Main Menu

Как лодку назовёшь, так она и поплывёт

То, что произошло с госуправлением за последнюю неделю, не абрис, не контур, не штрих-пунктир, а квинтэссенция всего, что наработано за год. Начиная с выборов Президента и принятия на референдуме новой Конституции. А в промежутке был плебисцит: какой стать республике — президентской или парламентской. Остановились на президентской.

Плохо это или хорошо — судить не нам, а потомкам. Которые могут всё переиграть, переиначить или вовсе ликвидировать. Ведь уже сейчас подвергаются обструкции демократические институты на Западе. Мол, человеческая мудрость зашла в тупик. И это — в странах передовых, богатых, благополучных и довольных?! Ну а мы покамест будем довольствоваться тем, что имеем. Поскольку, как сказал на пресс-конференции несколько дней назад Президент Садыр Жапаров: «Впереди пять лет для обеспечения достойной жизни кыргызстанцам». То есть время у Президента и в вверенном ему госуправлении ещё есть. И есть его установка: управленцам работать сутками на повышение качества жизни граждан.
Кому как, а мне показались убедительными, хотя местами спорными, две «фултоновские» речи Президента — на республиканском совещании глав местного самоуправления и райгоcадминистраций и на пресс-конференции для кыргызских и иностранных СМИ.
К каким выводам пришёл Президент после рабочих поездок в регионы? «Если мы не улучшим госуправление, то невозможно в краткосрочный период достичь результатов, которые удовлетворили бы наших людей, независимо от сектора — экономического или социального». По сравнению с предыдущими в этом году количество обращений граждан в администрацию Президента увеличилось вдвое. За первые десять месяцев прошлого года поступили 5 800 обращений, а за девять месяцев нынешнего — свыше 10 500. То есть, как и в стародавние времена, ничего не решается. Всё из-за отсутствия средств и низкого качества управления.
«Сегодня известно много случаев привлечения к ответственности должностных лиц местного самоуправления — мэра, акима, главы айыл окмоту», — делится Садыр Жапаров. Действительно, по итогам девяти месяцев нынешнего года к уголовной ответственности привлечены 46 глав местных органов власти. Сейчас Президентом назначены новые региональные начальники. И с 1 января начнут работать фонды развития районов. На эти цели выделены средства из республиканского бюджета — 1,3 млрд. сомов. Кроме этого, рассматривается возможность выделения 25 районам 700 млн. сомов. Таким образом, на развитие каждого айыл окмоту направят около 4-5 млн. сомов. Восемнадцати городам районного значения выделят от 30 до 500 млн. сомов. Баткенской области в связи с приданием ей особого статуса ежегодно станут давать 500 млн. сомов, такую же сумму направят в Нарынскую область. Вот и посмотрим, как новые главы будут обращаться с фондами, на что их тратить. И не последуют ли очередные посадки.
Вот и думаешь себе: если Президент, по сути, всё взял на себя, зачем ему посредники в лице всяких городских мэров и районных акимов? Их даже местные жители не выбирают, просто сверху назначают. Тем более затем последует ротация. Из Чуйской области, например, в Джалал-Абадскую. И теряется понятие «свой, местный», чьи родители живут на соседней улице. А появляется термин «чужак, присланный», не разбирающийся в местной специфике. Понятно же, руководить Жайыльским районом не совсем то, что Кеминским или Иссык-Кульским. Оттуда и оттуда до Президента далеко. И можно с уверенностью сказать, что число уголовных дел в среде власть имущих на местах с появлением фондов помощи увеличится. Так что проблема, может, не столько в качестве управления, сколько в забюрокраченности, невозможности эффективно рулить в чужой глубинке, оторвавшись от своих корней. А вот что говорит Президент: «Дополнительные полномочия делегированы главам райгосадминистраций, чтобы изменить стиль работы. Проблемы людей должны решаться в районе. Отныне мы будем воспринимать жалобы с мест как недостаток работы местных властей и принимать соответствующие меры».
Кстати, среди новых местных глав — ни одной женщины, ни одного русскоязычного представителя. При официальном-то статусе русского языка. А ведь не так давно некоторыми районами, например, Иссык-Атинским или Октябрьским (г. Бишкек), руководили русские. Это не вяжется со словами Президента, правда, по другому случаю: «С момента обретения независимости Кыргызская Республика поддерживает принципы светской свободы, уважения и защиты права каждого гражданина, независимо от национальности или расы». А руководить в
госорганах нацменьшинствам нельзя?
Что сейчас больше всего заботит кыргызстанцев? Конечно, безудержное повышение цен. И Президент говорит об этом: «К сожалению, из-за пандемии во всём мире, в том числе в нашей стране, подорожало продовольствие. Вот почему для создания продовольственных запасов государство выделило из бюджета на закупку пшеницы полтора миллионов сомов, растительного масла и сахара — более трёхсот миллионов сомов. По моему поручению для стабилизации цен на продукты принимаются меры фискального, тарифного и внетарифного регулирования».
По статистике, более 60 процентов граждан главной проблемой считают повсеместный рост цен. Морковь, картофель, капуста, свёкла по немыслимым для нас ценам. Мы, аграрная (когда-то была) республика, покупаем почти все овощи и фрукты у соседей, потому что свои поля или проданы под частную застройку, или заросли сорняком. Цены на сахар за год выросли в два раза. К слову, сладкого продукта местного производства становится всё меньше. Хотя недавно покрывало свыше половины потребности рынка. Будет ли в этом году сезон переработки, поскольку погода оказалась засушливой и возникли проблемы с поливной водой? Виноваты Минсельхоз и местные власти. Но свекловодам от признания их вины не легче. Они намерены свернуть в следующем году земельные площади под свёклу. И тогда прощай каиндинский сахар, удовлетворявший и по цене, и по качеству.
