Main Menu

Кто защитит инвестора и сделает сказку явью?

Скандал вокруг Кумтора в который раз показал, что в вопросах, касающихся инвестиционных предприятий, местное население, настроенное протестно различными политическими силами, порой вредит имиджу страны и наносит урон инвестиционному климату.

В Ассоциации горнопромышленников бьют тревогу: в последние годы увеличивается число нападений местного населения на предприятия горнорудной промышленности. Вот небольшая статистика: август 2011 года — перекрытие дороги на месторождение Терексай-Иштамберди, блокирование работы компании «Фулл Майнинг Компани» в Джалал-Абадской области. В том же месяце — открытый конфликт на месторождении Бучук в Нарыне: несколько человек ранены и госпитализированы. Сентябрь 2011 года — блокирование работы компании «Мекс Ресурс» в Таласской области. Ноябрь 2011-го — перекрытие дороги на базу «Кумтор оперейтинг компани». Февраль 2012 года — выступления против работы компании «Манас Ресорсез», Баткенская область. Май этого же года — перекрытие дороги на месторождение Кумтор. Август — захват техники компании «Элка Сервис ЛТД» в Чуйской области. В том же месяце опять пострадала техника, теперь уже компании «Кайди» в Чон-Алайском районе Ошской области.  В минувшем сентябре в Джалал-Абадской области опять пострадал машинный парк, принадлежащий ОсОО «Спектр».
Потеряв промышленность, наша страна оказалась в весьма тяжелом экономическом положении. И как следствие — безработица, экономический кризис, коррупция. Но потенциал у Кыргызстана огромный. Об этом у нас знают даже дети — республика обладает богатыми недрами. Но, увы, за 20 лет суверенитета лишь только один проект с Кумтором был успешно реализован. По-разному можно оценивать условия договора с компанией «Центерра Голд Инк.», но то, что наш бюджет напрямую зависит от деятельности одного этого предприятия, оспорить невозможно! А если бы в стране велась разработка нескольких месторождений? В казне нашлись бы деньги на поддержку стариков, сирот и бедных семьей. Появились бы внутренние инвестиции, которые можно направить на восстановление промышленности. К сожалению, это пока звучит как сказка. А она может быть явью. По словам президента правления Ассоциации  горнопромышленников и геологов Кыргызской Республики Орозбека Дюйшеева, в разное время на разработку месторождений Иштамберды, Андаш, Джеруй, Алтын-Жылга, Кумбел были уже готовы проекты, имелись инвесторы, но из-за противостояния с населением рудники не открыли. А золото так и лежит в горных массивах, не принося никакой пользы кыргызстанцам.

— Что же происходит на местах, почему так часто происходят конфликты вокруг разработки месторождений в регионах? — задал я вопрос О. Дюйшееву.
— Недавняя попытка парламентариев ворваться в «Белый  дом» влияет и на обстановку в областях. Если депутаты позволяют себе подобное,  что говорить тогда о простых людях. Обделенные социальными благами государством, они требуют их от инвесторов. И, как правило, эти методы выходят за рамки закона: перекрываются дороги, захватывается техника, нападают на специалистов. Влияют на ситуацию и неумелая политика в горной индустрии государства, и непрозрачность при выдаче лицензий, и информационный вакуум населения в регионах. Уверен, последняя причина сложилась из-за плохой работы органов местной власти. Они должны донести до людей информацию о том, какие предприятия будут работать, какая польза от них населению. Чувствуя слабость чиновников, настроение населения подогревают криминалитет и те, кто хочет выловить рыбку в мутной воде.  Они пытаются заставить горнодобытчиков откупаться  от себя. Случаи бывают разные. Например, на Андаше население настраивают местные богатые люди. Они не заинтересованы в открытии рудника, так как с его запуском у жителей появятся работа,  высокие зарплаты. Тогда и местным предпринимателям придется автоматически повышать людям оплату труда, они станут более независимыми. Поэтому  убеждают простаков, что разработка месторождения  угрожает экологии и здоровью населения.

