Main Menu

Кто с террором к нам придет… На что надеются боевики?

Надо признать, напряженность в обществе все-таки  присутствует. Поводом для  беспокойства стали  не только события  жаркой  политической осени: недавно  мы снова столкнулись с  террористической угрозой, направленной на дестабилизацию обстановки в стране. На  днях в ходе спецоперации сотрудники ГКНБ  обезвредили террористическое  подполье, относящее себя к  Союзу  исламского джихада, члены которого  планировали теракты и точечные удары по правоохранительным органам одновременно  в Бишкеке, Оше и  крупных населенных пунктах  Чуйской области. И только  благодаря грамотным  действиям спецслужб обошлось без жертв. На этот раз, как говорится, пронесло.
Но никто не может дать  гарантии, что акции устрашения не повторятся. Какие в связи с этим меры оперативного и  предупредительного характера принимают наши спецслужбы? На этот и другие вопросы  мы попросили ответить председателя  Государственного комитета национальной  безопасности Шамиля АТАХАНОВА.


— Шамиль Есенжанович, сегодня наблюдается  беспрецедентная активность фанатичных боевиков  разного толка.  С чем, по-вашему,  это связано?
— Она обусловлена процессами, происходящими в  Афганистане, Пакистане и странах Ближнего Востока, где дислоцируются   базы Союза исламского  джихада (СИД), Исламского движения Туркестана (бывшее ИДУ), щедро финансируемые  «Аль-Каидой» и «Талибаном». Устойчивая  тенденция нарастания террористических угроз  в значительной степени сохраняется за счет нестабильной обстановки в Афганистане, где театр боевых действий  переместился к северу, к  афгано-таджикской границе. По различным прогнозам, после  вывода международных  коалиционных сил борьба  за власть в Кабуле может вновь  спровоцировать вооруженный  конфликт и, естественно,  привести к эскалации террористической деятельности, созданию  предпосылок для проникновения в Центральноазиатский регион  эмиссаров и боевиков экстремистских организаций и их поддержки извне, что в целом  может отразиться  на нашей республике.

— Можете огласить  результаты предварительного расследования по делу  недавно обезвреженного  подполья? Что представляют собой ее члены и  появились ли в их деятельности новые формы и методы?
— Давайте не будем  нарушать  тайну следствия. Позже мы обязательно  обнародуем все подробности. Что касается  личности  боевиков, то все они — граждане Кыргызстана, довольно молодые люди,  подвергшиеся идеологической  обработке и завербованные после  разгрома   единого жаамата «Жайшуль Махди» в 2010 году. Как сейчас  выясняется, доморощенные террористы имели смутное представление  о постулатах ислама, а многие из них даже не читали намаз. Члены  всех без исключения  религиозно-экстремистских организаций, несмотря на  ужесточение законодательства КР в отношении проявлений религиозного экстремизма, не отошли от осуществления агитационно-пропагандистских акций среди населения, а лишь изменили формы и методы их распространения. По имеющимся данным, активисты  подполья  все больше используют Интернет, применяют различные электронные носители (флеш-карты, диски и т. д), а также систему мобильной связи для  рассылки сообщений, видео-,аудиофайлов экстремистского содержания.
Помимо этого, внедряется  новая тактика дистанционной вербовки и создания террористических групп так называемых виртуальных жааматов через собственные сайты в Интернете, дистанционное управление ими в подготовке диверсионно-террористических акций. Активизировалась  также интернет-ресурсная база ИДУ и СИД.  Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, сегодня  превышает 7 тысяч.
В целом деятельность  террористического и экстремистского подполья  в республике выражается в активной агитационно-пропагандистской и вербовочной работе, подготовке к совершению терактов, организации каналов переправки боевиков в зарубежные лагеря  подготовки, а также создании условий для длительного оседания в Кыргызстане и формирования подпольной террористической сети из  рекрутов.

— К сведению увлекающихся идеями  радикального ислама людей,  назовите,  пожалуйста,  запрещенные в Кыргызстане религиозные организации.
— Их всего 8,  это «Аль-Каида», движение «Талибан», Исламское движение  восточного Туркестана,  Курдский народный конгресс («Конгра-Гель»), Организация  освобождения  Восточного Туркестана, Группа джихада (Союз исламского джихада), Исламская партия Туркестана (Исламское  движение Узбекистана) и «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» (“Хизб ут-Тахрир”). С учетом складывающейся обстановки ведем работу по запрету деятельности еще ряда  деструктивных организаций, представляющих потенциальную угрозу национальной безопасности государства.

