Main Menu

Экономика Кыргызстана: птица с подбитым крылом

В последние годы много говорилось об улучшении инвестиционного климата в горнодобывающей отрасли республики. Но мы  видели, что ситуация только ухудшалась и на сегодня критическая. Найти решение наболевших проблем попытались руководители государственных органов, инвесторы, эксперты и премьер-министр в рамках расширенного аппаратного совещания.

Сегодня на государственном балансе находятся месторождения с разведанными запасами: золота  — 430 тонн, олова — 208 тыс. тонн, вольфрама — 144 тыс. тонн, редкоземельных металлов — 51 тыс. тонн, алюминия — 349 млн. тонн, угля — свыше 1 млрд. тонн и др. Разрабатывать их самостоятельно государство не может. Да и инвесторы не торопятся к нам, поскольку не уверены, что их финансовые вложения будут защищены.
В своем докладе министр экономики Темир Сариев отметил, что значительная доля в бюджет страны поступает от ЗАО «Кумтор оперейтинг компани». «В настоящее время его вклад составляет 11% ВВП и свыше 50% объемов промышленного производства. Если оно сокращает производство добычи золота, то это сразу же сказывается на нашей экономике в целом. Мы прогнозируем, что по итогам текущего года удастся выйти на положительные темпы роста ВВП на уровне 1,8% в основном за счет услуг, строительства и сельского хозяйства. Долевой вклад промышленного сектора ожидается отрицательным (минус 2,8%) из-за снижения производства на руднике. В связи с этим  необходимо запустить как можно больше предприятий по освоению месторождений, что в итоге снизит влияние Кумтора»,- добавил он.
Общий объем налоговых поступлений за прошлый год  составил 28 млрд. сомов. Из них 7,4 млрд., или 24%, перечислены  горнодобывающими производителями. На сегодня в республике зарегистрировано свыше 390 тыс. хозсубъектов. При этом 13 крупных налогоплательщиков уплатили в прошлом году 10,2 млрд. сомов, или почти 40%.  Кумтор принес в экономику 6 млрд. сомов, или 60%. Вот если бы компании в этой отрасли успешно работали, поступления в бюджет возросли бы в несколько раз. Это и есть наши нереализованные возможности по повышению зарплаты врачам, учителям, ремонту и строительству школ, больниц, дорог, созданию новых рабочих мест.
Кроме того, надо признать, что государство за 20 прошедших лет не добилось особых успехов в этом секторе. «Проблемы развития горнодобывающей отрасли можно разделить на 4 группы: оперативное управление (менеджмент),  лицензирование,  конфликты с местным населением,  освоение месторождений в особо охраняемых зонах», — заявил Темир Сариев.
Он также отметил, что полевые сезоны, которые длятся всего 4-6 месяцев, в последнее время проваливаются. К примеру, в 2011 году отчеты компаний  рассмотрели только к
1 июня. А в текущем согласование планов горных работ продлилось аж до 1 августа. «Затягивание сроков — это пример безответственного исполнения прямых функций Госагентством по геологии. В то время как правительство прилагает все усилия к привлечению инвесторов в страну, ответственный госорган, по сути, действует в разрез интересам государства», — заявил глава Минфина. В связи с халатностью отдельных лиц в Законе «О недрах» введена норма: молчание — знак согласия. По мнению Т. Сариева, необходимо наладить слаженную работу Госгеологии, разработать четкий график согласования планов с учетом системы финансирования компаний. Следует установить персональную ответственность должностных лиц, в том числе глав местного самоуправления и районных администраций.

