Main Menu

Логическое продолжение демократических реформ в Узбекистане

В год празднования 30-летия государственной независимости в стране продолжаются кардинальные изменения, направленные на создание нового Узбекистана, где высшими ценностями являются права человека, его свобода и законные интересы.

В таком очень важном процессе интерессы строительства развитого демократического государства, свободного и независимого процветающего общества особое внимание уделяется соответствию избирательного законодательства и практики общепризнанным международным стандартам, полному и широкому обеспечению избирательного права граждан.

Последовательные изменения
В эти дни в самом разгаре подготовительная работа к важному политическому событию — выборам Президента Республики Узбекистан. Все процессы проводятся открыто, прозрачно и на основе национального избирательного законодательства и определённых в нём сроков.
Выборы Президента будут проведены в первое воскресенье третьей декады октября в соответствии с внесёнными законом от 8 февраля этого года изменениями в Конституцию Республики Узбекистан.
На очередном заседании Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, которое прошло 23 июля 2021 года, дан старт этому крупному политическому событию. На мероприятии с участием руководителей политических партий страны и представителей средств массовой информации отмечено, что ЦИК 24 октября 2021 года определено днём выборов. Также объявлено, что избирательная кампания начнётся 23 июля текущего года.
В новом Узбекистане, который поставил перед собой великую цель — поднять развитие страны на новый, более высокий уровень, выборы Президента будут проведены на основе обновлённого национального избирательного законодательства, соответствующего общепризнанным международным стандартам, а также демократическим принципам — открыто и гласно.
За период после президентских выборов, состоявшихся 4 декабря 2016 года, произошли грандиозные изменения в жизни народа и государства, общества, национального избирательного законодательства. Как отмечают зарубежные аналитики, с 2016 года Узбекистан вступил в новый этап развития. За минувший период удалось осуществить большое количество кардинальных реформ, охвативших все сферы общественно-политической и экономической жизни общества. При этом среди важнейших направлений стали демократические преобразования, нацеленные на обеспечение прав и свобод человека, либерализацию общественно-политической жизни, свободы СМИ.
Практика последовательного совершенствования национального избирательного законодательства и проведения выборов поднялась на новый уровень. Ярким свидетельством этого является принятый 25 июня 2019 года Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Документ воплотил в себе пять законов и десятки подзаконных актов. Повысилось внимание к внедрению в избирательное законодательство и практику приемлемых рекомендаций, данных международными наблюдателями на предыдущих выборах. Увеличилось количество политических партий, значительно усилилась межпартийная конкуренция.
На проводимых в текущем году выборах на основе конституционных норм и международных избирательных стандартов по принципу периодичности будет обеспечено избрание Президента Республики Узбекистан. Это является практическим подтверждением приверженности Узбекистана общепризнанным международным демократическим принципам выборов.

На основе международных стандартов
Аналитики, говоря о президентских выборах, обращают внимание на некоторые аспекты, которые радикально отличаются от предыдущих выборов.
Прежде всего президентские выборы впервые пройдут на основе Избирательного кодекса.
На основе проведённых в 2019 году выборов в парламент и местные Кенгаши, правоприменительной практики и рекомендаций зарубежных наблюдателей, а также принятых 8 февраля и 31 мая текущего года законов усовершенствованы Избирательный кодекс и другие законодательные акты, касающиеся выборов. В том числе:
— определено, что независимо от того, находятся или нет граждане Узбекистана, проживающие за рубежом, на консульском учёте, будут созданы условия для внесения их в список избирателей, а также голосования с места их проживания или работы;
— упрощены механизмы посещения наблюдателями избирательных участков, расположенных в местах содержания и лишения свободы;
— укреплены нормы по выплате заработной платы и компенсаций членам избирательных комиссий;
— отменена задача, возложенная на избирательные комиссии по организации встреч кандидатов с избирателями;
— запрещается использование государственных ресурсов в период предвыборной кампании;
— создан новый механизм по обеспечению прозрачности использования выделенных средств политическим партиям для предвыборной агитации;
— вместо получения разрешений для проведения таких мероприятий, как встречи с избирателями, определён механизм уведомления;
— в целях предотвращения поступления повторных жалоб на суды и избирательные комиссии, принятия ими противоречащих друг другу решений внедрена практика рассмотрения только судами жалоб на действия и решения избирательных комиссий.
Организация выборов Президента в условиях нового Узбекистана является логическим продолжением проводимых широкомасштабных демократических реформ в стране. Это станет ярким подтверждением внедрения в жизнь задач, определённых в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям.