Коснулся Президент и выработки электричества, на что уходит 90 процентов воды: «Если мы станем использовать её в своих интересах и только на электричество, воды в Токтогулке нам хватит на зиму с избытком. Но тогда с весны до зимы придётся полностью закрыть водохранилище, чтобы собрать воду. Если мы так поступим, то летом соседние страны останутся без воды. Засуха там обернётся серьёзным последствием для всех нас. Поэтому соседи помогают нам в плане поставок электричества, зерна и муки. И Казахстан, и Узбекистан». Потом Жапаров сказал, конечно, о низкой цене за киловатт: «Если бы у нас электричество стоило от 5 до 25 сомов, как у наших соседей и в европейских странах, вместо 0,77 сома за киловатт, то было бы другое отношение — экономное».
Но в других странах и зарплаты с пенсиями гораздо выше. А на другие виды топлива, тот же газ, цены ниже. А сколько уже говорить о том, что вода — это тоже продукт, который можно продавать соседним странам, а те должны покупать, а не рассчитываться бартером. Не хотят ведь. И не помогают нам возводить дополнительные энергомощности. Тот же каскад Верхне-Нарынских ГЭС. Маловодье-немаловодье. Мы стоим у истоков рек, у нас и козырь.
Что касается продовольствия. В упомянутом Узбекистане продукты практически все свои. На своих засушливых землях они выращивают фантастические дыни и виноград. И не используют варварские методы, не заливают, как китайцы, землю ядом, чтобы выжать из неё побольше и побыстрее. Узбеки любят землю и в отличие от многих своих соседей живут общинными принципами, коллективистским сознанием. Вот и Шавката Мирзиёева вновь избрали президентом за то, что он не мешает, а помогает своим гражданам обогащаться. Обогатятся ли граждане Кыргызстана — большой вопрос. Послушайте, Узбекистан в ближайшее время должен получить в аренду 35 тысяч гектаров российской земли. Для их обработки уже готовы выехать 10 000 узбеков. А когда эти гектары они освоят, площадь возрастёт до миллиона га. Причём речь идёт о пахотной земле в южных областях России.
А мы могли бы так? Вряд ли. По признанию Садыра Жапарова, на землях сельскохозяйственного назначения в Чуйской и Ошской областях построено более 10 000 жилых домов, «и многие годы имела место проблема трансформации этих площадей. Проявив политическую волю, мы приняли ряд соответствующих законов и решили проблемы наших сограждан, оказавшихся перед угрозой лишиться своих домов». Помнится, года три назад под Бишкеком была попытка снести пару-тройку незаконных хибар… Больше попыток не повторилось. А когда теперь узаконили незаконное, Президент предупредил: «Сказал бы так, кто проворачивает незаконные операции с земельными участками, нацелен на захват земли, таким мы поставили заслон безрассудного использования этой недвижимости».
Что мы всё о движимом и недвижимом имуществе. Не хлебом единым жив человек. Со временем всё так или иначе устаканится. Как обещает Садыр Жапаров, «в настоящее время от горнодобывающей промышленности государству ежемесячно выплачивается более двух миллиардов сомов. Нам нужно увеличить эту сумму в несколько раз. Тогда сможем значительно повысить пенсии, пособия и зарплаты».
На совещании с представителями местной власти Президент доложил, что ГКНБ задержал ответственного секретаря комиссии по помилованию администрации Президента во время получения взятки. Через пару дней вышел пост Чолпон Джакуповой: «Для борьбы с коррупцией нужны сильные реформы и грамотная кадровая политика, независимо от пола, возраста, национальности и политической привязанности. Надо привлекать приличных людей. А многие сотрудники в администрации Президента просто продают его подпись. Я пыталась при встрече подстраховать его таким образом. И благодарна Жапарову за то, что он запомнил этот разговор и не воспринял мои слова как очередную критику. Я оказалась права, человека поймали. Но не потому, что я «настучала», а потому, что действительно были нарушения».
А когда другой системный оппозиционер Дастан Бекешев предупредил Президента, что его сын создаёт партию, Жапаров запретил сыну это делать. Наконец, спикера ЖК Таланта Мамытова ЦИК не зарегистрировала кандидатом в депутаты. Как объясняет заместитель председателя ЦИК Тынчтык Шайназаров: «В соответствии с Конституционным законом о выборах президента и депутатов ЖК государственные политические служащие, к числу которых относится спикер парламента, должны прекратить свои полномочия в случае участия в выборах. А своим распоряжением Мамытов временно сложил с себя полномочия до 28 ноября. Это означает, что он приостанавливает полномочия, а не прекращает (в течение пяти дней после подачи заявления — Г. К.). По закону Мамытову следовало прекратить полномочия, чего он не сделал. Поэтому ЦИК приняла решение отказать Мамытову в регистрации».
А ведь все помнят фотографию, на которой за решёткой в калпаках трое: Жапаров, Ташиев, Мамытов. И вот на тебе! «Что касается результатов выборов, я не ясновидящий и, безусловно, не знаю, какими они будут и кто войдёт в новый состав. Даже не анализировал», — поведал Жапаров на пресс-конференции. Он только заклинает местные власти: мол, нам надо создать прецедент проведения открытых и честных выборов, все революции случались из-за грязных избирательных кампаний. Хотя, по новой Конституции, парламент уже не будет обладать таким влиянием, как раньше. Так что же мы строим? Как считает эксперт Бектур Асанов, «печалит то, что последние годы Кыргызстан берёт пример с соседних стран и склоняется в сторону авторитаризма. Это большая проблема. Пока у кыргызского народа не будет демократии, равноправия, не будет и развития».
Вопрос дискуссионный и для стран Центральной Азии, скорее, неприемлемый. Неделю назад на президентских выборах в Узбекистане вновь победил Шавкат Мирзиёев. Его режим характеризуют как современную автократию без излишней репрессивности и каримовских перегибов. Похоже на нас? И да, и нет. Технический прогресс (Жапаров приводил пример, когда грузовик в Узбекистане проходит таможенные процедуры в среднем за 10-15 минут), социальное обеспечение (минимальная пенсия — $150) — всё это там выше. Но наша автократия всё-таки имеет отличия. Садыр Жапаров: «Мы прокладываем путь для установления подлинно партийной системы, чтобы через партии и одномандатные округа в парламент пришли новые народные представители, не наносящие урон природе парламентаризма». И это говорит человек, которого некоторые обвиняют в узурпации власти?

