Main Menu

Ювелирных дел мастер

В национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева прошла  международная ювелирная выставка «Встречи в волшебном саду», посвященная 70-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности народного художника республики, лауреата международных конкурсов Виктора СЫРНЕВА. В залах музея были представлены произведения не только отечественного мастера, чья известность давно пересекла границы, но и современных художников-ювелиров Европы и Азии. Новая экспозиция продолжает идею трансграничного творческого проекта «Западно-восточные диалоги», которую В. Сырнев при поддержке коллег начал внедрять в художественную и музейную практику Кыргызстана и других стран около 20 лет назад.
Выставка  открыла  программу дней ювелирного искусства в Кыргызстане. Предусматривается широкий показ произведений кыргызских и зарубежных художников-ювелиров в галереях и салонах столицы. Впервые у нас пройдет и республиканский конкурс ювелирного искусства, в котором примут участие известные мастера и молодые художники-ювелиры. Международное жюри конкурса под председательством профессора Михаэля Цобеля (Германия) отметит лучшие работы. Специальный приз — мастер-класс юбиляра. Что касается В. Сырнева, то о нем стоит рассказать  особо.


Сотворение полета
Виктор Сырнев — участник более 140 персональных и коллективных выставок во всем мире, его работы находятся на постоянном хранении в нашем  национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, музее-заповеднике «Московский Кремль», музее декоративного искусства «Царицыно» в Москве, музеях Германии, частных коллекциях. Международные премии заслуженно отражают творческие успехи мастера: 1986-й — приз Квадриеннале прикладного искусства в Германии, 1989-й — Гран-при Азии в Ашхабаде. В 1992 году Академия художеств СССР наградила коллекцию его украшений «Сотворение полета» серебряной медалью, в 2005-м на международной ассамблее моды в Москве художник занял 1-е место на конкурсе дизайнеров драгоценностей.
В его судьбе отразились грани нескольких географических, культурных и духовных пространств. Виктор Сырнев родился в России, в Кыргызстане обрел вторую родину, а в Европе — международное признание. В училище Екатеринбурга, где по сей день готовят краснодеревщиков и камнерезов, Виктор получил профессию ювелира и был направлен на завод «Русские самоцветы», в свое время принадлежавший знаменитой фирме Фаберже.
— Завод — это массовое производство, выполнять стандартные операции вскоре стало неинтересно, — рассказывает Виктор Александрович. — В 1966 году я переехал во Фрунзе по приглашению Федерации тяжелой атлетики Киргизии, а закончив спортивную карьеру, вернулся к основной профессии. В конце 60-х ювелирного искусства в нашей стране не было, только государство имело право обрабатывать драгоценные металлы, предприятия производили усредненную продукцию. Что касается богатейшего народного искусства, то имели место даже гонения в отношении ювелиров…
Однако в 1969 году в Художественном фонде Кыргызстана Виктор и его  единомышленники организовали мастерскую, стали регулярно участвовать в выставках в Советском Союзе и за рубежом. И вскоре специалисты заговорили о современном кыргызском ювелирном искусстве, которое имеет глубокие корни в тысячелетнем традиционном наследии. Мастер ушел от задач, навязанных  советским рынком ювелирных изделий, превратив их в предмет эстетического переживания, и опорой для него стало древнее декоративно-прикладное искусство, из которого художник до сих пор черпает вдохновение.
Свою безупречную ювелирную технику художник со временем перенес на более внушительные форматы, меняя жанр, тематику. Впервые в ювелирном искусстве В. Сырнев изготовил механические ювелирные объекты, которые неоднократно выставлялись в стране и за рубежом. Тематические миниатюры В. Сырнева, его украшения и оригинальные ювелирные скульптуры — это совершенство творческой и инженерной мысли.
Пять природных стихий — воздух, солнце, вода, земля и огонь — вдохновляют художника, который «переплавляет» их в драгоценный камень, кость мамонта, горный хрусталь, жемчуг, перламутр, эмаль, кожу и далее — в волшебные образы. «Материал — мой необыкновенный партнер», — говорит мастер. Возникают композиции «Трепет восточной ночи», «Активное солнце», где каждый элемент самодостаточен и в то же время стремится к единой истории, скрытой в матовых и блестящих поверхностях, в глубине сказочного камня.
Большую роль в творчестве Виктора занимает наследие выдающегося немецкого поэта  Гете, его цикл стихов «Западно-восточный диван». Изомотивы для коллекции 1999 года на эту тему мастер извлек из миниатюр персидского художника XVII века Реза-и-Аббаси. В начале 90-х он создает уникальную коллекцию «Голова», в 2000-2010 гг. — коллекцию украшений «Беседы издалека»…

