Main Menu

Златоглавые Кижи и волшебные поэмы Низами

В рамках Перекрёстного года Кыргызстана и России в Бишкеке в Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева состоялось открытие двух выставочных экспозиций из российских музеев.
Первая посвящена замечательному памятнику русского зодчества — знаменитому музею-заповеднику «Кижи». Её устроители посвятили ему уникальную фотовыставку «Возрождённые Кижи — взгляд с высоты». Как рассказали на открытии кураторы выставки из Министерства культуры РФ, предыстория экспозиции такова. В минувшем году ведущая мировая компания в области кино и видео в формате 3600 AirРano, которая отсняла уже фильмы о 400 памятных и популярнейших местах планеты, вела съёмки VR-фильма о музее-архипелаге на Онежском озере Кижи, которые были приурочены к окончанию сложнейшей реставрации главной островной достопримечательности — 22-главой церкви Преображения Господня. Фильм снимали в сентябре, а уже в июне 2021 года он стал победителем XIV Шанхайского международного кинофестиваля в номинации CR.
За всё время работы над картиной креативные и опытные специалисты компании Сергей Семёнов и Сергей Румянцев выполнили целую серию уникальных снимков заповедного острова Кижи и самого Кижского архипелага. Лучшие 25 фоторабот и были представлены в столице Кыргызстана. Музей «Кижи» — это одно из ярчайших светил в культурном созвездии европейской части России, а также один из крупнейших её музеев под открытым небом. В нём представлены 82 уникальных и удивительных памятника русского деревянного зодчества XVII-XIX веков. Этот единственный в своём роде заповедник крестьянской культуры и народной архитектуры, расположенный на живописнейшем архипелаге в шхерах Онежского озера, второго по величине во всей Европе. Сам архитектурный ансамбль Кижского погоста стал также одним из трёх первых объектов на территории России, который был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с историческим центром Санкт-Петербурга и московским Кремлём.

Авторы впечатляющих фотографий запечатлели на них сердце Кижей — легендарную 22-главую Преображенскую церковь, одно из самых больших и сложнейших деревянных сооружений в мире. Она была воздвигнута в 1714 году и является вершиной русского деревянного зодчества, его наиболее масштабным, гармоничным и совершенным образцом. Вот только названия работ, которые дают сильное эмоциональное впечатление о красоте и уникальности Кижей: «Дорога осени» (дорога на острове Кижи), «Не было, нет и не будет такой» (церковь Преображения Господня), «Вечер» (дом князя
А. Меншикова), «Поля Кижского погоста», «Молочные берега» (острова Кижских шхер), «Северная легенда» (Кижский погост), «Часовня во имя святой Богоматери всех скорбящих», «Тихая вода» (Кижская гавань), «Даль» (часовня во имя Успения Богоматери), «Золотой ветер» (ветряная мельница на острове), «Мера и красота» (архитектурный ансамбль Кижского погоста), «Остров в небе» (Кижи, снятые с помощью дрона).
Гармоничное сочетание удивительных и неповторимых пейзажей и памятников зодчества острова Кижи, выполненные
С. Семёновым и С. Румянцевым с величайшим профессионализмом, высоким художественным вкусом, творческим и зорким взглядом, заставляют посетителей выставки остановиться и вглядеться в величайшее чудо на Онежском озере и дарят каждому из них незабываемые впечатления и эмоции.
Вторая впечатляющая российская экспозиция, открытая в музее имени Г. Айтиева, названа её организаторами «Сюжеты и образы Низами: диалог Востока и Запада».
Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока в рамках Дней культуры России в Кыргызстане посвятили это собрание из более чем 50 красочных планшетов 880-летию великого азербайджанского и мирового поэта и мыслителя. В экспозиции представлено более 40 изображений музейных предметов из собрания Государственного музея Востока РФ: рукописи, миниатюры, текстиль и живопись, а также предметы быта. Все они демонстрируют поистине безграничное влияние, которое оказывало и оказывает на наших современников выдающееся творчество Низами на изобразительное искусство разных стран.
Знаменитый азербайджанский поэт Низами Гянджеви (около 1141 -1209 гг.) оставил потомкам поэтические произведения, обычно называемые Хамсе («Пятерица»). В этот цикл вошли пять самостоятельных поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандар-нама».
Путешествия и битвы, любовь и страсть, разлуки и встречи — захватывающие сюжетные линии и яркие судьбы героев произведений Низами и сегодня выглядят необыкновенно интересно и современно. Его поэмы населяют благородные цари, сильные и отважные женщины, а написанные истории приправлены автором изрядной долей юмора. В творениях Низами всегда ощутимо стремление поэта донести до человеческих сердец максимы верного и честного поведения в этом мире.

Как пишут его исследователи, к работе над своими произведениями Низами готовился основательно, штудируя доступные ему античные, арабские, персидские, сирийские и грузинские источники, фольклор и предания глубокой старины Закавказья, чему хорошо способствовал этнический состав его родного города — Гянджи. Одним из главных литературных текстов, в которых он черпал вдохновение, была знаменитая поэма Фирдоуси «Шахнаме», где повествовалось об истории доисламского Ирана. Однако поэмы Низами также населены античными персонажами — реальными и мифологизированными. На страницах его произведений отразились и исторические события, к примеру, походы древних руссов из прикаспийских городов.
Всё творчество поэта являет собой уникальный сплав античных традиций, доисламских преданий Ирана и Закавказья, а также исламской культуры и философии. Устроители этой экспозиции хотели не только показать кыргызстанцам описанный и воспетый Низами удивительный мир, в котором сошлись Восток и Запад. Они стремились также продемонстрировать непрерывную традицию обращения к произведениям великого поэта, и то, как гуманистические идеи и эстетические образы Низами понимались и художественно осмысливались в духовной культуре разных стран в Средневековье и в Новое время.
Сама по себе эта традиция достаточно устойчива, чтобы зрители легче угадывали сюжет, художники привычно выбирали круг любовных историй с любопытной композицией. Сцены встречи влюблённых, охоты и быта, пиров и увеселений, сменяют сюжет отшельничества героев и мудрых бесед. Они возникают на страницах рукописей и на коврах, изразцах и сосудах. Выставочная экспозиция построена таким образом, чтобы наш зритель постепенно как бы «прочитывал» каждую из поэм Низами, для этого изображённые на планшетах сюжеты имеют синопсис и поэтическое сопровождение.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.









Comments are Closed