Разрешения есть, а пользы нет
Что касается вопросов лицензирования, то сейчас у предпринимателей на руках 906 разрешающих документов, из них 223 — на разведочные работы, 137 — на поисковую деятельность и 546 — на разработку полезных ископаемых. А вот количество аннулированных лицензий  за весь период составило 2 015, из них на разработку — 958, на геологическое изучение — 1 048. Ни для кого не секрет, что все годы независимости практиковались отзыв разрешений у одних компаний и выдача другим. Выстроенная система была непрозрачной и ставила предпринимателей в очень жесткие условия. Зато был простор для коррупционных схем. Между прочим, многие инвесторы потеряли лицензии задолго до того, как месторождение доводилось до стадии добычи. Поэтому доходы от пользования недрами получала только небольшая группа людей и частных компаний, но не государство и народ Кыргызстана. А посему за 20 лет не введено в эксплуатацию ни одного крупного или среднего горного проекта (кроме Кумтора). Нет серьезных достижений в открытии и разведке новых месторождений. Надо признать, что прежнее правительство не уделяло должного внимания их разведке, хотя пыталось ввести административное регулирование, но не добилось положительных результатов. Поэтому в новом Законе «О недрах» предусмотрен прогрессирующий платеж за удержание лицензии. Это заставит  недропользователя быстро проводить весь цикл  освоения, вплоть до промышленной разработки. Также принято решение все лицензии  выдавать только на основании конкурсов и аукционов с обеспечением прозрачности и исключением коррупционных схем.

Кыш с моей земли
То и дело происходят конфликты инвесторов с местным населением, это становится реальной угрозой для развития горнодобывающей отрасли и экономики в целом. К примеру, ОсОО «Казахмыс голд Кыргызстан» столкнулось с проблемой, когда наши граждане перекрыли дорогу на рудник, не раз проводили митинги, требуя улучшить в селе энерго- и водообеспечение, отремонтировать дорожное полотно и т. д. При этом органы местного самоуправления отказываются дать разрешение на строительство новой объездной дороги. Кстати, по данной корпорации вопрос обсуждался на уровне президентов Кыргызстана и Казахстана.
Жители с. Копуро-Базар на протяжении семи лет протестуют против разработки месторождения Андаш, опасаясь, что она может нанести вред здоровью, нарушить экологию села и долины. ОсОО «Кумбель-Ресурс» также столкнулось с подобной проблемой.
По мнению Т. Сариева, это происходит из-за неинформированности местного населения о применяемых технологиях, обеспечивающих экологическую, техническую безопасность, а также о выгодах, которые могут принести эти проекты. «К этому можно отнести безработицу и накопившиеся в отдаленных районах социальные вопросы, которые годами не решаются, недоверие к органам местного   самоуправления и власти, низкий уровень образованности граждан, что используется отдельными псевдопатриотами для достижения своих корыстных целей. Сильно влияние криминальных личностей и групп, которым на руку конфликт с горнодобывающей компанией. И самое главное — не привлекают к ответственности виновных лиц за незаконные действия», — подчеркнул он.
Получается, что фактически мы оставляем инвестора один на один с местным населением для разрешения конфликтов. МВД, органы прокуратуры, ГКНБ бездействуют, что показывает слабость государства. Руководители местных органов самоуправления, райгосадминистраций самоустранились или иногда становятся инициаторами разжигания «войны». По мнению экспертов, остановить этот беспредел можно путем введения соответствующего «правила» в рамках законодательства, образования институтов государственного регулирования и надзора за исполнением постановления.
Между прочим, в Законе «О недрах» уже предусмотрен баланс интересов всех трех сторон (государства, инвестора и местного сообщества). Теперь по каждому месторождению будет создаваться отдельная тендерная комиссия по проведению конкурсов и аукционов на выдачу лицензий. В нее войдут представители органов МСУ и райгосадминистраций. Также предусмотрено дополнительное отчисление в местные бюджеты от компаний. Минэкономики уже разработало 6 положений по механизмам реализации закона, они переданы на согласование в правительство. Надеются, что платежи значительно укрепят финансовую основу местных бюджетов. В положении также предписано органам МСУ и райгосадминистрациям постоянно проводить разъяснительную работу среди местного населения о выгоде проектов, тем самым оказывать содействие недропользователям. По мнению эксперта, эти методы должны превратить Кыргызстан в рай для инвесторов.

Если деньги есть,
то можно и заповедник изрыть?

