Main Menu

Независимая аккредитация вузов — требование времени

В Кыргызстане внедряется независимая система аккредитации учебных заведений. Форум по презентации результатов ее создания и внедрения прошел на днях.

По словам депутата Жогорку Кенеша Натальи Никитенко, система аккредитации учебных заведений подразумевает собой оценку их деятельности со стороны независимых экспертов.
В 2010 году в рамках программы GIZ «Профтехобразование и содействие занятости в Кыргызстане» был создан совет по аккредитации, куда вошли представители Минобразования, ряда ведомств, ассоциаций, родители учащихся и сами учащиеся образовательных учреждений. Программа уже внедряется в пилотных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. В данный момент существует система государственного лицензирования и аттестации, однако она недостаточно эффективна», отметила нардеп.
«В Комитете по образованию во втором чтении нашел поддержку законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании», где вводится понятие «независимая аккредитация». Аккредитацию будут осуществлять независимые  агентства», — сообщила депутат.
Путем внедрения системы  в профессиональных образовательных учреждениях Кыргызстана удастся приблизить  существующую систему лицензирования и аттестации к международным требованиям по обеспечению качества образования. Существующая сегодня  система государственного лицензирования и аттестации в учреждениях среднего и начального профессионального образования предполагает выдачу  лицензии на образовательную деятельность, организацию учебного процесса, а также проверку со стороны государственных структур. Практика показывает, что данная система недостаточно эффективна.
При независимой аккредитации оценка  образования осуществляется независимыми экспертами, задачей которых является не только проверка качества, но и выработка рекомендаций в решении существующих проблем учебного заведения. В качестве внешних экспертов могут привлекаться  представители из числа работодателей, учащиеся и студенты, родители, преподаватели и директора учебных заведений. Таким образом, независимая аккредитация повышает ответственность работодателей и гражданского общества за качество образования.
Агентства будут проводить независимую оценку качества образования, а также вырабатывать рекомендации в решении существующих проблем учебных заведений.
Также будет создан национальный аккредитационный совет из 15 человек — представителей образовательных ведомств, гражданского сектора, бизнес-ассоциаций и депутатов парламента.
Как утверждают депутаты, оценка образовательных программ организаций высшего профессионального образования оставляет желать лучшего. Для решения этой проблемы парламентарии предлагают создать независимые аккредитационные организации, куда могут войти не только чиновники, но и работодатели и студенты.
Тем самым Минобразования лишится функции оценки качества, однако за ведомством остаётся право выдачи лицензии на ведение образовательной деятельности. Также под председательством министра будет функционировать аккредитационный национальный совет, в который  войдут чиновники, депутаты, академические сотрудники, работодатели и сами студенты. Этот орган и займется выдачей разрешения.
По мнению Натальи Никитенко, внедрение института независимой аккредитации вузов позволит обеспечить прозрачную и публичную оценку качества образования высших учебных заведений.
В течение последних лет первые пилотные аккредитации на основе новых гарантий качества уже прошли в КЭУ и ОшГУ не без помощи международных организаций. Другие университеты также видят много плюсов в этой инициативе в свете перехода образования на Болонскую систему.
Законопроект уже прошел обсуждение в первом чтении. Инициаторы идеи утверждают, что это тяжелый процесс и переход к нему займет немало времени. Планируется, что законопроект вступит в силу с будущего года. К тому времени будут доработаны детали и создана нормативно-правовая база.
Наша справка. В республике функционирует 31 государственный и 21 негосударственный вуз. Однако дипломы частных вузов не признаются за рубежом. В основном частные высшие учебные заведения готовят специалистов гуманитарного направления, сферы обслуживания, социальных услуг и сельского хозяйства. В них почти отсутствует технический профиль, а 70 процентов преподавателей не имеют права обучать студентов, поскольку большинство без педагогического образования. Недавно министр образования Канат Садыков сказал, что пришло время жестко реформировать систему образования. «Уже давно говорится о реформировании высшего образования, поэтому пришлось пересмотреть лицензии. Если раньше специалистов готовили 5 лет, то сейчас — бакалавров и магистров. Мы не закрыли ни одно частное учебное учреждение, но потребовали, чтобы руководители отдельных вузов указывали, что  у них институт», — сказал Садыков.

Анна САРАЖИТИНОВА.

 






Добавить комментарий