Main Menu

Он с нами будет ВЕЧНО

Ровно сто лет тому назад в селе Тулейкен Кара-Сууйского района Ошской области родился Гапар Айтиев, которому суждено было стать одним из основателей профессионального изобразительного искусства и первым национальным художником-живописцем Кыргызстана.

Г. Айтиев — народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат  Государственной премии им. Т. Сатылганова и обладатель множества отечественных и советских наград — занимает в истории нашего искусства особое место. Анализируя его творчество, известный искусствовед С. Асанбеков отмечал следующее: «Гапар Айтиев, как и многие крупные художники, сын своей земли. Природа — источник его вдохновения и мыслей. Он  прежде всего художник-мыслитель, художник-философ».
Действительно, в его произведениях, которые уже прошли испытание временем, мы замечаем глубоко философское отношение к жизни, окружающей среде, искреннюю любовь к родной природе,  человеколюбие. Все размышления и чувства
Г. Айтиева находят свое яркое воплощение в пейзажных и тематических картинах, портретах его современников. Отличное чувство родного края, природы, людей, самого воздуха, цветовых отношений сделало Гапара Айтиева прекрасным живописцем. Его произведения входят в золотой фонд кыргызского изобразительного искусства. Особенности его личного дарования заключаются в остроте художественного видения и тонкости цветовосприятия. Эпичность, глубокое проникновение в пространство, строгость цвета — вот характер Айтиева-живописца.
В творчестве художника как в зеркале отражаются пути становления и развития молодого, возникшего в 1930-е годы кыргызского изобразительного искусства, в котором понятие «айтиевский стиль» заняло одно из видных мест.
Г. Айтиев остался в истории Кыргызстана не только как талантливый художник, но и как активный общественный деятель, сыгравший значительную роль в становлении  профессионального изобразительного искусства. Он вложил много труда в формирование школы кыргызской живописи, развитие изобразительного искусства.
100-летие Г. Айтиева — это примечательная дата, большой юбилей. Гапар Айтиевич много лет руководил Союзом художников Кыргызстана, был председателем правления  Союза художников Киргизской ССР на протяжении 25 лет. Он внес весомый вклад в развитие  национального  искусства, подготовку художественных кадров. Так, благодаря ему впервые из  Кыргызстана в 1950-е годы были отправлены на учебу в Санкт-Петербург (Ленинград)  Дж. Кожахметов, А. Усубалиев, К. Керимбеков. Вот и мы — художники 1960-х — 1970-х годов — учились у него многому.
В становлении Гапара Айтиева как художника важную роль сыграли известные русские художники-педагоги
В. Образцов, А. Касаткин,
С.  Чуйков. Когда он учился в педагогическом техникуме,
В. Образцов открыл кружок изобразительных искусств, и первыми учениками были Г. Айтиев,  С. Акылбеков и другие. В 1935 году поступил в художественное училище «Памяти 1905 года» и учился у известных художников-педагогов Н. Крымова, П. Петровичева.
В 1934 году в Кыргызстане впервые была организована художественная выставка, в которой участвовал и Айтиев со своими  работами «Юрта», «Секретарь колхоза Имангазы» и несколькими пейзажами. Затем он создал портреты своих современников, отобразил образы Алыкула Осмонова, Мусы Баетова, Чалагыза Иманкулова, а также выполнил множество пейзажей и жанровых картин («Колхозный двор», «Письмо с фронта», «Вечер на юге»). А его всемирно известная картина «Полдень» была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
В 1970 году, когда я был председателем правления Союза художников Кыргызской ССР, впервые в Москве мы открыли его персональную выставку. В том году Гапару Айтиевичу исполнилось
