Main Menu

Человек, Ученый, Гражданин

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.

Эти строки принадлежат одному из мудрецов Востока — таджикскому и персидскому поэту Абу Абдаллаху Рудаки, вошедшему в историю мировой поэтической краткой мысли как основатель поэзии фарси. А пришли они в мою память после долгой и обстоятельной беседы (вовсе ни капли не покривлю душой) с одним из наших современников-кыргызстанцев, умнейшим Человеком, Ученым и подлинным Гражданином Отечества Абдурахманом Мавляновым. Он сегодня известен в нашей стране и тем, что создал и бессменно возглавляет Бишкекскую финансово-экономическую академию. Его научные труды (скажу о них дальше) снискали доброе признание. Ныне Абдурахман Субанкулович Мавлянов, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук, заслуженный работник народного образования, отмечен государственными наградами. Словом, я бы сказал так, состоявшийся созидатель научной мысли, превращенной в практический и необходимый для людей материал.


Но прежде чем расскажу об этом, поделюсь и своим, выношенным и сокровенным убеждением. Моя профессия журналиста обязывает позорче вглядываться в рядом стоящих и идущих людей. Внимательно вслушиваться в их рассказы о жизненном пути. И нередко их такие откровения дают повод к размышлениям о времени, о себе и стране, о твоих соотечественниках. Иногда даже и не по месту рождения, а по родству душ, мыслей, поступков. И мне незачем скрывать, что именно такое чувство родства не покидает меня, когда я встречаюсь с такими людьми, как Абдурахман Субанкулович Мавлянов. В общении с ним укрепляется убеждение: есть люди-личности в нашей стране. И поистине радуешься, когда вдруг осознаешь, что его мысль Гражданина близка и понятна твоему сердцу, духу. А он, дух здравый, не что иное, как самоуважение в действии, цель которого — лучшее приумножить, худшее если не в твоей воле победить, то хотя бы умерить…
Кто-то из мудрых изрек: хочешь узнать побольше о человеке, умей внимательно слушать его. И такое верное правило всегда будет для меня — журналиста — неизменным.
— Знаете, — тихо и задумчиво говорит, как бы вглядываясь в даль минувшего, Абдурахман Субанкулович, — у меня еще со школьной скамьи, думаю, как и у многих мальчишек того послевоенного времени, когда наши отцы и деды победили фашистские полчища, когда дух возрождения нашей тогда общей  и большой Родины жил под каждой крышей дома, появилось неодолимое желание сделать в жизни что-то такое  значительное. И я с особой настойчивостью учился, и довольно неплохо, в небольшой школе села Успеновка в Джалал-Абадской области… Тогда наша великая страна начала постепенно пересаживаться с трудяг-коней на технику. И после школьной семилетки мечта всех сельских мальчишек, которые помогали матерям и отцам справлять сельские заботы и в поле, и на ферме, видели и ощущали на своих плечах нелегкий и невооруженный технически труд, была такая: стать водителями автомобилей — полуторок и студебекеров. Влекомый этим желанием, я поступил в автодорожный техникум. Учился, я бы так сказал, заинтересованно и упорно. Старался быть в первом ряду своих сверстников. И к тому же мне очень хотелось не огорчать, а завоевать доверие у кумира всех учащихся, преподавателя Левона Марковича Алибегашвили, который был не только прекрасным педагогом и воспитателем, но еще и бесстрашным альпинистом — снежным барсом. И вообще умел с нами, учащимися тогда Фрунзенского автодорожного техникума, скажу вам, знаменитого учебного заведения, конкурс на учебу в нем был высокий, разговаривать просто, так что мы понимали: какой он и справедливый, и примерный человек. От него мы узнали, что наш кумир —  выпускник Ленинградского инженерно-строительного института. Поэтому я еще тогда загорелся желанием быть студентом именно этого вуза.