— Указ Президента Алмазбека  Атамбаева «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызстане» обозначил самые приоритетные направления  деятельности  силовых структур, в том числе спецслужб по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Нашим читателям интересно  будет узнать о ходе реализации задач, поставленных главой  государства перед органами нацбезопасности, и о  достигнутых конкретных результатах  этой  работы.
— Хочу отметить, что в  условиях экстремистской террористической  экспансии мы ощущаем  постоянную поддержку руководства  страны в организации ряда эффективных и противодействующих мер. Полностью оправдала себя инициатива нашего Президента создать  Антитеррористический центр (АТЦ) в структуре  Государственного комитета  национальной безопасности. Основная  его цель — координация  действий не только силовых  структур, но и других  ведомств и министерств — субъектов антитеррористической деятельности. Используем  также опыт организации борьбы с терроризмом  и экстремизмом других государств.
В целях взаимодействия  в регионах созданы  межведомственные координационные группы при   территориальных органах ГКНБ, разработаны планы и карты  спецопераций в Оше, Бишкеке, а также во всех областях республики в случае возникновения террористической  угрозы. Тактика борьбы нашего ведомства с экстремизмом и терроризмом  включает три ключевых момента. Это профилактика, проведение спецопераций и  минимизация  последствий этих  явлений. Не забываем мы и непреложную истину:  побеждает тот, кто владеет  информацией.  Проводим и другую работу. Какую  конкретно — сказать не могу.  Как известно, радикальные исламисты тоже не спят и жаждут узнать наши планы.
За 10 месяцев 2012 года антитеррористические подразделения ГКНБ выявили и пресекли подрывную деятельность двух террористических групп, в составе которых в общей сложности было около 20  человек. По установленным 46 членам международных террористических организаций и 72 членам РЭО «Хизб ут-Тахрир» ведется соответствующая работа. Задержаны 18 членов МТО и 25  — РЭО «Хизб ут-Тахрир». Экстрадированы 5 иностранных граждан, разыскиваемых за террористическую и экстремистскую деятельность на территориях других государств. Закрыт въезд на территорию КР 68 гражданам сопредельных стран, подозреваемым в причастности к терроризму и экстремизму.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий обнаружено и изъято 3 автомата Калашникова, 5 пистолетов Макарова,  карабин, снайперская винтовка, обрез, 4 гранаты, более  6 тысяч патронов, 14 самодельных  взрывных устройств, 12  единиц холодного оружия, а также 1 200 листовок, 1 500 экземпляров и более 400 электронных носителей радикально-религиозного содержания. Проблемы противодействия терроризму  и экстремизму требуют  комплексного подхода,  включая решение задач по стабилизации экономики, снятию социальной  напряженности внутри страны. Что касается мирового сообщества, то главное сегодня в борьбе с  терроризмом — единство антитеррористических сил. В этом плане большое    внимание уделяем расширению партнерских контактов со спецслужбами и органами безопасности зарубежных  стран.

— Вот об этом подробнее,  пожалуйста…
— Нами подписано 15 таких международных договоров межведомственного характера. В рамках многостороннего международного сотрудничества  наше ведомство  является полноправным участником таких международных организаций,  как Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ (СОРБ), Конференция специальных служб тюркоязычных государств, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ). На постоянной основе обмениваемся  информацией об объектах оперативно-разыскной деятельности.

В 2011 году органы ГКНБ в общей сложности выявили 73 членов международных террористических организаций, 24 задержаны, 3  ликвидированы. 9 лиц переданы  спецслужбам государств Содружества, 3 человека  объявлены в розыск по подозрению в терроризме, изъято 530 листовок экстремистского  толка, около 800 единиц литературы и более 500 электронных носителей радикально-религиозного содержания.

 

Поддерживаем связь  с профильными подразделениями таких авторитетных международных организаций, как ООН,       ОБСЕ, в т. ч. реализуем проекты гармонизации национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом.
В сентябре текущего года в Чолпон-Ате прошло очередное, 21-е заседание Совета РАТС ШОС, в котором  приняли участие представители Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Приняты решения о дальнейшем совершенствовании правовой основы сотрудничества государств-членов ШОС в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
С другой стороны,  терроризм и религиозный экстремизм — это явления, с которыми  спецслужбам в одиночку  не справиться. Нужна  мощная поддержка  гражданского общества. При  этом оно само должно быть консолидированным и здоровым, чтобы  не  поддаваться террористическим настроениям и бороться с причинами,  побуждающими  людей на этот шаг,  работать на упреждение.

— Шамиль Есенжанович, руководство страны призвало  к жесткой экономии во  всех сферах жизнедеятельности. Практически всем  ведомствам и министерствам  урезан бюджет. Не стала  исключением  и ваша  структура. Как думаете  работать в таких условиях?
— Мы с пониманием относимся к сложившейся в  республике ситуации. Трудности эти временные,  и их надо  пережить. В то же время считаем, что нельзя экономить на национальной безопасности государства.

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий