Main Menu

События в Казахстане требуют ускорения интеграции стран ЕАЭС

Тревожная ситуация в Республике Казахстан, где причиной возникновения уличного недовольства послужила явная социальная несправедливость между соотечественниками, обществом и государством. В обществе отсутствуют равные возможности и в первую очередь право на труд — достаточное количество рабочих мест.

Реалии показали, что народ и власть живут в двух разных измерениях: у кого есть финансы и доступ к «кормушке», увлечённо делят должности и деньги, используя кланы, интриги и хитрые политтехнологии, а основная масса народа выживает. Такая картина наблюдается повсеместно в странах СНГ, где постсоветские элиты принялись ускоренно обогащаться и процветают жадность, казнокрадство, коррупция, эгоизм, и они нисколько не заботятся об улучшении жизненного уровня населения.

Протестующие казахи видели иностранные компании, которые разграбили природные богатства страны, и слышали о путях развития Кыргызстана после октябрьских событий 2020 года, которые инициировали возвращение Кумтора и борьбу с коррупционерами страны, эти примеры воодушевили народ Казахстана, указывая им путь к справедливости.

Мы с тревогой наблюдаем за происходящими в РК событиями, которые затрагивают не только внутренние проблемы казахов, но и непосредственно влияют на перспективы развития ЕАЭС. Сейчас решается будущее не только Казахстана, но и в значительной мере всего ЕАЭС, когда одному из экономически развитых государств союза грозит опасность.

Однако здесь нельзя сбрасывать со счетов геополитические воздействия. Если сравнить события 2020 года в Беларуси и Казахстане, то видно, что деструктивные элементы могут раскачать ситуацию даже в такой стране, как Беларусь, где относительно высокое качество жизни, низкое социальное неравенство, высокие темпы экономического развития. Итак, события в РБ и РК показали, что на евразийском пространстве требуется незамедлительная адекватная реакция ЕАЭС в виде глубокой интеграции — на благо граждан наших стран её не следует откладывать. В союзе до сих пор остаётся много проблем, которые можно оперативно решить, а не отодвигать на будущее, заметая бюрократическими шлейфами, где даже такой жизненно важный вопрос, как единый электроэнергетический рынок, отложен до 2025 года.

Мы знаем о существующих проблемах союза, и особенно заметны диспропорции в промышленном развитии стран, когда развитое производство сосредотачивается в России и Беларуси, а периферийные страны (Кыргызстан и др.) завоёвывают союзный рынок только сырьём, т. е. остаются неразвитым сырьевым придатком. Например, доля товарооборота КР в ЕАЭС составляет 0,5%, что можно увеличить в десятки раз общесоюзной программой развития, и от этого выиграли бы все страны союза.

Поэтому с каждым годом между развитыми и экономически слабыми странами ЕАЭС растёт разрыв по основным показателям жизненного уровня населения, и это наглядно видно по величинам ВВП стран союза. Дисбаланс в развитии братских стран подрывает авторитет и притягательность нашего союза, и такой негативный разрыв в экономическом развитии стран союза представляет скрытую угрозу основам ЕАЭС, как заложенная бомба замедленного действия, что показали события в Казахстане.

Вышеназванная реальность противоречит уставу ЕАЭС, где красной линией проходит равноправное развитие республик союза и нивелирование их жизненного уровня. Здесь ставка сделана на формирование общества социальной справедливости и равенства, во главу угла ставящего интересы всех стран союза. Ведь вся политика и деятельность ЕАЭС направлены на изменение существующего в мире неравенства в распределении богатств, производств, финансов между развитыми странами Запада и остальными развивающимися странами, а также растущего разрыва между богатыми и бедными.

Новый взаимовыгодный и справедливый порядок в ЕАЭС станет путеводной звездой для новых и будущих членов нашего союза. Поэтому сегодня, чтобы оправдать надежды народов в рамках союза, требуется согласованная, комплексная программа развития всех стран союза со справедливым распределением труда и производства внутри него, которая выведет ЕАЭС на траекторию устойчивого роста.

При вступлении в ЕАЭС страны возлагали большие надежды на этот союз, пройдя «лихие» девяностые годы прошлого века через неимоверно трудные испытания: потери общего государства, общесоюзного рынка, шоковую терапию в экономике, снижение жизненного уровня, и потеряли многое — реальные производства, рабочие места, стабильность и поступательное развитие страны. Сегодня экономически слабо развитые страны ЕАЭС (например Кыргызстан) борются с бедностью и низким уровнем экономического развития в основном своими силами, и очень трудно добиться желаемого результата без привлечения больших возможностей союза. Ведь народы стран ЕАЭС стремятся к достойной жизни уже тридцать лет, и отодвигать эти сроки на неопределённый период для них очень болезненно, на это уже не хватит их терпения. Богатая и многострадальная история наших народов за последние сто лет показывает, что мы заслуживаем хорошей жизни сегодня, а не в прекрасном будущем.

Истеблишменту ЕАЭС предстоит отойти от пассивной позиции при решении процесса интеграции экономик, пора начать равномерное распределение труда и производства в пространстве союза на основе модернизации нового технологического уклада. За постсоветский период Беларусь смогла развивать экономику, весьма успешно интегрировав лучшее от социалистической, т. е. доставшейся ей в наследство от советской, а также капиталистической систем Запада, о чём сегодня говорят, как о процессе интегральной конвергенции. Кстати, конвергентная модель экономики уже полвека успешно развивается в КНР, вследствие чего Китай смог претендовать на звание нового лидера современной экономики в трансформирующемся мире.

В первую очередь надо форсировать развёртывание интеграционных процессов в периферийных и экономически слабо развитых странах ЕАЭС, как Кыргызстан, и практически осуществить углубление сотрудничества в ключевых сферах — промышленной, финансовой, политической и торговой. Поэтому развитые государства ЕАЭС на примере подтягивания экономики и жизненного уровня населения слаборазвитых государств союза должны показать пример нового справедливого взаимоотношения стран, и этому должны придать импульс, целенаправленное действие.

Это значит, что нужен новый, ещё более крепкий союз, учитывающий интересы всех стран, и прежде всего нужна программа всестороннего, комплексного подтягивания уровня развития экономически отсталых стран ЕАЭС с организацией совместных предприятий (СП) и территориально-производственных комплексов (ТПК). В этом направлении в Кыргызстане ведутся целенаправленные работы как по привлечению инвестиций, так и мобилизации внутренних резервов для реанимации производства и строительства гидроэнергетики, и взят курс на кластеризацию производства и высшего образования. Так, уже работает кластер «Сахар» и функционирует образовательно-научный кластер Кыргызского аграрного университета им. К. И. Скрябина, отвечающий требованиям государственной «Программы трансформации вузовского образования в модель «Университет 4.0″ на 2021-2023 годы».

Социально-политический кризис, вызываемый последними событиями в Казахстане, — это подходящее время для осуществления реальных шагов по выстраиванию наднациональной структуры ЕАЭС, которая могла бы осуществить задуманные планы по интеграции всех сторон жизни стран союза в быстром темпе. В настоящее время основная задача внутри стран ЕАЭС — укрепить чувство солидарности, и тогда мы сможем развиваться и твёрдо отстаивать наше продвижение вперёд. Таким образом, шаг за шагом мы приблизимся к уровню развития богатых стран мира.

Нурудин КАРАБАЕВ,
профессор КНАУ, д. с.-х. н.

 






Comments are Closed