Main Menu

Цель государства — благо народа — Могут ли партии воплотить ее в жизнь?

Российский  ученый-историк В. Ключевский, анализируя  властную реформаторскую   деятельность   Петра I, отмечал: царь «яснее всех своих  предшественников сознавал, что  народное благо (благополучие. — Авт.)  — истинная и  единственная цель государства».


Однако единовластие,  «власть, —  утверждает ученый, — не  может быть сама по себе ни целью, ни оправданием и становится непонятной, как скоро  перестанет исполнять свое назначение — служить народному благу». Но если «не целью», тогда чем служит власть?  «Самодержавие (власть самодержавия. — Авт.) является средством  достижения цели»,  —  отвечает В. Ключевский.  Его мнение справедливо  и для   демократии (народовластия) как эффективного средства   достижения  «истинной  цели»   государства, каковой является  благо (благополучие) народа.
Эта  цель и должна определять действия, деятельность и поведение президента, премьер-министра и его кабмина,  чиновников  госаппарата,  политических партий и т. д. В сущности, цель «благо народа» означает  в конечном итоге поведение  всех субъектов политической системы,   отраженных  в Конституции КР. Следовательно, рассматривая  Основной  закон государства, мы имеем дело с  Конституцией политической  системы Кыргызстана, содержащей  принципы и основные направления деятельности каждого ее субъекта,  в том  числе и политической партии.

Политическая партия: «овладение властью»
В современных  демократических обществах обязательным их элементом являются политические партии. Они  ядро  политической системы страны. Их деятельность регулируется Конституцией, Законом «О политических партиях»,  рядом законов  о  выборах (президента, органов  местного самоуправления и  т. д.), уставом и программой.
В уставе партии заложена ее основная цель —  «овладение государственной  властью», ее политической составляющей.  «Цель партии — не выдвинуть идею, а воплотить ее в жизнь. Для этого нужно прийти к власти…».
И другое суждение, несколько иное  по содержанию, но совпадающее по сути c первым: «Главная задача любой политической партии — достижение государственной власти, поскольку только это позволяет ей реализовать стратегические положения своей программы. Стратегические цели партии являются составной частью той идеологической платформы, которая отражена в партийной программе, состоящей из образа будущего и средств его  достижения, состояния настоящего».
То есть на  этапе «прихода к власти»  работа партии, ее местных    парторганизаций сводится к внедрению  в общественное сознание   своей  программы, в которой  выражается общая цель — благо народа. Но  больший эффект  приносит  «вброс» в  сознание  избирателей конкретных целей, выраженных в предвыборной  программе партии. Это  комплекс социально-экономических и  политических  интересов: медобслуживание, образование, участие в управлении государством, проблемы местного самоуправления и т. д. Но самое главное —  это механизм реализации намеченного, который  вызывает у народа доверие, побуждает голосовать за  партию,   приводит ее к победе на парламентских и местных выборах.   Она превращается  в  правящую, в партию власти. Ее вождь становится  главой правительства  страны.
А дальше наступает второй, главный  этап деятельности  правящей партии —  владение  политической властью. Она определяет, направляет и контролирует  деятельность правительства.
Владение  политической властью — это успешная реализация «программы деятельности правительства» и «общегосударственных программ развития Кыргызской Республики» (Конституция КР, ст. 74). Результат — ощутимое улучшение жизни населения. Это обеспечивает ей  рост доверия населения и победу на  следующих  парламентских, местных  выборах, а значит, сохранение власти и продолжение деятельности, но  уже на более  высоком уровне  ее качества.
Но готовы ли партии нести ответственность перед  народом  за  свои обещания?

Диагноз — страх ответственности
В некоторых документах отдельных партий — да.  Например, программная  цель партии «Ата Мекен» — «улучшение качества жизни людей…». Уставная общая цель — «демократизация общественной жизни республики». Однако в  перечне  частных уставных целей  нет и намека на стремление  партии к власти или, на худой конец, к участию в выборах в парламент  или  в органы местного самоуправления.
В концепции программы действий СДПК   главное — «рост благосостояния граждан страны. Мы будем проводить только те реформы, которые обеспечат благосостояние простых граждан». В этих словах, несомненно,  выражена программная  цель партии — благо народа.  Однако в ее уставе   «основными целями» называются  «создание в  КР мощного экономического потенциала, укрепление позиций гражданского общества и правового государства…».  Но это не цели, а задачи  партии.   Приход к  власти как  реальная  уставная  цель закреплен не прямо, а опосредованно. В нем предусматривается лишь «борьба на выборах за мандаты в органы власти» и осуществление политики партии «через государственные органы  власти.  Учредители партии  не стали заявлять об «овладении властью» в качестве  уставной цели партии.  Предпочли обозначить  «участие представителей партии  в  органах государственной власти и местного самоуправления».
Наиболее  явно стремление  к борьбе за политическую власть,  овладению политической властью и ее использованию для реализации  программных  целей  выражено  в учредительных документах   Народной партии   «Улуттар  биримдиги», руководство  которой находится в Оше.
В уставе другой  политической партии,  стоящей, очевидно,  «в засаде», слово  «власть»  не только  не упоминается, нет и намека на участие в     выборах  депутатов ни в парламент, ни в органы местного самоуправления.
Что касается   понимания  необходимости  нести ответственность за  предвыборные  обещания  партии власти, то оно    выражено в  программе партии  «Ар-Намыс», которая готова нести ответственность  за результаты деятельности созданного ею правительства.   «Через четыре года мы отчитаемся перед избирателями за каждый пункт своей программы». Слово — не воробей. Не успеешь оглянуться, уже и отчитываться пора.

«Обещанного три года ждут»
Анализ содержания уставов политических партий вскрывает стремление каждой из них  объявить себя массовой  политической организацией, структура которой включает и ряд территориальных подразделений.
«СДПК»: партийные организации создаются группами членов партии, насчитывающими в своем составе не менее трех человек.
«Ата Мекен»: территориальные организации партии могут иметь свои устав и программу, не противоречащие уставу и программе партии.
«Улуттар биримдиги»: в уставе партии   выражается   «право  партии осуществлять  свою  деятельность на всей территории страны» и «право  создавать  свои  филиалы или  представительства  в пределах КР».   Возникает вопрос: а имеет ли  партия филиал или представительство в  столице страны? Если да, то ничто не мешает ей  принять участие в  выборах в органы городского самоуправления  Бишкека.  Результат, правда, предсказывать не решаюсь, но смелость города берет.
Вряд ли большинство парторганизаций известных партий, создать которые щедро обещают все учредители партий, существуют и действуют на местах. В противном случае местные партийные организации парламентских партий сразу бы забили тревогу о росте межэтнической напряженности в Оше и Джалал-Абаде в 2010 году в целях предупреждения кровавого столкновения. Активная деятельность партийных организаций парламентских партий в народе, прежде всего на юге, является непременным условием соблюдения межэтнического согласия, единства страны.

И расплата
Политическое  бездействие  парламентских  партий  на юге  страны   обернулось   тем, что «на выборах в Оше первое место заняла партия мэра города», свидетельствует  парламентарий Р. Жээнбеков.  А редакция  сайта  Polit.kg,   ссылаясь на выводы экспертов,  зрит в корень:   «Партийное строительство на  местах  ведется по клановому принципу, а партии, представленные в Жогорку Кенеше, теряют популярность у регионального электората».
Это означает, что любой гражданин, сколотивший состояние и решивший  заняться политикой,  заручившись поддержкой  влиятельных  людей, предпочитающих оставаться «за кадром», может  очень быстро, за несколько  месяцев до  выборов  в парламент, создать и зарегистрировать   свою партию из десяти,  скажем, родственников. Закон «О политических партиях»   препон здесь не чинит. И, проведя  агрессивную избирательную кампанию (благо денег  предостаточно),  партия может  преодолеть  заградительный  барьер и привести своих сторонников в  парламент. Такой   пример есть — парламентский взлет из небытия политической  партии «Республика».

Огрехи и «грехи» закона
Деятельность массовых политических партий  является  общественно-значимой, поэтому государство обязано регулировать  их   поведение. Оно  наделяет    партии  правами и обязанностями, выраженными в  Законе «О партиях» и в  законодательстве о выборах.  Анализ закона вскрывает, к сожалению, и  ряд  досадных пробелов. В частности,  не нашли отражения  главные цели  политической партии: власть и благо народа. Не предусмотрена обязанность партии создавать сельские и городские парторганизации во всех регионах страны. Не  установлен  и запрет  на участие  вновь  созданной партии в выборах в  парламент и местные органы до момента образования парторганизаций  в каждом из  регионов  страны.
Кроме того, в законе не  установлен временной промежуток  между  созданием  политической партии и ее регистрацией  в  Минюсте. Он должен составлять  не менее  шести месяцев. За это время  руководство   партии   обязано образовать во всех регионах  страны местные  партийные организации. Доказательства их существования  должны входить в пакет регистрационных документов.
Нет и ответственности за политическое  бездействие.  Если Закон «О политических партиях» не предусматривает их ответственности  в  виде лишения  статуса   политической партии  за отсутствие  партийных организаций на местах либо за отказ от участия в выборах в  парламент и  органы местного  самоуправления, то  на нет и суда нет. И  тратить деньги на  организацию и работу региональных   парторганизаций  не резон.       Хватит и  офиса в столице.

Общее правило
Ликвидация  пробелов  Закона «О политических партиях» превратит его в «общее правило, обнаруженное  разумом». Закрепление в нем  уставной и программной  цели (власть и благо народа)  в качестве обязательных  для массовых политических  партий   не лишит их индивидуальности.  Политические  лица партий  будут отличаться  различием  задач, решаемых  каждой из них  в процессе борьбы  за  овладение  властью, за реализацию предвыборных программ  и  достижение программной цели.
Обязанность политической партии  бороться за обладание властью, участвуя в  выборах парламента, президента, органов местного самоуправления, следует подкрепить ответственностью — лишением  статуса политической партии, если она, скажем,  в течение пяти лет не участвует в парламентских и местных выборах. Подобная норма предусмотрена в законе ФРГ «О партиях». Такого рода ответственность  должна пробудить и «спящие» партии, которые  уже  зарегистрированы, но их руководство  не помышляет  об организации  партийной работы  в регионах.
Запрет партиям  участвовать в выборах в течение  года со дня  регистрации,    не подкрепленный   возложением на них  обязанности  создавать парторганизации на местах,  выгоден  действующим  парламентским партиям. Во-первых, препятствует  появлению на избирательном поле политических конкурентов. Во-вторых, позволяет  отложить на неопределенный срок  создание  новых парторганизаций на местах. Он выгоден   зарегистрированным, но  бездействующим партиям,  руководство  которых  ждет подходящего момента для  продажи «бренда»  партии  богатому клиенту, желающему  поиграть на «политическом рынке». Но невыгоден  государству, объективно заинтересованному  в строительстве цивилизованной   партийной системы страны.

От теории к практике
Для  Кыргызстана эта практика  характерна многопартийностью  парламента. Избирательный  барьер преодолели пять политических партий, что вызвало необходимость создания парламентского  большинства. Соглашение коалиции фракций СДПК,  «Республика», «Ата Мекен», образующих  парламентское большинство «Согласие ради стабильности»,  носит характер  некоего парламентского заявления о намерении «объединить свои политические ресурсы и усилия для достижения указанных в Программе  правительства целей, задач и приоритетов». Однако средства и способы  использования  «объединенных политических  ресурсов» не определены, что  послужило одной из причин неэффективной работы коалиции и ее  распада.
Феликсу Кулову как рядовому депутату парламента понадобилось  чуть  более полугода, чтобы  разобраться в  работе   парламентского большинства  изнутри  и принять меры, ведущие к  прекращению его деятельности и созданию новой коалиции в составе фракций «Ар-Намыс», «Ата Мекен», СДПК.
Анализ содержания соглашения «О формировании коалиции депутатских фракций «Ырыс алды — ынтымак» Жогорку Кенеша Кыргызской Республики показывает, что оно является  концептуальным документом, отражающим   представление ее авторов  о   механизме   организации и  деятельности   коалиции парламентского большинства.  Вызывает одобрение и   скорая разработка Положения о коалиции со структурой,   правами, обязанностями и статусом.
К  сожалению, в  Соглашении коалиции большинства не  отражено ее взаимодействие с оппозицией. Ее лидер Мыктыбек Абдылдаев  заявил о  создании  коалиции    оппозиционного меньшинства. Возможно, он   разработает и положение.  Поживем —  увидим. Но одно очевидно:  будет ли парламентское большинство и оппозиционное   меньшинство находиться в отношениях   жесткой конфронтации или, напротив, конструктивного   сотрудничества, в  форме  которого есть место и   для конкурентной межпартийной  борьбы, каждый из них является лидером    политической партии, для которой «истинная и  единственная цель — благо народа».

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.

P. S.  Политическая жизнь в стране   на этапе строительства   партийной системы, элементом которой является оппозиционная партия «Ата-Журт», непредсказуема. Уличный демарш ее руководителей, вылившийся в    очередную попытку захвата  «Белого дома», покушение на жизнь его защитников вызовут не только привлечение  их  к юридической ответственности, но и осуждение со стороны как парламентских, так непарламентских   политических партий страны.

 






Добавить комментарий