Современный магазин — не торговая лавка
В республике сложилось ошибочное мнение о благополучном состоянии внутренней торговли. Видимо, оно оценивается по результатам коммерческой деятельности многочисленных рынков в городах и сельской местности. Между тем состояние внутренней торговли у нас, увы, далеко от совершенства.
Сфера, о которой мы размышляем, формируется в организованной и неорганизованной торговле или в розничной сети и на рынках. Но ведь все это должно преимущественно происходить в магазинах. Именно тут обеспечивается цивилизация сферы: широкий ассортимент, услуги, профессиональное и гарантийное обслуживание, качество товаров, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д. Торговля же на рынках, в особенности товарами сложного ассортимента, этого нам не гарантирует.
Между тем в 2011 году на территории республики действовало около 350 рынков, доля их в реализации потребительских товаров составила 54,6%. Для сравнения: доля 102 рынков в розничном товарообороте, например, Армении составила 36,4%, в России
доля 3 427 рынков равнялась 12,6%.
Столь высокая доля рынков не результат успешной деятельности базарных администраций и челноков, а итог неудовлетворительного состояния развития магазинной сети.
Развитие внутренней торговли невозможно без соответствующей материально-технической базы, в особенности без современных магазинов и торгово-технологического оборудования. Это истина. Но у нас ею пренебрегают.
В республике, к сожалению, типизация магазинов за всю историю постсоветской государственности не рассматривалась вообще. Вследствие этого мы наблюдаем бессистемное формирование розничной торговой сети. Универсальные магазины преобразовались в крытые рынки с арендой торговых площадей продавцами, на смену магазинам приходят торговые заведения лавкообразного вида, вместо стационарных объектов расширяется сеть магазинчиков в приспособленных помещениях и т.д.
Совсем плохо обстоят дела в регионах. В Джалал-Абадской, Чуйской областях и Бишкеке сосредоточено 2/3 магазинов республики. Мы пытаемся Иссык-Кульскую область позиционировать как туристическую территорию, а здесь действует лишь около 6% магазинов республики. Причем они преимущественно размещены в городах. К сожалению, примерно 60% из общего числа расположены лишь в двух городах — Бишкеке и Оше, на остальные 17 городов приходится около 40%.
Как и следовало ожидать, смешанные магазины, торгующие ограниченным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, наиболее многочисленны в республике. Они предназначены для торгового обслуживания, как правило, небольшого сельского населенного пункта с предложением товаров первой необходимости. Вот и численность смешанных магазинов в Бишкеке (около 2 тыс.) превышает число продовольственных и непродовольственных, и это, согласитесь, ненормально для столицы.
Несколько слов о такой «мелочи», как размеры торговой площади.
Известно: чем крупнее магазин по размерам площади торгового зала, тем выше коммерческий потенциал объекта. Достаточно сравнить гигантские коммерческие мощности типового крупного супермаркета в Европе, к примеру, с площадью торгового зала более 1 500 кв. метров и весьма скромный потенциал любого из магазинов «Народный» в Бишкеке, реализующих товары в небольших помещениях, приспособленных под розничную торговлю. Средний размер торговой площади магазина в республике составляет около 35 кв. метров. Следовательно, есть у нас многочисленные мелкие магазины с торговой площадью менее 35 кв. метров. Это лавки, а не магазины.
Для оценки состояния торговой сети рассматривается показатель среднего размера торговой площади магазинов на
1 000 жителей. В Кыргызстане он составил около 90 кв. метров, что явно маловато. Для сравнения: в республике в 1975 г. на 1 000 жителей торговая площадь составляла 101,2 кв. метра. В Казахстане размер торговой площади магазинов на 1 000 жителей составляет более 155 кв. м, в Беларуси — более 280 кв. метров.
Если в республике будут приниматься меры по развитию самообслуживания в розничной торговле — а без этого никак не обойтись, — то без сети укрупненных магазинов цивилизованная торговля станет проблематичным делом. У нас на сегодня крупных магазинов с численностью персонала более 100 сотрудников всего-то более 70, или менее 0,5% от общей численности объектов торговли.
И несколько слов об обеспеченности контрольно-кассовыми аппаратами. Лишь 25% магазинов располагают ими. О какой цивилизованной торговле может идти речь сегодня?
Увы, государственные потуги по контролю денежных потоков в розничной сети путем внедрения контрольно-кассовых аппаратов оказались напрасными. Можно представить, какие объемы выручки торговых точек выводятся из сферы государственного контроля и налогового обложения.
Эльдар САМИГУЛЛИН,
доктор экономических
наук.
Related News
Гори, гори ярко
Вот и подходит к концу последний месяц года. Снега в городе практически нет, но инейRead More
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More