— Что же может изменить ситуацию?
— Сейчас в лицензиях, выдаваемых на разработку месторождений, указываются техническое обоснование и данные об экологической безопасности, а социальный эффект для местного населения не упоминается. Но раньше это было. Когда компаниям выдавали лицензии на добычу золота  на Кумторе, Джеруе и Талдыбулаке, подобные условия работы учитывались, но потом исчезли из практики по вине чиновников. Необходимо ввести на деле  договор-соглашение между горнодобывающим предприятием и местным населением. В нем указывался бы эффект деятельности рудника для жителей и края. Люди должны знать, какие выгоды они получат. С другой стороны, они брали бы на себя обязательства и ответственность за то, чтобы не мешать работе горнорудного предприятия.
Впрочем, Орозбек Дюйшеевич уверен: в сегодняшнем положении надо винить не только простых людей, но и самих чиновников и государство в целом.
— Мы потеряли за эти годы массу возможностей заработать большие деньги. Вот пример с месторождением Джеруй. Нашелся инвестор, который готов был, помимо всех налогов, дополнительно выделять Таласской области в год три миллиона долларов. За прошедшее время мы смогли бы получить 25 тонн золота, а в область поступил бы 21 миллион долларов.  Но в 2006 году произошел рейдерский захват месторождения, инвесторов прогнали. Лицензия на разработку Джеруя за это время переходила из рук в руки, а месторождение до сих пор остается нетронутым. Наша ассоциация пытается вернуть Джеруй в собственность государства, мы обращались к Розе Отунбаевой, когда  она была Президентом, с просьбой отменить действие лицензии на разработку этого месторождения. Это было сделано, но компания  подала иск в суд, и уже два года нашими же судьями тянется это разбирательство!
По словам моего собеседника, проблем за эти годы в горной индустрии сложилось очень много. Само Агентство по геологии частенько возглавляли неспециалисты. А горнодобывающая отрасль требует специальных знаний от управленцев.  Вот и  образовался ком неразрешенных проблем.
—  Сегодня у нас отсутствует единство во взглядах на развитие горнодобывающей отрасли, не разработана государственная политика в этой сфере, — говорит О. Дюйшеев. — Прежде всего мы должны понять, что недра земли принадлежат государству и оно должно регулировать их использование. А у нас мало того что долгие годы наблюдалась неразбериха с выдачей лицензий, так их получали все, кто хотел. А потом компании уступают разрешения на разработку месторождений другим фирмам, естественно, за деньги. Получается так, что государство теряет контроль над использованием подземных богатств. На мой взгляд, правительству в этом случае следует взять процесс под свой контроль. Не может инвестор заниматься добычей, государству  надо заново  выдавать лицензию на данное месторождение. С другой стороны, чиновники не должны вмешиваться в работу горнорудных предприятий, хотя сегодня наблюдается обратное.
По мнению главы Ассоциации геологов и горнопромышленников, местные чиновники, сотрудники органов правопорядка неправильно ведут себя при защите прав инвесторов: отпускают дебоширов, портящих имущество и мешающих работе, не  призывают к ответственности. И эта пассивность  порождает ощущение безнаказанности и отпугивает иностранный капитал. Но без привлечения зарубежных компаний республике самой не осилить разработку собственных недр.
—  Горнодобывающая отрасль капиталоемкая, и без инвестиций нам здесь не обойтись, — сказал О. Дюйшеев. — Но это очень перспективно в плане пополнения госдоходов.  Уже сегодня горная добыча, в которой от силы работает около 10 тысяч человек, дает 28% налоговых поступлений, а сельское хозяйство — только 0,5%. Поэтому местным органам власти необходимо начать разъяснительную  работу с местным населением. Ведь в развитии горной индустрии прежде всего заинтересованы простые люди — это трудоустройство и пополнение местного бюджета.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

 






Добавить комментарий