Main Menu

Политбюро ЦК КПСС и Совет безопасности — высшие органы принятия решений в прошлом и настоящем

Советского Союза уже нет тридцать лет. О причинах развала единой страны можно спорить до бесконечности, но с точки зрения технологии управления нет никаких оснований отбрасывать опыт тех лет, когда существовал такой высший коллегиальный орган принятия решений по стратегическим вопросам жизни общества и государства, как Политбюро ЦК КПСС. Потому что в современном мире без такого центра принятия решений невозможно ответить на всё более увеличивающиеся вызовы и угрозы существованию государства и общества, а также жизни отдельного индивида.

Не случайно почти во всех государствах мира существуют соответствующие органы, которые в основном представлены советами безопасности. Они есть и в демократических странах и функционируют даже при авторитарных и диктаторских режимах, где представители всех ветвей власти сообща вырабатывают и принимают судьбоносные решения по вопросам развития страны.
Представители старшего поколения помнят, что в Политбюро ЦК КПСС, который возглавлял Генеральный секретарь ЦК КПСС, входили председатель Президиума Верховного Совета СССР, председатель правительства, министр иностранных дел, министр обороны, председатель КГБ СССР и другие лица, которые определяли ход развития страны. И любое решение Политбюро неукоснительно исполнялось всеми государственными органами на всей территории огромной страны. Хотя это был совещательный орган, как определили бы его суть современные юристы. Но попробуй не выполнить решения этого совещательного органа, когда в нём заседают все высшие руководители страны! Причём на него работал целый секретариат ЦК КПСС, и выработка решений сопровождалась глубоким анализом той или иной проблемы с привлечением заинтересованных министерств и ведомств со всего Советского Союза. Решения здесь готовились после всесторонней оценки всех факторов и условий генезиса вопроса, который выносился на обсуждение в Политбюро. И этот секретариат действительно являлся «мозговым» центром принятия актуальнейших решений для судеб страны. Авторитет работников секретариата ЦК КПСС был непревзойдённым в стране, потому что там работали действительно профессионалы в своём деле. Помнится, как тряслось всё руководство республики, когда из Москвы приезжал простой инспектор из секретариата ЦК КПСС для подготовки того или иного вопроса на Политбюро или Пленум ЦК КПСС.
Сейчас в независимом Кыргызстане мы имеем дело с аналогом Политбюро ЦК КПСС в лице Совета безопасности республики, во главе с Президентом страны. Согласно недавнему Указу Президента С. Жапарова, в него входят торага Жогорку Кенеша, председатель Верховного суда, председатель Кабинета министров, секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел и руководители силового блока. К сожалению, до последнего времени в Кыргызстане не уделялось должного внимания работе этого важнейшего органа принятия решений высшим руководством страны, их исполнение было оставлено без соответствующего контроля. Секретариат Совбеза вместо этого был полностью загружен «рисованием» различных коррупционных схем, зон и рисков, отвлекаясь от своей основной функции — обеспечения безопасности личности, общества и государства. На практике эти «рисования» не дали абсолютно никаких результатов в пресечении коррупции, что показала конкретная борьба ГКНБ с этим преступным явлением, выявившая за последние год-два, в какую бездну мы упали по этому правонарушению. Невиданные доселе массовые задержания коррупционеров тому подтверждение.
В итоге важнейший стратегический документ — Концепция национальной безопасности (КНБ), принятая Советом безопасности в июне 2012 года, осталась вне поля зрения руководства республики, из-за чего угрозы, указанные в ней, реализовались в последующем. В частности, в качестве серьёзной угрозы для безопасности нашей республики выделялась нерешённость демографических проблем Ферганской долины, в связи с чем регион обладает высоким конфликтным потенциалом. Плотность населения здесь на стороне соседей приближается к 1 000 людей на 1 квадратный километр, а у нас пусто, поэтому, чего уж скрывать, они будут постоянно стремиться занять эти наши малонаселённые земли. В Решении Совета безопасности (тогда Совет обороны) закладывалось вынесение вопроса Ферганской долины на международный уровень, так как в двустороннем порядке его решить невозможно. Однако за всё время соответствующие государственные органы палец о палец не ударили по реализации данного пункта решения. В итоге ферганская проблема взорвалась через девять лет агрессией Таджикистана в Баткенской области с многочисленными жертвами среди мирного населения и разрушением сотен домов и объектов инфраструктуры. Кто за это ответит? Это только один факт пренебрежительного отношения к этому важнейшему государственному документу, приведший к трагическим последствиям. А сколько ещё угроз, указанных в КНБ, реализовалось, можно даже не считать, мы видим это в окружающей нас действительности.
Что говорить о концепции, когда в недавнем прошлом при президенте
С. Жээнбекове секретариат Совета безопасности, рабочий орган Совета безопасности страны, был просто напросто подмят под себя заместителем руководителя аппарата главы государства. Абсолютно невозможно представить себе, чтобы помощник первого лица партии командовал секретариатом ЦК КПСС, который являлся рабочим органом Политбюро и Центрального Комитета! А замруководителя аппарата Президента по большому счёту помогает главе государства в исполнении его полномочий в соответствующей сфере, но никак не в сфере безопасности — для этого есть секретариат Совета безопасности, возглавляемый секретарём Совета безопасности. Сложившаяся ситуация с секретариатом Совета безопасности при предыдущем президенте говорит о недопустимости подмены работы институтов власти и управления деятельностью отдельного человека, каких бы выдающихся способностей он ни был. Между прочим, отдав секретариат Совета безопасности на «съедение» замруководителя своего аппарата и тем самым ослабив работу этого института, в тяжёлый момент во время октябрьских событий С. Жээнбеков стал названивать именно в секретариат Совбеза в надежде на его помощь в удержании власти. Но, увы, деморализованный задолго до этого «крышеванием» чиновника из аппарата Президента, секретарь Совета безопасности Д. Сагынбаев уже ничем не мог ему помочь. Как говорится, бумеранг всегда возвращается — если происходит подмена работы целого государственного органа своим человеком, то в решающий момент надеяться на эффективную работу института не приходится, и это может обернуться для всей страны
серьёзными проблемами.
Механизм обеспечения безопасности во главе с секретариатом Совета безопасности должен работать, можно сказать, в автоматическом режиме, невзирая ни на чьи субъективные желания и предпочтения. Безопасность или есть, или нет, «наполовину быть беременной», да простят меня женщины за это сравнение, в этом вопросе не получится. Во втором случае страну ждут испытания, преодолеть которые будет не под силу, если мы и дальше будем отдавать предпочтения субъективным факторам, а не эффективной работе
госорганов. Об этом свидетельствуют трагические события на юге республики в недавние по историческим меркам времена и нескончаемая череда народных революций. Поэтому и при выработке решений Совета безопасности и особенно при контроле хода их исполнения, в первую очередь КНБ, невозможно переоценить роль секретариата Совбеза, сотрудники которого прилагают огромные усилия в период их подготовки и принятия. И хотя трудно будет по нынешним временам добиться, чтобы министерства и ведомства республики и региональные власти «тряслись», как в советские годы при виде инспектора ЦК КПСС, но обеспечить неукоснительное исполнение всеми госорганами требований секретариата Совбеза в сфере безопасности наша святая обязанность. Потому что на кону стоят суверенитет и территориальная целостность государства, экономическое и социальное благополучие населения, стабильность в обществе, жизнь и здоровье граждан. А это самое главное.
Алымбек БИЯЛИНОВ.






Comments are Closed