Main Menu

В ЧЕМ ДОЛГ НАУКИ? ОТ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

В ноябре более чем в  семидесяти странах планеты отмечаются Всемирный день науки во имя мира и развития и Всемирный день философии, учрежденные ЮНЕСКО.
Актуальность гуманитарной науки, переживающей сегодня подлинный ренессанс, трудно переоценить: миллионы людей во всем мире испытывают масштабные перемены, радикальный характер которых привел к тому, что обострились многие вызовы и противоречия. Как обеспечить процесс обновления общества в режиме устойчивости и развития?
Наш собеседник — директор Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук, член-корреспондент HAH, трех международных общественных академий, заслуженный деятель науки республики, лауреат Государственной премии в области науки и техники, доктор философских наук, профессор Осмон ТОГУСАКОВ.


— Чингиз Айтматов как-то сказал: «Долг литературы я понимаю как исследование отдельной человеческой индивидуальности». А в чем, по-вашему, долг современной науки?
— Вы затронули такую важную тему, как наука и ее роль в современном обществе. Как известно, наука актуальна во все времена. Знаменитый афоризм английского философа XVI века Френсиса Бэкона «Знание — сила» сегодня важен как никогда, тем более в обозримом будущем, в условиях так называемого информационного общества. Но возрастание роли знания и в еще большей мере — методов их получения должно сопровождаться усилением общественной роли самой науки — высокоорганизованной и специализированной деятельности  производства объективных знаний о мире.

 

Наука — то, что мы знаем, философия — то, чего мы не знаем.
Бертран Рассел


— Осмон Асанкулович, история человечества — история его самопознания, и этот процесс не завершится, пока будет существовать человек. Что лежит в основе самопознания нашего современника?

— Как известно, самопознание — это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Самопознание позволяет человеку постичь свой мир и, переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понять и скорректировать отношение к себе. Самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознанный, выполняющий к тому же регулирующую функцию, связанную с самосовершенствованием и, как пафосно это ни звучит, поиском смысла жизни. Это необходимое условие  развития личности, адаптации к социальной и природной среде на основе оптимальной жизненной позиции. Иными словами, как нет личности без сознания, так нет ее и без самопознания.

— Как нынешнему обществу с множеством разных мировоззренческих взглядов, вкусов и предпочтений удается сберечь общечеловеческие ценности, составляющие духовный стержень нашего бытия?
— Ценностные ориентации, как утверждает американский психолог и философ Эрих Фромм, обусловлены различными историческими, политическими, культурными, социально-экономическими факторами и особенностями менталитета. Ядро их составляют гуманистические ценности и идеалы. В процессе образования и воспитания формируются моральные нормы, духовность и интеллект. Но обучение и воспитание еще не гарант моральных ценностей, они могут лишь минимизировать проявление негативных качеств, асоциального поведения. Поэтому государственная образовательная политика должна быть построена на приоритетности гуманистических идеалов, которые формируют любовь к родной земле и своему народу, единство поколений, уважение к родителям, утверждение принципов общечеловеческой морали (правда, справедливость, доброта, уважение к традициям разных народов), духовную культуру, условия для свободного выбора собственной позиции и мировоззрения. Кроме того, суть гуманистического подхода в образовании состоит в восприятии знаний не как конечного результата, а как процесса, который длится всю жизнь.

Нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
Рене Декарт

— Как известно, в переломные периоды жизни общества базовые ценности трансформируются более интенсивно. После достижения государственной независимости в нашей стране усилился интерес к познанию своего языка, культуры, истории. Что об этой динамике говорит философская наука?
— Утрата былой советской идентичности — одна из причин кризиса нашего общества. Следует признать, что сегодня в Кыргызстане пока не сложилась «кыргызстанская нация» и нет для нас задачи более важной, чем формирование гражданского самосознания нашего народа. Только в этом случае произойдет консолидация кыргызстанцев в единую нацию на основе восстановления исконных традиций. Современные философские исследования дают оптимистический прогноз: богатая природа, полиэтническая культура, менталитет кыргызстанцев, отличающийся особенной жизнестойкостью, способностью к мобилизации, позволяющий отвечать на самые драматические вызовы истории, — все это и есть основания для возрождения нашего общества.

— Сегодня весь мир знает, что земля, называемая Кыргызстаном, —  это крепкий фундамент современных процессов идентичности нации. Нo, по данным экспертов, у молодого поколения в целом наблюдается нехватка эрудиции, глубины знаний. Как можно соединить самосознание и знание?
— Во-первых, молодежь в силу своего возраста наиболее восприимчива к новым веяниям. В связи с этим изменения в Кыргызстане 90-х годов проявляются именно в ее самосознании. Во-вторых, для студенчества все более характерен интерес к таким дисциплинам, как история, философия, социология и культурология, и я бы сказал, что в жизнь входит поколение разносторонне образованных молодых людей. Но надо отметить, что взросление этого поколения приходится на постсоветский период, когда произошли значительные подвижки в обществе, существенно изменилась и идеология. Современная молодежь воспринимает действительность по-иному, чем представители среднего и старшего поколения.

