Main Menu

Как в Беловодском детей предали…

«Спецдетки в клетке» — статья  под таким названием была опубликована  в одном из  июньских номеров «Слова». Речь  в ней шла о непростой  ситуации, сложившейся в  Беловодской  специализированной школе Министерства  образования и науки. Напомним  кратко хронологию  событий, повергших в шок не только  родителей ее воспитанников, но и все общество.

18 мая на послеобеденной  проверке администрация  школы недосчиталась 26  подростков. Через несколько дней 19 ударившихся в бега вернулись в «родные» стены. Остальные попросили приюта в  Реабилитационном центре  для беспризорных детей при  мэрии Бишкека. Чтобы выяснить причины массового побега,  журналисты газеты приехали, встретились с персоналом и  детьми, в том числе  и «побегушниками». Со слов  воспитанников,  пойти на такой шаг  их заставило «жестокое обращение  со стороны директора и некоторых сотрудников спецшколы». Последние систематически избивали их  и оскорбляли. Трудно было  обвинить во  лжи  даже таких далеко не законопослушных подростков, имеющих по  несколько приводов  в милицию за бродяжничество и мелкие кражи. Ребята  охотно шли на контакт, называли  конкретные  имена и должности своих  «мучителей», как назвал таких педагогов один из воспитанников. Другие рассказывали, как директор заставлял их работать на своем поле и на приусадебном участке. А отдельные сотрудники школы вымогали деньги.
В статье «Спецдетки в клетке» приводилась выписка  из медицинского заключения врача-педиатра и независимого судмедэксперта,  проводивших обследование  воспитанников: «На шее  у одного из детей зафиксированы  гематомы,  предположительно оставленные  пальцами  взрослого человека, что соответствует  рассказу ребенка….». Казалось бы, уже этот факт,  а также  карательные меры за различные  провинности, которые  практиковались в спецшколе и о которых дети дали показания следствию, должны были стать основанием для  тщательного разбирательства и принятия жестких мер к руководству  школы. Но…
… Следователь Московского  РОВД отказал в возбуждении  уголовного дела по факту  побега. И только по  личному указанию генерального  прокурора Аиды Саляновой материалы были переданы для  рассмотрения в районную прокуратуру. Здесь посчитали, что оснований для  возбуждения уголовного дела в  отношении директора  учреждения Эмильбека  Алымбаева по ст. 304, ч. II (злоупотребление должностным положением) и ст. 161 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) Уголовного кодекса предостаточно. По окончании расследования дело  было направлено в  Московский  районный суд.
Каждому из нас так или  иначе приходилось сталкиваться  с капризами отечественной Фемиды, но  пренебрежение к судьбам детей, продемонстрированное  районным судом, вызвало  бурную реакцию общественности. Из потерпевших на судебном процессе присутствовал  только один подросток, на момент судебного разбирательства уже покинувший  стены спецшколы по достижении совершеннолетия. Сейчас уже  трудно разобраться, умышленно или  по забывчивости не была обеспечена явка на суд других воспитанников, в том числе тех, кто нашел  приют в Реабилитационном центре  и, несмотря на уговоры администрации «спецухи» (так называют школу сами ребята), хочет остаться  здесь.
В ходе судебного процесса бывший воспитанник (назовем его Улан) отказался от своих прежних показаний и  заявил, что претензий к подсудимому Э. Алымбаеву не  имеет, а законный  представитель потерпевшей стороны и. о. директора спецшколы Галина Спивакова попросила дело в отношении его прекратить… Это послужило главным аргументом для суда в удовлетворении ее просьбы. Вроде бы все по закону. Но возникают вопросы:  кто  или что заставило единственного (!) представителя потерпевшей  стороны отказаться от  прежних показаний, а «общую маму» воспитанников — проявить  к коллеге такое неоправданное  милосердие? И почему суд  не обратил внимания на  неожиданно появившиеся «новые обстоятельства». Живучи еще, ох как живучи в нашей жизни  механизмы, чтобы спустить дело на тормозах. Вот и в случае со спецдетьми  — то ли  подсудимый подсуетился, то ли  местные власти в  тандеме с высокими и рангом ниже чиновниками от  образования «дожали» участников  судебного процесса, чтобы  не выносить сора из избы… Мои предположения на условиях  анонимности  подтверждают многие  педагоги и жители с. Беловодского. Некоторые, не скрывая  эмоций, так и говорят, что  местные власти просто  предали детей.
Долгое время проработавший в уголовно-исполнительной  системе, я не вижу различий между  условиями проживания в Беловодской спецшколе и режимом содержания  в колонии для   несовершеннолетних в с. Вознесеновка. Спецдети не могут уйти из  школы по своему желанию и вернуться домой, а мрачные охранники на воротах напоминают тюремных надзирателей,  охраняющих спецконтингент. Как и на «зоне», администрация  школы имеет право досматривать передачи, посылки и корреспонденцию,  а также подвергать нарушителей дисциплины аресту  до трех суток с содержанием в штрафном изоляторе. Словом, по всем  параметрам спецшкола аналогична местам лишения свободы.
Уже не раз задавался вопросом: зачем стране нужна  еще одна колония для несовершеннолетних, в которую,  по сути, превратилась Беловодская специальная  общеобразовательная школа? Сюда без суда и следствия направляют нуждающихся  в особых условиях воспитания подростков, совершивших мелкие правонарушения, как  говорят юристы, «не образующие состава преступления  из-за отсутствия субъекта  преступления». По мнению правоведов, специализирующихся в области ювенальной юстиции,  типовое положение о специализированных школах для детей и подростков  противоречит Конституции страны в части ограничения свободы  без решения суда и на основании подзаконного акта,  а не закона.
Да, спецдети для нашего  общества — большая  головная боль.
Но, отгородившись от них тюремной решеткой, мы  гасим в них последнюю надежду отойти от опасной черты (за которой — криминал и зековская жизнь), поверить в свои силы,  стать  полноправными и законопослушными гражданами. Понимают ли  это чиновники в Министерстве  образования и науки, по вине которых Беловодская  спецшкола  превратилась  в исправительное  учреждение  пенитенциарной  системы, где основные методы  воспитания — кулаки и рабский труд?
Недавно в Бишкеке прошла международная конференция «Насилие в отношении детей в системе ювенальной юстиции» с участием экспертов ООН и представителей детских правозащитных организаций из 14 стран мира. С докладом  «Основные результаты исследования в КР» выступила  координатор ОФ «Молодежная правозащитная группа» Наталья  Утешева и рассказала о ситуации  в Беловодской спецшколе. Реакция участников конференции была  весьма  эмоциональной, а  представительница Танзании, услышав  перевод, даже покраснела…

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий