Main Menu

Современный магазин — не торговая лавка

В республике сложилось ошибочное мнение о благополучном состоянии внутренней торговли.  Видимо,  оно оценивается по результатам коммерческой деятельности  многочисленных рынков в городах и сельской местности.  Между тем состояние внутренней торговли у нас, увы, далеко  от совершенства.

Сфера, о которой мы размышляем, формируется в организованной  и неорганизованной торговле или в розничной  сети и на рынках.  Но ведь все это  должно преимущественно происходить в магазинах. Именно тут обеспечивается цивилизация сферы: широкий ассортимент, услуги, профессиональное и гарантийное обслуживание, качество товаров,  соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д.  Торговля же на рынках, в особенности товарами сложного ассортимента, этого нам не гарантирует.
Между тем  в 2011 году на территории республики действовало около 350 рынков, доля их  в реализации потребительских товаров составила 54,6%.   Для сравнения:  доля  102 рынков в розничном товарообороте, например, Армении составила 36,4%, в России
доля 3 427 рынков равнялась  12,6%.
Столь высокая доля рынков не результат успешной деятельности  базарных администраций и челноков, а итог  неудовлетворительного состояния развития магазинной сети.
Развитие внутренней торговли невозможно без соответствующей  материально-технической базы,  в особенности без современных магазинов и торгово-технологического оборудования.  Это истина. Но у нас ею пренебрегают.
В республике, к сожалению, типизация магазинов за всю историю постсоветской государственности не рассматривалась вообще. Вследствие этого мы наблюдаем  бессистемное формирование розничной торговой сети.  Универсальные магазины преобразовались в крытые рынки с арендой торговых площадей продавцами,  на смену магазинам приходят торговые заведения  лавкообразного вида, вместо стационарных объектов расширяется  сеть магазинчиков в приспособленных помещениях и т.д.
Совсем плохо обстоят дела в регионах. В Джалал-Абадской, Чуйской областях и Бишкеке сосредоточено 2/3 магазинов республики. Мы пытаемся Иссык-Кульскую область позиционировать как туристическую территорию, а здесь действует лишь около 6%  магазинов республики. Причем они преимущественно размещены в городах. К сожалению, примерно 60% из общего числа расположены лишь в двух городах —  Бишкеке и Оше, на остальные 17 городов приходится около 40%.
Как и следовало ожидать, смешанные магазины, торгующие ограниченным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, наиболее многочисленны в республике.  Они предназначены для торгового обслуживания, как правило, небольшого сельского населенного пункта с предложением товаров первой необходимости. Вот и  численность смешанных магазинов в Бишкеке (около 2 тыс.) превышает число продовольственных и непродовольственных,   и это, согласитесь,  ненормально для столицы.
Несколько слов о такой «мелочи», как размеры торговой площади.
Известно: чем крупнее магазин по размерам площади торгового зала, тем выше коммерческий потенциал объекта. Достаточно сравнить гигантские коммерческие мощности типового крупного супермаркета в Европе, к примеру, с площадью торгового зала более 1 500 кв. метров и весьма скромный потенциал любого из магазинов «Народный» в Бишкеке, реализующих товары в небольших помещениях, приспособленных под розничную торговлю. Средний размер торговой площади магазина в республике составляет около 35 кв. метров.  Следовательно, есть у нас многочисленные  мелкие магазины с торговой площадью менее 35 кв. метров. Это лавки, а не магазины.
Для оценки состояния торговой сети рассматривается показатель среднего размера торговой площади магазинов на
1 000 жителей.  В Кыргызстане он составил около 90  кв.  метров, что явно маловато.  Для сравнения: в республике в 1975 г. на 1 000 жителей торговая площадь составляла 101,2 кв. метра. В Казахстане  размер торговой площади магазинов на 1 000 жителей составляет более 155 кв. м,  в Беларуси — более 280 кв. метров.
Если в республике будут приниматься меры по развитию самообслуживания в розничной торговле — а без этого никак не обойтись, — то без  сети укрупненных магазинов  цивилизованная торговля станет проблематичным делом. У нас на сегодня  крупных магазинов с численностью персонала более 100 сотрудников всего-то  более 70,  или менее  0,5% от общей численности объектов торговли.
И несколько слов об  обеспеченности  контрольно-кассовыми аппаратами.  Лишь  25% магазинов  располагают ими. О какой  цивилизованной торговле может идти речь сегодня?
Увы, государственные потуги по контролю  денежных потоков в  розничной сети путем внедрения контрольно-кассовых аппаратов оказались напрасными.   Можно представить, какие объемы выручки торговых точек  выводятся из сферы государственного контроля и налогового обложения.

Эльдар  САМИГУЛЛИН,
доктор экономических
наук.

 



(Next News) »



Добавить комментарий