 

Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Джордано Бруно

— Нынешний исторический момент побуждает не к заимствованию чужого опыта (эти попытки остались в 90-х), а к активному созиданию. Оно исключает искусственные, «спущенные сверху» идеологии, его фундамент — духовность, традиции, активное социальное проектирование на основе научного подхода. Насколько способствует развитию науки обращение к традиционным формам народной философии?
— В переходный период, в условиях глубокой трансформации общества особую роль играют философия, деятельность ученых-новаторов. Философ видит более общие универсалии, чем ученый, представляющий отдельную отрасль науки. В Национальной академии наук Кыргызской Республики традиционно уделяется внимание проблемам гуманизации науки. Свой вклад в это направление вносит Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР: за последние годы здесь вышли в свет монографии «Учение о мысли», «Философия народной мудрости», «Поиски абсолюта: творческое наследие Чингиза Айтматова», «Философская мысль в контексте развития кыргызской культуры», «Антология экологической этики», «Донаучные  представления кыргызов о природе и обществе», «Роль культурного наследия в познании социокультурного процесса», «Личность в современном Кыргызстане» и др. Недавно институт приступил к работе над 10-томным исследованием «Общественно-политическое, философское мышление кыргызов с древности до наших дней» (на государственном языке), причем в авторский состав будущего издания вошли многие ведущие специалисты нашей страны. Есть задумка провести марафон в поддержку этого фундаментального труда, первого в истории независимого Кыргызстана.

— О защитных функциях духовности и культуры размышляли крупнейшие философы средневекового Востока Жусуп Баласагын, Махмуд Кашгари, Аль Фараби, не потеряла эта тема своей актуальности и сегодня, о ней пишут А. Ч. Какеев, В. М. Плоских, Ж. Т. Уметалиева, Т. А. Аскаров, А. А. Акматалиев, Ы. М. Мукасов, Ж. К. Урманбетова и другие ученые. Но в наши дни уникальной древней культуре угрожает глобальная унификация. Сможет ли духовное наследие современного Кыргызстана препятствовать этому мощному цивилизационному потоку?
— Кыргызстан — многонациональное государство с конституционно гарантированной свободой развития всех национальных культур. Мы стремимся к созданию доброжелательного общества. Кыргызы на протяжении своей истории всегда отличались толерантностью и открытостью к другим этносам и конфессиям, но сама возможность создания единой кыргызстанской нации должна опираться не на стирание национальных особенностей, а на диалог культур. Для этого необходимо понимание самого себя и того, что ты можешь предложить другим.
Сейчас во многих странах активно обсуждается новая идеология, которая позволит сохранить природные ресурсы и возможность существования жизни в условиях их истощения и конкуренции в освоении земли, воды и среды обитания. Но, как мы с вами знаем, в основе культуры номадов издавна лежат принципы достаточного потребления, сохранения природы и генетического здоровья, они чрезвычайно важны для будущего. Кыргызстан может выступить носителем глобальных инициатив в области сохранения природных ресурсов (воды, воздуха, флоры и фауны), генетической безопасности, разумного баланса между формами жизни и природным окружением. Наши ученые изучают, как добиться сохранения и умножения возможностей территорий и многообразия форм жизни — от создания заповедников до сверхтехнологических поселений. Это, кстати, духовное завещание Чингиза Торекуловича Айтматова, с которого начался наш разговор.

 

Философия должна быть действенной: ее стремлением и целью должно быть совершенствование человека.
Виктор Гюго


— Международный имидж Кыргызстана сегодня создается при активном участии нового поколения. Пожалуйста, несколько слов о молодых ученых, пришедших в последнее время в философскую науку.

— Прежде всего хочу отметить, что интерес к философии среди нового поколения достаточно высок. Наш институт заметно отличается количеством аспирантов и соискателей от других академических институтов. Только за последние десять лет на диссертационном совете при нем  защитились около 50 кандидатов и докторов наук из нашей республики, Казахстана, Китая, России и Турции. Причем более половины из них — в возрасте до 35 лет. Не буду касаться тематики их исследований, она довольно обширная. Специфика философского знания охватывает все образовательные и научные дисциплины, поэтому у философской науки огромный кадровый потенциал. Трудно выделить кого-либо из молодого поколения философов, но, чтобы конкретизировать свой ответ, хотел бы назвать несколько перспективных имен: это кандидаты философских наук Н. Акматова, А. Бабашов, А. Смутко, Р. Сыдыкбеков, А. Самыйканов, В. Коротенко, Е. Сорочайкина, А. Эргешов, А. Борсонов, М. Гусейнова, А. Акматалиев и др.

 

Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой.
Максим Горький

Вела беседу Екатерина ЛУЗАНОВА, кандидат искусствоведения, заслуженный
деятель культуры.






Добавить комментарий