Дорога времени из драгоценных камней
Художник уверен, что географическое, историческое и культурное пространства искусства пересекаются на Великом Шелковом пути, соединяющем Восток и Запад. Этой идее подчинено большинство его работ, начиная с фонтана «Дождь с обратной стороны Земли» и заканчивая браслетом в витрине. Чистота и благородство линий, нарядный блеск создают атмосферу легендарного Востока, и посетитель чувствует себя паломником у волшебной сокровищницы предков. Ослепительное солнце, снежные вершины, хрустальный источник — такие впечатления возникают еще и потому, что Виктор использует в своих изделиях красные и розовые кораллы, черный рог горного яка, белый и серый жемчуг, изумрудно-зеленые крылья жука, полудрагоценные камни, найденные в горных ущельях. Но главным материалом художника-ювелира, конечно, являются золото и серебро:
— Мне нравится делать фактурные украшения, где металл сверкает, трепещет, пружинит: и исполняет роль жесткой конструкции, и создает воздушную среду. Конечно же, такая свобода в преображении материала возможна только при доскональном его знании, — говорит мастер.
Виктор Александрович приоткрывает завесу над тайнами древнего ремесла, которое считалось «закрытым» от любопытных глаз. Недаром Хозяйка Медной горы заточила Данилу-мастера в подземелье, пока он творил там свой каменный цветок.
В работах Виктора отражается  удивительный мир его фантазий, в то же время художник помогает нам открыть самих себя (коллекция «Хиромантия»). Он пытается отобразить человека, создав индивидуальные украшения или дизайнерские объекты как неповторимое выражение личности того, кому они будут принадлежать. Прекрасно зная искусство кочевников, он изучает амулеты и талисманы, стремится подчеркнуть обаяние восточной женщины, которой часто предназначает свои творения.
В 1998 году состоялась презентация международной акции художников-ювелиров «Великий Шелковый путь — движение сквозь пространство и время», рассчитанной на перспективу, о которой газета «Слово Кыргызстана» неоднократно информировала читателей. В этом замысле впечатляет диалог человека и природы, интеллекта и чувств. Проект отправился по мировым столицам, а в качестве штаба в Бишкеке создан Центральноазиатский дом искусств и ремесел.
С тех пор более сорока мастеров из Германии, Греции, Ирана, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, США, Турции, Узбекистана, Франции, Южной Кореи, Японии и других стран представили свои работы в Бишкеке, Стамбуле, Мильтенберге, Веймаре, Осаке, Кельне, Ташкенте, Алматы… Эти коллекции отображают  Творчество и Художника как источник духовности, вокруг которого возникает новая культурная территория, «оазис» на Великом Шелковом пути. Ведь этот караванный маршрут с тысячелетней историей отмечен кропотливым трудом безымянных художников, передававших тайны своего искусства из поколения в поколение.
— В исторической памяти человечества Великий Шелковый путь сохранился как объединяющая идея, — говорит Виктор Сырнев. — Государства от Италии до Японии — как ожерелье драгоценных камней, нанизанных на нить сотрудничества. Мы решили обратиться к этому привлекательному образу, чтобы подтвердить единство и неделимость мира.
— Сейчас важно осмысление исконных традиций, это мост понимания прошлого, настоящего и будущего, — народный художник Кыргызской Республики, профессор Юристанбек Шыгаев одним из первых поддержал инициативу Виктора Сырнева. — Остается только упорно продвигаться вперед, невзирая на временные трудности.
За прошедшие годы с живописью, ювелирным искусством, восточной каллиграфией в международном выставочном проекте В. Сырнева познакомились сотни тысяч зрителей. «Он берет на себя важнейшую задачу современности — быть проводником, посредником между культурами, посланником мирного диалога между народами», — отмечает немецкий искусствовед д-р В. Д. Зайверт. Развитию этой идеи способствовала международная выставка «Золото мира в Кыргызстане», которая состоялась в музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева в 2009 году.
— В наше время во всем мире наблюдается всплеск интереса к ювелирному искусству, приходит все больше молодых специалистов, появляются новые технологии, это способствует созданию уникальных произведений, продолжающих национальные традиции, — отмечает В. Сырнев.
Как странник он идет все дальше по выложенной им дороге драгоценных идей. В 1995 году В. Сырнев первым из художников постсоветского пространства становится членом Международной ассоциации ювелирного искусства в Германии. Журнал «Европейский ювелир» писал об одной из его многочисленных авторских экспозиций: «Единственная в своем роде выставка украшений, фантастических реализаций и объектов». В 2008 году галереи всего мира представляли лучшие драгоценности XXI века в Чикаго, где принял участие и известный кыргызский художник-ювелир. На прошедшем недавно в Нью-Йорке международном конкурсе «Искусство на Таймс-сквер» ювелирный объект В. Сырнева «Человек мыслящий» вновь признан одной из лучших работ.
И вот наших  любителей прекрасного ожидают новые встречи с шедеврами мирового и национального ювелирного искусства в залах музея им. Г. Айтиева и галереях столицы.

Екатерина ЛУЗАНОВА,
кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель культуры КР.

 






Добавить комментарий