Main Menu

Балет как вся жизнь

Айсулу Асанбековна Токомбаева — одна из самых ярких звезд отечественной творческой интеллигенции, достигших выдающихся вершин в искусстве танца, поднявших национальную хореографию на международный и мировой уровень. Она выдающаяся кыргызская балерина, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола Киргизии и Международной премии имени Ч. Айтматова. Ее имя включено в Международный энциклопедический словарь «Женщины мира» и Всемирный энциклопедический справочник для женщин «Кто есть кто?», изданный в Кембридже в 1991-1992 гг. За три десятилетия на сцене Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени А. Малдыбаева она создала творческие образы, наполненные острым чувством современности, высокой гражданственностью, музыкальностью, совершенством и одухотворенностью исполнения.
А. Токомбаева дала истинную сценическую жизнь Жизели и Джульетте, Одетте-Одиллии и Кармен, Чолпон и Айдай, Марии и Фригии, Авроре и Никии, Асель и Сильфиде, Томирис и Макбет. Но вершиной ее творчества стала Толгонай в балете-оратории «Материнское поле». Сегодня Айсулу Токомбаева живет в Турции, где уже семнадцать лет растит новое поколение артистов балета в университете «Хаджи-Тепе».
В июне 2012 года в Бишкеке проходил I Международный конкурс хореографических учебных заведений «Ак-Куу-2012». Председателем жюри была Айсулу Токомбаева. И вот наша очередная встреча.


— С чего все начиналось и как вы пришли в большой балет?
— Прежде всего с мамы. Она работала в театре, и нам с сестрой Гульмирой, можно сказать, на генном уровне передалась любовь к музыке, театру, искусству.
О своих родителях я могу говорить только с восхищением. Все, чего мы достигли в жизни, только благодаря им. Мама с папой дали нам прекрасное образование: не каждый родитель решится с раннего детства отправить своих детей за тридевять земель. Когда мне исполнилось десять лет, я уехала учиться в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой, а Гульмира в восемь лет была принята в Центральную музыкальную школу для одаренных детей при Московской государственной консерватории им. Чайковского.
Безумно любя музыку, мама и нас с Гульмирой с раннего детства приучала слушать и любить ее. Мама, Мунджия Мухамедзакировна Еркимбаева, — оперная певица, одна из основательниц кыргызского профессионального музыкального искусства, исполнительница ведущих партий на сцене театра оперы и балета в таких операх, как «Айчурек», «Манас», «Аджал ордуна», «Аршин мал алан», «Запорожец за Дунаем», первая исполнительница партии Виолетты в опере Верди «Травиата»… К сожалению, обстоятельства помешали ей реализовать талант. Родившаяся в Татарстане дочь муллы Мухаммед Закир-улы Султана, сбежавшего от репрессий и пропавшего без вести, человека образованного и культурного, наша мама Мунжия Закировна, в десять лет оставшись полной сиротой, как дочь «врага народа» прошла все круги ада сталинского режима. Но трудности только закалили ее характер.
Папа как-то сказал о ней: «Мама — сложный человек, но она всегда права…».
Из резюме: Асанбек Токомбаев — известный партийный, государственный и общественный деятель Кыргызстана 60-х-70-х годов. Работал директором издательства «Кыргызстан», главным редактором газеты «Советтик Кыргызстан», вторым секретарем Фрунзенского горкома партии, секретарем ЦК Компартии Киргизии. В течение 23 лет входил в состав ЦК, был депутатом Верховного Совета республики шести созывов. Два десятилетия возглавлял Республиканский комитет телевидения и радиовещания. Удостоен многих государственных наград, в том числе трех орденов Трудового Красного Знамени.
Судьба соединила их потому, что оба были творческими людьми. Однажды после войны известный кинорежиссер Марк Донской утвердил папу на главную роль в фильме «Алитет уходит в горы». Отца пригласили на «Мосфильм», но ему нужно было защищать дипломную работу по окончании университета во Фрунзе. Пробыв две недели на студии в Москве и взвесив все «за” и “против», он отказался от съемок, чем сильно обидел Донского. Но когда папа, будучи секретарем ЦК по идеологии и встретившись с Донским, приехавшим на празднование 100-летия вхождения Киргизии в состав России, напомнил ему об этом, тот, смеясь, сказал, что все к лучшему. В фильме тогда снялся еще молодой и никому не известный казахский актер Жантурин, впоследствии ставший народным артистом. Так что творческое начало было заложено у папы природой. Поэтому он любил литературу, театр. Став главным редактором газеты «Советтик Кыргызстан», а потом председателем Комитета радио и телевидения республики, долгие годы руководил Союзом журналистов. Он дружил с Аалы Токомбаевым и Кайсыном Кулиевым, Тугельбаем Сыдыкбековым и Темиркулом Уметалиевым, Константином Симоновым и Токтоболотом Абдымомуновым, молодым Айтматовым. В нашем гостеприимном доме бывали Шостакович, Мурадели, Власов, Фере, Серкебаев, Тулегенова, Ибрагимов и другие.
Театр для меня стал вторым домом: почти ежедневно вместе с мамой приходила на репетиции, иногда и на спектакли. Помнила выступления всех артистов, полюбила музыку, особенно знаменитый романс А. Алябьева «Соловей». В четыре года впервые выступила на сцене Кыргызского театра оперы и балета в роли сына мадам Баттерфляй в опере Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан».
В балете я оказалась случайно. В 1958 году педагог Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой Марина Борисовна Страхова ходила по школам и пришла во 2-ю, где я училась. Увидела меня, спускавшуюся по лестнице вприпрыжку, как «ангелочек порхающий» (так она сказала обо мне), задала вопрос: «Ты не хочешь учиться в Ленинграде?». Я ответила, что хочу. Так и оказалась в прославленной школе балета в далеком Ленинграде.
…Айсулу с любовью вспоминает прекрасный облик Ленинграда, пленительную мелодию белых ночей, великолепную гармонию архитектурных ансамблей. Учиться было трудно, но интересно. Опытный педагог младших классов М. Боярчикова давала азы классического танца. Уроки историко-бытового танца интересно вела М. Страхова. Айсулу с благодарностью вспоминает педагога по классическому танцу Н. Базарову, которая много сил и души отдала своей ученице. Педагоги умели видеть в ребенке положительные качества, пытались уловить в детях артистичность, музыкальность.
На увлекательных вечерах поэзии пробудился глубокий интерес к литературе, поэзии и стал в дальнейшем жизненной необходимостью, неотделимой чертой духовного облика.
В училище Айсулу вместе с землячкой Чинарой Таласбаевой и Василием Островским исполняет свое первое классическое соло — па-де-труа из балета «Лебединое озеро». На отчетно-выпускном концерте на сцене театра оперы и балета им. Кирова весной 1966 года она танцевала белого лебедя — Одетту. Эта роль стала для нее своеобразной творческой заявкой при поступлении в балетную труппу театра. 28 июля 1966 года Айсулу была зачислена артисткой Кыргызского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета.
Ленинградская школа — строгость и благородство линий, законченность, красота позы, четкость и чистота хореографического рисунка. Все это сказалось в ее партиях, будь то поэтичная Сильфида в «Шопениане» или сказочная Аврора в «Спящей красавице», трагическая Мария из «Бахчисарайского фонтана», верная Фригия в «Спартаке» или Асель, ее ровесница и современница, как будто живущая где-то рядом с Айсулу. Она пришла к этим партиям от себя, от того, о чем ей хотелось рассказать своим героям.
— Кто были ваши партнеры на сцене?
— Одним из первых стал Берик Каримович Алимбаев, потом были две лирические партии с Робертом Хасановичем Уразгильдеевым и Борисом Карасевым в «Большом вальсе». Танцевала с самим Сарбагишевым и Бактыбеком Аруновым. Я танцевала, кажется, со всеми. А потом следующее поколение — Чолпонбек Базарбаев Вахаб Салимбаев, Болот Куттубаев, Куват Орозбаев, Куван Садыков, Досмат, Тариел.
— И все же какие образы вам ближе — классические или современные?
— Думаю, что образы, наполненные гражданственностью. Первой ролью была Асель, потом я станцевала в «Бессмертии», «Материнском поле», затем «Томирис» на музыку узбекского композитора Мусаева и «Макбет». Так как эти спектакли ставили на меня, темы были очень глубокие: не просто образы мотылька, а глобального масштаба, с глубокой философией.
В 1970 году А. Токомбаева была удостоена звания лауреата премии Ленинского комсомола Киргизии за создание образов главных героев в балетах «Асель» В. Власова и «Чолпон» М. Раухвергера. В 1980-м кыргызский театр впервые в мировой истории осуществил постановку шекспировского балета «Макбет». А. Токомбаева является одной из первых балерин, создавших образ леди Макбет в одноименном балете К. Молчанова.
Всю силу, мощь своего артистического таланта и темперамент вложила Айсулу в образ главной героини — кыргызской женщины Толгонай — в балете-оратории К. Молдобасанова «Материнское поле». Создатели спектакли «прочитали» замечательную повесть Ч. Айтматова как «драматическую поэму о судьбе человеческой, судьбе народной». Спектакль о героизме и мужестве советских людей в годы Великой Отечественной войны в постановке кыргызских артистов стал украшением национальной сцены, получил признание в нашей стране и за рубежом.
«Исполнительница главной роли А. Токомбаева танцует вдохновенно. Почти безупречная техника балерины, незаурядная физическая выносливость сочетаются с большой выразительностью. Партия Толгонай трудна, героиня почти все время находится на сцене, при этом образ несет в себе глубокое психологическое содержание, то есть требует большой затраты нервной энергии и незаурядной выносливости. Красивые, чистые линии, «поющие» руки, пластичность движения, полет прыжка, обаятельная лиричность облика, а главное — глубокое проникновение во внутренний мир героини помогают Токомбаевой создать образ мягкий, нежный и вместе с тем полный душевного богатства (К. Саква. «Яркое свидетельство таланта». «Сов. музыка». 1975, № 12, с. 65).