Эффективная системная работа
В соответствии с программой основных мероприятий по подготовке к выборам Президента Узбекистана, утверждённой постановлением ЦИК от 14 апреля 2021 года, учитывая сложившуюся ситуацию в результате пандемии, совместно с государственными и общественными организациями проводится последовательная и системная работа по подготовке выборов на основе демократических стандартов. Из-за пандемии во всём мире сложилась сложная ситуация, ЦИК провела работу по изучению международного опыта, применённого в избирательном процессе зарубежными странами, и внедрении соответствующих аспектов в национальный избирательный процесс.
При участии членов нашей комиссии и экспертов организован ряд международных онлайн-конференций и семинаров, подробно обсуждён международный избирательный опыт проведения выборов в условиях пандемии. Наши эксперты, принявшие участие в качестве международных наблюдателей на проведённых выборах в почти десяти странах, изучили решение проблемы. В Узбекистане созданы условия для проведения выборов в соответствии с санитарными нормами, обеспечения охраны здоровья организаторов выборов и избирателей. Важно, что всё больше граждан участвуют в вакцинации. Среди них и организаторы выборов.
Совместно с Министерством здравоохранения определены основные механизмы и порядок, ЦИК разрабатывается инструкция по проведению выборов Президента в условиях пандемии. Выделены необходимые финансы для закупки личных средств защиты и дезинфекции в целях обеспечения здоровья и безопасности членов избирательных комиссий и избирателей.

Равные и широкие возможности
В стране полностью сформированы правовые и организационные основы, а также эффективные механизмы обеспечения избирательных прав лиц с инвалидностью. Узбекистан ратифицировал Международную конвенцию о правах инвалидов. Закон «О правах лиц с инвалидностью» вступил в силу с15 января этого года.
Подписанные в мае этого года меморандумы о сотрудничестве между ЦИК и обществами инвалидов, слепых, глухих, а также Ассоциацией инвалидов Узбекистана служат этим целям.
В документах определены задачи по вопросам обеспечения избирательных прав лиц с инвалидностью, проведению совместных работ по созданию равных возможностей для них. В частности, по необходимости будет организовано голосование по месту пребывания лиц с ограниченными физическими возможностями. Предвыборные телепередачи будут транслироваться с сурдопереводом и субтитрами.
В соответствии с Избирательным кодексом, Бюджетным кодексом, Законом «О финансировании политических партий» утверждена смета расходов по подготовке и проведению выборов.
Впервые избирательная смета утверждена и объявлена за четыре месяца до дня волеизъявления. На основе утверждённой сметы начата работа по финансированию мероприятий по подготовке к выборам.
Исходя из внесённых изменений и дополнений в избирательное законодательство, а также рекомендаций международных наблюдателей, внесены изменения и дополнения в некоторые положения и инструкции ЦИК. Утверждены новые.

Современные технологии и весомые результаты
В соответствии с утверждённой ЦИК 27 апреля этого года концепцией организации повышения квалификации членов избирательных комиссий на основе каскадной современной технологии организуется работа по повышению знаний и навыков кандидатов в члены избирательных комиссий всех уровней.
На предстоящих президентских выборах планируется создать 14 избирательных округов и 10 776 участков. Была сформирована группа из 56 республиканских и 824 региональных тренеров. Уже повысили знания и квалификацию около 33 тысяч кандидатов в председатели избирательных комиссий, их заместителей и секретарей. Семинары-тренинги охватят около 130 тысяч членов избирательных комиссий. Занятия проводятся интерактивными методами, включая видеоуроки, видеоролики и инфографику. Участие в них принимают ведущие эксперты по избирательному законодательству.
Совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан и Ташкентским государственным юридическим университетом изданы и доставлены в регионы 34 тысячи экземпляров учебно-практических пособий по избирательному законодательству и практике на узбекском, русском и каракалпакском языках. Подготовлен ряд методических руководств и памяток.

Один избиратель -один голос
В 2019 году в ходе выборов в парламент и местные Кенгаши в национальную избирательную систему успешно внедрена Информационная система управления избирательным процессом (ИСУИП) и Единый электронный список избирателей (ЕЭСИ). Регулирование этой системы на основе Избирательного кодекса гарантирует реализацию единой регистрации избирателей и принципа «Один избиратель — один голос». Исходя из накопленного опыта предыдущих выборов, сейчас она ещё более совершенствуется. В ЕЭСИ внесён почти 21 миллион избирателей. На портале ЦИК налажена услуга «Найди свой участок».
Разработаны специальный учебный план и программа обучения работе членов участковых избирательных комиссий с ИСУИП и ЕЭСИ. В ближайшие дни начнётся процесс поэтапной подготовки порядка 33 тысяч операторов информационной системы, учёбу проведут 30 республиканских и 797 региональных тренеров.