— Как вы шли к воплощению в жизнь своего желания, Абдурахман Субанкулович? Ведь поступить в такой престижный вуз города Ленинграда по тем временам — задача не из легких?..
— Да, я понимал это. Но уже после окончания техникума и года работы инженером в дорожном управлении в Жаны-Жольском, ныне Аксыйском районе на юге республики, еще сильнее окрепло во мне желание продолжить свое образование именно в Ленинградском инженерно-строительном институте. Скопил на дорогу и на свое прожитье в городе на Неве деньги, двинул в Ленинград. И поступил в этот вуз, стал его студентом. В 1971 году, довольно успешно окончив учебу, был распределен на работу вначале старшим лаборантом, а затем и преподавателем нашего довольно славного в то время Политехнического института, из которого вышло немало известных ученых, политиков, общественных и государственных деятелей. И знаете, в те три года моей работы в Политехе, в том кругу благожелательного сообщества имен и личностей, узнаваемых в ученом мире, и вызрела во мне мысль о продолжении образования в избранном мною деле жизни.
В 1978 году — я снова в Ленинграде. Учусь в аспирантуре, ставшей навсегда и моей доброй и высокочтимой альма-матер, где я после окончания в 31 год защитил кандидатскую диссертацию.
Вернулся на Родину, в наш Политех, уже доцентом этого института. А затем возглавил кафедру производства строительных материалов и изделий. И потекли годы самой упорнейшей и необходимейшей работы по подготовке и воспитанию специалистов для довольно сильно развивающегося строительного комплекса нашей республики. Хотя это время, конец 70-х и начало 80-х годов прошлого столетия, порой называют «застойным», но с этим вряд ли стоит согласиться. Ведь стремительно развивалась в те годы строительная индустрия. Выстроен центр города, встали нынешний так называемый «Белый дом», исторический музей, филармония, другие объекты. Да  и высотки-дома вошли в строй именно тогда…

— Абдурахман Субанкулович, в вашей биографии ученого значатся поездки на стажировки в знаменитый Римский университет в Италии и в качестве стипендиата программы ФУЛБРАЙТ даже в Технологический университет США. Что там было примечательного для вас как ученого?
— Многое и многое… Но, пожалуй, главное: по заданию тогдашнего ЦК Компартии я привез из поездки в Римский университет образцы керамических плит, изготовление и применение которых в разы ускоряет строительство объектов. Собственно в этом и заключается практическое значение и моей  докторской диссертации, которую я защитил уже в Санкт-Петербургском государственном университете архитектуры и строительства. Именно с завоза из Италии оборудования завода-автомата у нас, в Кыргызстане, было налажено производство керамических строительных изделий в широком ассортименте. И если вкратце подытожить и сказать образно и зримо, то наша столица стала быстрее расти и высотными домами, госучреждениями, индивидуальным жильем и особняками также благодаря керамико-строительным материалам. Значит, хочу верить, здесь тоже есть доля и моего скромного труда ученого…
…Пожалуй, к этому всему, рассказанному ученым по керамоматериалам, добавлю, что он, первым у нас в стране своей мыслью заставил посмотреть на обычную глину, да, на глину как на очень перспективный и надежный стройматериал, который после определенного технологического цикла приобретает и крепость, и надежную силу. И, думая о таком вкладе члена-корреспондента нашей академии Абдурахмана Субанкуловича Мавлянова в практические дела страны, ко мне пришли такие строки:

Да, веру в любые года
Работа ума приносила…
Он ведал, как глине придать
Великую стойкую силу.

Какие быть могут тут
связи?..
А он всё твердит и твердит,
Что может из глиняной
грязи
Крепчайший создать
керамзит!

Познав, если глина, твердея,
Оплавится в жарких печах,
В итоге всех пламенных
действий —
Все стройки на сильных
плечах,

Опора которых есть глина,
Возносятся ввысь, в небеса…
Таким людям петь надо б
гимны,
Сердец благодарность неся…

Но пытливый ученый Абдурахман Субанкулович Мавлянов не замыкается в кругу избранных им научных изысканий, ректорской хлопотливой работы. Он со своими друзьями-единомышленниками занят довольно полезной общественной деятельностью. Создал и возглавляет активнейшую Ассоциацию выпускников российских вузов, являясь председателем ее совета и генератором всех осуществленных планов и задумок. Вот как говорит о нем известный общественный и государственный деятель, председатель совета общества «Интеллигенция Кыргызстана», заслуженный строитель КР Руслан Сарымсаков:
«Абдурахман Мавлянов — надежнейший во всех отношениях человек. Мыслящая, порядочная и полезно действующая личность. Хотелось бы, и очень, чтобы таких, как он, было бы больше в нашем     Отечестве. От них светлее бы в нем становилась жизнь… Знаете, когда в апреле мы готовили и провели II Съезд интеллигенции Кыргызстана, то долго размышляли, кому из многих достойнейших предоставить право озвучить подготовленный основной доклад? Вопрос решен был подавляющим большинством голосов членов оргкомитета съезда. И доклад озвучил Абдурахман Субанкулович Мавлянов».
И мне подумалось: все верно. Такое доверие им вполне заслужено. А это уже, как ни говори, тоже поистине исторический момент в жизни Ученого, Гражданина и Человека Абдурахмана Субанкуловича Мавлянова.

Леонид КАЛАШНИКОВ.

 






Добавить комментарий