размещайте свои средства по разным фондам, банкам, получайте с них проценты и живите припеваючи. К вашей и нашей  взаимной радости.

—  Опять же из источника в Интернете. Вы попросили у депутатов увеличить в 3 раза пенсии Усубалиеву,  вдове Масалиева. Я не хочу озвучивать  размеры их пенсий, дабы не шокировать людей. Но согласитесь, что увеличение на 150 сомов и в 3 раза — это некорректно…
— Ныне размер пенсии напрямую зависит от вклада застрахованного лица в пенсионную систему,  от страхового принципа: кто много отчисляет страховых взносов, у тех размер пенсии  достаточно высокий.
В то же время первым лицам нашего государства назначение пенсии осуществляется на иных принципах, учитывающих их вклад и заслуги  в управление и развитие страны.
Поэтому по инициативе общественных объединений, поддержанной правительством КР, и был разработан законопроект  о приближении пенсионного обеспечения бывших первых лиц Киргизской ССР и ныне имеющих статус экс-Президента Кыргызской Республики.   Законопроект предусматривает изменение нормы  исчисления пенсий бывшим партийным руководителям Киргизской ССР с 75 процентов заработной платы по последнему месту работы на 300 процентов, то есть увеличение пенсии  в 2,5 раза за счет средств республиканского бюджета. Но как вам, наверное, известно, на заседании Жогорку Кенеша 1 ноября данный законопроект был отклонен большинством голосов.
Вот и все. Но как бы там ни  было, государство как может помогает пожилым. Другое дело, что помощь эта мизерная. Ну чем богаты… Будем ждать весны и следующего повышения пенсий.

Татьяна САМОШИНА.

 






Добавить комментарий