Растёт интерес избирателей к выборам
Из года в год растут требования и чувство сопричастности избирателей к проводимым реформам. Они стали более требовательны к деятельности не только политических партий, но и избирательных комиссий. Об этом говорят и результаты опроса, проведённого недавно центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». Почти 90 процентов респондентов положительно ответили на вопрос, знают ли, что в 2021 году состоятся выборы Президента Республики Узбекистан. Высокая информированность электората характерна для всех регионов страны, мужчин, женщин, представителей разных возрастных групп и слоёв населения. Эти цифры означают заметный рост политико-правового сознания граждан. На последних выборах предвыборные платформы политических партий стали более разнообразными и были направлены на решение важных проблем в жизни общества и государства. Также уделяется постоянное внимание обеспечению в стране принципов открытости, гласности, справедливости и равенства.

Календарный план
На заседании ЦИК утверждён календарный план по проведению выборов Президента. В нём определены важные задачи для их поэтапной и системной реализации совместно с соответствующими государственными органами, политическими партиями и другими общественными организациями в период избирательной кампании. Одной из них является доведение до граждан оперативной, достоверной и полной информации, формирование мнения населения о том, что выборы — важный гражданский долг, что в участии в избирательном процессе заинтересованы каждый гражданин и всё общество. В её выполнении большое значение имеет реализация Национальной программы действий по повышению электоральной культуры населения, принятой палатами Олий Мажлиса.
ЦИК и избирательные комиссии всех уровней организуют свою деятельность по подготовке и проведению выборов на основе принципов законности, независимости, открытости, гласности и прозрачности. В этих целях подписаны меморандумы о сотрудничестве с ведущими средствами массовой информации по освещению избирательной кампании.
В рамках выполнения задач, определённых в меморандумах, особое внимание уделено освещению деятельности избирательных комиссий всех уровней, важным направлениям предвыборных программ политических партий и их кандидатов, доведению до избирателей, широкой общественности важных вопросов политико-правового, социально-экономического развития страны. Будут созданы равные условия доступа к СМИ путём предоставления им одинакового по объёму эфирного времени и печатной площади.
ЦИК провела и проводит совместно с партнёрскими организациями широкую работу по доведению до организаторов выборов и избирателей важности и значимости президентских выборов, Избирательного кодекса, изменений и дополнений, внесённых в избирательное законодательство. За последние шесть месяцев опубликованы сотни статей, бесед, интервью, видеороликов в отечественных и зарубежных СМИ, на официальном веб-сайте ЦИК и в социальных сетях. Организованы беседы с избирателями и организаторами выборов. Такими мероприятиями по выборам уже охвачены миллионы граждан.

Важная новость
При ЦИК начал действовать пресс-центр. В ближайшие дни начнут работу и его региональные отделения. Здесь будут работать специализированные группы из числа опытных журналистов, правоведов, переводчиков, экспертов и других специалистов.
Пресс-центр ЦИК, который работает в здании Дворца симпозиумов, а также его региональные отделения обеспечены средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Для обеспечения журналистов и общественности оперативной информацией будут проводиться брифинги, пресс-конференции, встречи и другие мероприятия. Пресс-центр обеспечит ведение веб-портала Saylov 2021 ЦИК, а также других информационных ресурсов. Разработано и мобильное приложение Saylov2021.uz.

Равные условия и здоровая конкурентная среда
В проведении выборов Президента на основе демократических принципов, открыто и гласно, важно участие миссий международных организаций и зарубежных наблюдателей. В последние годы в Узбекистане значительно возросло их количество и участие по сравнению с предыдущими выборами.
В период избирательной кампании создаются равные условия и здоровая конкурентная среда для всех политических партий и выдвинутых ими кандидатов. За процессом подготовки, проведения выборов, голосованием избирателей будут наблюдать тысячи представителей политических партий, органов самоуправления граждан и сотни международных наблюдателей, журналистов, в том числе международных.
В мае в Узбекистане были эксперты миссии по оценке потребностей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которые положительно оценили предвыборную ситуацию и процесс подготовки, реализованные меры по обеспечению проведения в стране свободных и демократических выборов. Ожидается, что за выборами Президента будет наблюдать около 300 наблюдателей БДИПЧ, в том числе 28 долгосрочных и 250 краткосрочных.
Эти цифры говорят и о повышении заинтересованности мирового сообщества к происходящим в Узбекистане демократическим изменениям, постоянном внимании, уделяемом обеспечению интересов человека, миру и спокойствию в стране.
Процессы модернизации и демократизации в нашей стране приняли необратимый характер, обеспечена открытость и прозрачность во всех сферах государства и общества.
ЦИК и избирательные комиссии всех уровней совместно с соответствующими государственными и общественными организациями, политическими партиями, СМИ примут необходимые меры для проведения выборов Президента Узбекистана, которые состоятся 24 октября на основе национального избирательного законодательства и международных избирательных стандартов, на высоком демократическом уровне.

Зайниддин НИЗАМХОДЖАЕВ,
председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан,
Герой Узбекистана.






Comments are Closed