Main Menu

Алмазбек Атамбаев: “Главное в Кыргызстане — стабильность”

Президент Алмазбек Атамбаев дал интервью "5 каналу". Предлагаем вашему вниманию позицию Президента по некоторым вопросам

О визите В. Путина
Как считает глава государства, визит и подписанные в его рамках соглашения — это большой прорыв. "Наконец-то после 2009 года Россия поверила  Кыргызстану и его руководству. Главное — намечается очень много экономических проектов. В частности, по энергетике. Планируются  и другие проекты, но о них  рано говорить. Мы ждем очень больших инвестиций из России. Укрепляются, конечно же, обороноспособность и безопасность Кыргызстана, что очень важно в наше неспокойное время".   

О базе "Кант"
"В 2009 году заключен меморандум о ее пребывании в Кыргызстане на 49 лет с автоматическим продлением на 25-летние периоды, то есть на 74 года. Мы добавили и такой пункт: "Воинские формирования объединенной российской военной базы обеспечивают совместно с Вооруженными силами Кыргызской Республики защиту суверенитета и безопасности Кыргызской Республики, включая противодействие актам вооруженного нападения со стороны международных террористических формирований". Благодаря ему  в случае какой-то, не дай Бог, агрессии  против Кыргызстана или атаки какого-либо государства или террористов  нашу страну помогут защищать российские войска совместно с нашими Вооруженными силами. Для достижения целей, указанных в соглашении, российская сторона окажет  содействие в обеспечении Вооруженных сил КР  современным и совместимым вооружением, военной и специальной техникой, предоставит  военно-техническую помощь. То есть многие  говорят, что  очень мала арендная плата — 4,5 миллиона долларов — за пребывание базы "Кант". Но мы получим на очень большие суммы современное вооружение из России. Люди должны знать, что эти соглашения, особенно по военной базе,  нужны Кыргызстану".

О правительстве, бюджете и рисках
"Я доверяю правительству Сатыбалдиева. У нас маленький бюджет, поэтому  есть только два риска: непоступление в бюджет  кредитов от Всемирного банка, это 30 миллионов долларов, и АБР —  20 миллионов.
Надо увеличивать поступления от налогов, таможенных платежей, посмотреть,  все ли расходы правильны. Возможно, провести фиксирование. После Турции я поеду еще в Россию, и мы все равно найдем  вариант на случай непоступления какой-то суммы. Мы должны работать, так как  сами виноваты в том, что экономика до этого дошла. Чиновники, население, наши политиканы не дают работать инвесторам. Более того, мы подписали соглашение о строительстве Верхне-Нарынского каскада, Камбар-Аты-1,  и уже раздаются крики против этого. То есть как собаки на сене.  А что касается  этих рисков, угроз не надо бояться. Все защищенные статьи, включая  по зарплате,  уже перекрыты поступлениями. Больше того,  я сейчас рассматривал материалы Социального фонда. С ноября ожидается повышение пенсий. Поэтому,  несмотря ни на что, Кыргызстан станет  другой страной, если мы начнем работать и будем меньше кричать".      

О Кумторе,  С. Жапарове и коррупции
"Соглашение по  Кумтору заключено в 2009 году, ратифицировано парламентом, вице-спикером которого был, например, Кубаныч Исабеков, который тоже один из тех, кто говорит  про Кумтор. В том же году  Конституционный суд Кыргызстана своим решением подтвердил, что соглашение полностью соответствует всем законам. Какие еще изменения должны рассматриваться в международном арбитраже? То есть инвестор подстраховался и зачистил полностью это соглашение со всех сторон, его практически невозможно переделать. Если мы попытаемся это сделать,  вечно будем судиться. Если есть какие-то нарушения со стороны инвестора в области экологии или там что-то еще, можно посмотреть.
По поводу Садыра Жапарова скажу так. Я специально взял его биографию: в 2008-2010 годах он работал руководителем Национального агентства по предупреждению коррупции. То есть был главным борцом с коррупцией, именно в 2008-2010 годах,  до 7 апреля. И почему он тогда молчал, когда  все точки над "i" ставились?  Именно в 2008-2010-м был  разгул коррупции  в Кыргызстане. И вы знаете, что, например, в 2009 году уже была смычка: воры, власть, бандиты, убийство Садыркулова, где генералы и криминальные бандиты вместе убивали человека. Почему  молчал Садыр Жапаров?
Кем бы ни являлся  человек — министром, депутатом, безработным, вор должен сидеть в тюрьме. А нарушитель закона — отвечать перед законом. Это однозначно. Какую бы партию этот человек ни  представлял или был беспартийным, на самой высокой работе или безработный, и Президент,  и безработный, и депутат, и министр  обязаны отвечать по закону. И когда мне говорят, что депутат в тюрьме — нонсенс, я отвечаю так:  слушайте, нонсенс то, что вора избирают в Кыргызстане депутатом. И не только эти 2-3 депутата, я не удивлюсь, если на ряд других возбудят уголовные дела. Не думаю, что все в парламенте белые и пушистые. Большинство все-таки работоспособные, нормальные депутаты, и  мы вместе все же работаем и будем работать. Но надо очищать все ветви власти:  и судебную, и прокурорскую, силовые структуры, парламент и правительство, все будут отвечать перед законом”.

О роспуске парламента
   “Если кто-то ворует, кто бы это ни был, он должен сидеть в тюрьме. Это однозначно. Мы должны очистить Кыргызстан. И парламент должен доработать до конца срока.  Если сегодня проведем новые выборы,  придет такой же парламент. А  так за эти  годы многие поймут, что если ты вор, то тебя депутатский мандат не спасет. И в следующих выборах через 3 года такой человек  участвовать не будет. Люди начинают  верить и понимать, что не всегда прав тот, кто кричит. Есть крик, и есть правда и факты. Другое дело, что мы не всегда показываем их, ведь факты — страшная сила. И поэтому парламент должен доработать до конца срока”.   

О судебной реформе
"Главное — реформа началась. Уже избран кворум в Верховном суде, и он может работать. С его новыми членами состоялась откровенная беседа, где я сказал: "Вы не думайте, что избраны навсегда". В соответствии с Конституцией если  поведение окажется небезупречным, то с согласия Совета судей я могу внести на любого из них представление  в парламент,  что он не достоин им быть. У  меня есть возможности и  оперативные сведения. Если   улучшим материальную сторону, чтобы судья не получал, как сейчас, 15 000 сомов, а  намного больше, он не станет  брать взятки и  начнет решать судебные дела  в пользу честных людей, в пользу государства. Я подписал Указ о создании Совета по судебной реформе, и эту работу мы доведем до конца.
Мы готовим сейчас дорожную карту для Кыргызстана на 5 лет:  с декабря этого года по декабрь 2017-го. Буквально распишем эту дорогу для Кыргызстана на пятилетие в экономике,  судебной системе, по развитию  парламентаризма, совершенствованию законодательной базы  и т. д. Нам следует привыкать работать планово. Время показывает, что успехов в развитии,  экономике можно добиться  только со стабильными планами".

О монополии партий во власти, об ответственности
Как отметил Президент, монополии нет. "Силовики все беспартийные, мэром  Токмока избрали  представителя партии  "Республика", в Оше — Мелиса Мырзакматова и т. д. В Бишкеке пока не известно, кто победит, потому что выборы проходят  честно. По премьер-министру у меня было главное условие, чтобы он не был членом ни одной из партий, входящих в парламент. Более того, у Жанторо Жолдошевича взял слово, что, когда он однажды уйдет с поста главы правительства, он ни в одну из этих партий не вступит. Это чтобы у него  не было соблазна работать на СДПК,  "Ата-Журт" или "Ата Мекен". 
Что касается ответственности, я готов всегда отвечать, потому что мне народ доверил ответственность  за нашу страну, ее будущее.  Если бы я хотел пойти путем Акаева, Бакиева, цепляться за власть, сказал бы: давайте менять Конституцию. Мне этого не надо. Я официально и в парламенте сказал, что за стабильный Кыргызстан, стабильный флаг, стабильную Конституцию, стабильный парламент. Главное в Кыргызстане — стабильность. Президент вовремя  уйдет, не переживайте, через 5 лет. Нам следует подчиняться закону. Другое дело, что за эти 5 оставшихся лет я должен сделать так, чтобы Кыргызстан шел по другим "рельсам": стабильности, развития, честности, справедливости”. 

О выборах в местные кенеши
“Не надо их пугаться, всегда будут проигравшие, недовольные. Я уже привел пример, что они проходят честно, иначе везде побеждала бы только одна партия. Такого нет и не будет. Я говорил руководителям фракций парламента еще весной, что лучше еще раз отшлифовать выборное законодательство и исключить какие-либо лазейки. Если пройдут честные выборы, люди все равно это увидят, успокоятся. Думаю, и в Бишкеке пройдут  честные выборы, потому что я и мэра  предупредил:  "Иса Шейшенкулович, ты победишь, если будут честные выборы. Пускай  останешься безработным, но как человек ты морально победишь".
Ведь в 2010 году ребята погибли за то, чтобы были честные выборы. Люди должны привыкать, что к власти надо приходить через честные выборы. Если хочешь власти,  не надо устраивать заговоры, перевороты, готовься к выборам и иди на них”.

О прорыве
“Я думаю, у нас будет большой прорыв. Взять хотя бы  сферу энергетики. Кроме России, есть договоренность и с руководителями Казахстана,  Китая. Мы планируем строить еще несколько ГЭС. К примеру, 3-4 ГЭС, это 10 000 рабочих мест. У нас намечаются большие прорывные дела, мы выходим из транспортного тупика и  т. д. Над этим планом развития Кыргызстана на ближайшие 5 лет работаем. В ноябре опубликуем, и, надеюсь, Совет обороны его одобрит. Люди увидят, что теперь надо только работать. Кыргызстан станет другой страной — демократической, развитой, процветающей. Но для этого в первую очередь нужна стабильность в стране, чтобы люди уважали и ценили друг друга, чужое мнение. Нельзя допустить  власти толпы. Должна быть демократия, а  это диктатура закона. И тогда Кыргызстан начнет процветать”.

(Публикуется в сокращении).






Добавить комментарий