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Не так давно Президент высказался по Кумтору: «Хорошо, допустим, нас победили под влиянием мировой мафии. Что тогда будет? Они перенесут к себе Кумтор?..»
Так ведь история не об этом. По сообщениям СМИ, недавно старший федеральный судья суда Южного округа Нью-Йорка Хеллерштей отклонил ходатайство КР о подаче апелляции на постановление, вынесенное судом, по делам о банкротстве 20 июля сего года.

Суд признал неуважением Кыргызстаном своего решения об автоматическом приостановлении всех действий в отношении золотого рудника в соответствии с главой 2 кодекса США и обязал республику возместить «Кумтор голд компани» и «Кумтор оперейтинг компани» — дочерним компаниям «Центерры» — расходы на юридические услуги.
Что это всё же высшая юрисдикция, говорит тот факт, что ранее суд Нью-Йорка отложил ходатайство «Центерры» о наложении штрафа на правительство КР в размере миллиона долларов в день в связи с незаконным захватом рудника «Кумтор».
А при встрече в Цюрихе «Центерра» оказалась готова оставить Кыргызстану золоторудное месторождение. Но просит Бишкек отказаться от своей доли в компании — 26 процентов. «Но мы сказали, что так не получится, у нас накопилось много претензий», — пояснил глава Кабмина Акылбек Жапаров.
Сию чашу с «Кумтором» Президенту Садыру Жапарову придётся испить до дна…
Президент на пресс-конференции сказал, что Таджикистан требует вернуть 21 тысячу гектаров земли в Лейлекском районе по картам 1924 года. «Тогда нам должны передать Мургаб, площадь которого намного больше и который в 1929 году Москва передала Таджикистану». И этот приграничный спор, приведший во время его обострения к гибели 36 наших граждан, становится нескончаемым. По крайней мере, при нынешнем руководстве соседней страны.
В мероприятии по случаю 110-летия выдающегося государственного деятеля Исхака Раззакова Президент сказал: «Наш народ всегда хотел, чтобы страну возглавлял чистый, справедливый и беспристрастный человек. Образцом для нас стали слова Исхака Раззакова: «Если я чист, если ты будешь чист, то и общество будет чистым».
И Жапарову тоже предстоит пройти медные трубы…
Геннадий КУЗЬМИН.






Comments are Closed