60 лет и я, как секретарь правления Союза художников СССР,  поставил вопрос о проведении юбилейной выставки известного кыргызского живописца, классика. Однако к тому времени годовой план проведения выставок был уже утвержден. Но я обратился к своему наставнику, моей учительнице, председателю правления Союза художников СССР  Екатерине Федоровне Белашовой. Благодаря ей и была решена  проблема. Так в Москве в выставочном зале «Кузнецкий мост» мы организовали выставку произведений Г. Айтиева. На открытии было много народу, пришла и сама Екатерина Федоровна, пригласили и моего учителя, всемирно известного скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова.  Я сам привел его на выставку вместе с женой Маргаритой  Ивановной. Помню, как Коненков спросил меня: «Ты говоришь, что Гапар — классик, аксакал, так ему сколько лет?». Я ответил, что он художник старшего поколения, ему 60. И удивился, когда Сергей Тимофеевич сказал: «Да он еще мальчишка, оказывается!». А ведь  Коненкову  было уже 95 лет.
Мы посетили выставку, где мэтр с удовольствием смотрел пейзажи и другие картины Г. Айтиева. Не прошло и недели, как Сергей Тимофеевич опубликовал статью  в газете «Известия», где рассказал о своих впечатлениях от  произведений Айтиева.
О Гапаре Айтиеве можно говорить много. Он часто общался с А. Токомбаевым,
Т. Сыдыкбековым, Т. Уметалиевым, Б. Зияшевым. Художник встречался с ними и в мастерской, и дома. Говорили они о кыргызской литературе, культуре, об  изобразительном искусстве…
Рассматривая творчество Г. Айтиева, необходимо подчеркнуть роль его наставников, способствующих раскрытию таланта художника. Так, в одной  статье, опубликованной в 1983 году, Г. Айтиев пишет: «Н. Крымов не раз говорил мне, что нужно учиться искусству у природы. Эта заповедь учителя стала для меня законом. Именно природа вдохновила меня на написание этюдов и на то, что я преимущественно стал писать пейзажи. Я считаю, что не следует автоматически переносить на полотно все видимое, нужно стремиться к выделению основного в природе и типизировать его. Посмотрите мои этюды, в них имеется свое решение, но вместе с тем каждый из них может являться ступенью в рождении большого полотна».
Известно, что особенности кыргызской живописи заключаются именно в том, что с первых шагов своего становления она связана с тематикой, разрабатываемой исключительно на материале жизни кыргызского народа, всегда живущего в гармонии с природой. Потому и пейзаж, и тематическая картина занимают особое место в нашей живописи. В связи с этим можно сказать, что
Г. Айтиев наряду с С. Чуйковым определил пути развития кыргызской живописи.
Сороковые годы  минувшего столетия были знаменательны во многих отношениях.  Лейтмотивом картин Айтиева становится тема  родины, безмятежного бытия человека в пространстве горного и степного  ландшафтов. Художнику присуще эпико-фольклорное миропонимание, выраженное во многих его картинах. Вспоминаются  его широко известные и прекрасные произведения «Письмо с фронта», «Сбор хлопка на юге», «Колхозный двор». А 1952-1954  годах он принимает активнейшее участие в оформлении Кыргызского государственного театра оперы и балета, исполнив в соавторстве с В. Вейсом и В. Тюриным плафон зрительного зала, ряд орнаментальных композиций и декоративных вставок. В следующие годы  мастер создает и скульптурные работы, исполнив памятник-бюст Жукеева-Пудовкина, портрет А. Токомбаева, памятник Т. Сатылганову, манасчи С. Каралаеву и др.
А разве не памятны портреты известных общественных деятелей, мастеров культуры и искусства:  К. Молдобасанова, М. Адышева,
С. Токтакуновой, М. Алыбаева и многих других? И групповой портрет «Акыны» в соавторстве с Дж. Кожахметовым (1957г.), где героями стали классики кыргызского искусства и литературы. В этих работах перед нами предстают образы исторических личностей, каждый со своим характером, национальными чертами, четко выраженной психологической характеристикой.
Круг творческих интересов Г. Айтиева широк. Он работал не только в живописи, но и в графике, скульптуре,  активно вел общественно-организационную деятельность, являясь председателем правления Союза художников Кыргызстана с 1940-го по 1968 год.
Гапар Айтиев оставил своей стране уникальные, своеобразные произведения живописи. Влияние его творческого наследия будет примечательно для многих поколений художников Кыргызстана.

Тургунбай САДЫКОВ,
народный художник СССР, Кыргыз эл баатыры.

 






Добавить комментарий