«В образе кыргызской матери Толгонай, потерявшей на войне трех сыновей и мужа, мы увидели А. Токомбаеву — актрису страстного драматического темперамента» (Г. Челомбитько. «И классика, и современность». — «Известия». 1984, 5 октября). Созданный Токомбаевой развернутый портрет женщины-матери — мудрой и простой, сильной и нежной — повлек значительный общественный резонанс.
Искусство кыргызской балерины получило всенародное признание. Москва и Ленинград, Казахстан и Белоруссия, Прибалтика и Таджикистан, города Сибири и Алтая — маршруты гастрольных поездок Айсулу Асанбековны вместе с театром. А. Токомбаева и ее постоянный партнер Ч. Базарбаев выступали в Италии и Югославии, Финляндии и Дании, Венгрии и Чехословакии, Тунисе и Франции, Турции и Ливии, Швеции и Швейцарии.
— В Турции у вас учатся будущие звезды балета. Что вы считаете главным в этом искусстве танца?
— Как и в любом творчестве, ценится комплекс качеств. Но главное, пожалуй, все-таки трудолюбие и  целеустремленность. Очень важны красота линий, прыжок, легкость вращения, плавность перехода от позы к позе, я бы даже сказала, чувство позы, во многом определяющее сценическое обаяние балерины. Огромную роль играет, конечно, и индивидуальность, ибо, какой бы техникой ни обладал артист, интеллект, образование, его духовный мир всегда находят отражение в творчестве.
«Танец — жизнь моя», — говорит Айсулу в заключительных кадрах фильма-балета, посвященного ее творческому пути и запечатлевшего лучшие артистические работы, созданные ею на национальной сцене. В этом утверждении Токомбаевой — вся ее жизнь, которую она отдает без остатка профессиональному искусству балета.

Кульбюбю
БЕКТУРГАНОВА.

 






Добавить комментарий