По закону в особо охраняемых зонах запрещается ведение геологоразведочных и промышленных работ. Но в то же время на этих территориях находятся значительные запасы полезных ископаемых. В связи с этим создана специальная межведомственная рабочая группа, которая выяснила, что многие заповедники создавались под какие-либо международные программы и даже в угоду отдельным личностям, но не в интересах республики. Чиновники решили найти оптимальный вариант разработки месторождений полезных ископаемых в этих зонах,  чтобы свести к минимуму ущерб экологии. Но удастся ли это им?

Проблема в людях
Глава Ассоциации геологов и горнопромышленников Орозбек Дуйшеев отметил, что группа депутатов часто вмешивается в деятельность горнодобывающих компаний. «Многие суды принимают решения не в пользу государства и зачастую неправильно. К примеру, процесс по Джерую об аннулировании лицензии идет 2 года, из-за чего таласцы потеряли более $20 млн. Но конца и края процесса еще не видно», — заявил он и добавил, что эта сфера экономики  требует особого внимания. Сегодня в отрасли работают неспециалисты. «За последние 2 года главы Госгеологии нанесли столько же вреда, сколько их предшественники», — заявил эксперт.
О нехватке профессиональных кадров говорил и новый директор Госгеолагентства Ишимбай Чунуев. «С начала года из ведомства уволились 38 человек, а приняты на работу всего 28. Ощущается  постоянная нехватка кадров. Особенно это заметно в управлении лицензированием».
А вот глава Госинспекции по экологической и технической безопасности Осмонбек Артыкбаев сообщил о множестве нарушений в промышленном производстве. «В частности, нормы и требования не соблюдаются в хвостовом хозяйстве «Фул Голд Майнинг» (месторождение Иштамберды). Также рудник «Талдыбулак Левобережный» нельзя назвать идеальным. Ему предъявлено 39 претензий по размещению хвостового хозяйства и месту отвала. За этот год мы расследовали 17 дел по несчастным случаям из-за несоблюдения правил на производстве. Скоро снова проинспектируем компании, дабы выяснить, навели они порядок или нет».

Точку ставить рано
Выслушав все жалобы, предложения от чиновников и инвесторов, премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев отметил, что за последние годы в этом секторе экономике появилось очень много проблем. “Пора менять взгляд на развитие отрасли, прислушаться к советам ветеранов. Не нужно критиковать друг друга,  лучше посоветоваться и работать сообща. Кстати, мы создаем отдел горнодобывающей промышленности в правительстве, что должно принести ощутимую пользу», — сказал он.
Премьер призвал инвесторов соблюдать законы страны и не решать свои проблемы через «конверт». «Мы до конца будем бороться с коррупцией и всех выведем на чистую воду независимо от того, какое место взяточник занимает в общественной иерархии. Если есть какие-либо нарушения с лицензиями, лучше придите в Госгеологию и приведите их в соответствие. Так будет лучше для всех», — пригрозил Жанторо Сатыбалдиев. Он посоветовал руководителям компаний, прежде чем приступать к добыче природных ресурсов, совместно с местными властями проводить встречи с населением и разъяснять им  положительных стороны проекта,  то, какую поддержку окажут они региону и жителям и какую выгоду получит государство. «В свою очередь правительство всегда будет оказывать  необходимую помощь добросовестным вкладчикам». Директору Госгеологии глава кабмина порекомендовал быстрее укомплектовать свой аппарат компетентными людьми. Руководителям министерств и ведомств, а также местным властям поручил оказать содействие в решении поднятых вопросов горнодобывающим компаниям.
Жанторо Сатыбалдиев также сделал официальное заявление, что Кумтор не национализируют. По его словам, на руднике необходимо навести порядок в рамках действующего законодательства. Этим сейчас занимается госкомиссия. Что касается месторождения Джеруй, то, если вопрос будет решен в пользу государства, его выставят на конкурс.
Когда все проблемы данного сектора решатся, инвесторы начнут разрабатывать новые рудники, и это позволит сократить число безработных. Налоговые отчисления в бюджет повысятся, а это наилучшим образом скажется на увеличении заработной платы бюджетникам, пенсиях и пособиях. И, возможно, к такому положительному результату приведет новая политика правительства в горнодобывающей отрасли.

Ирина КОВШОВА.
Фото Сагына АЙЛЬЧИЕВА.

 






Добавить комментарий