Main Menu

Экогород Асман (миф или реальность?)

СовременнаЯ цивилизация породила такое явление, как современный город с его инженерно-техническими объектами и инфраструктурой. Существует большое разнообразие городов — от небольших поселений до огромных мегаполисов, созданных в ХХ веке. Сейчас в городах живёт половина населения планеты. Города являются источниками развития цивилизации, и в то же время они стали одними из главных виновников деградации окружающей среды. Общее будущее человечества во многом определяется тем, сможет ли оно преобразовать города так, чтобы они не уничтожили окружающую среду, а стали бы центрами устойчивого развития, и современная цивилизация — естественной частью экосистемы, а не её антиподом.
Экогорода — это города, в которых установлен баланс между социальным благополучием населения, чистой окружающей средой и плодотворным развитием экономики. Поэтому на глобальном форуме «Рио-92» был принят Стратегический план действий — повестка на XXI век. Чуть раньше многие развитые страны начали осуществлять первые шаги по созданию экологических городов. За последние 30 лет создано немало теорий и концепций экологических городов, первые идеи которых прозвучали ещё в ХIХ веке в проекте Эдварда Говарда «Город солнца». Практическая реализация создания экогорода началась в высокоразвитых странах Европы, Азии, Америки. В основном в экологические города реконструируют существующие города небольшие по размерам. Например, в Европейском союзе существуют шесть экогородов — Мальмо (Швеция), Дублин (Ирландия), Таллинн (Эстония), Хиллерод (Дания), Гамбург (Германия) и Аугустенборг (Дания). Гораздо меньше примеров строительства экогорода на свободных территориях. Примером такого амбициозного проекта служит экогород Масдар около Дубая в ОАЭ.
Проект, предложенный ещё в 2006 году, будет стоить $22 миллиарда и займёт примерно 8 лет. Первая фаза строительства начата в 2009 году, завершение планировалось в 2016-м. Однако до сих пор строительство не завершено. Площадь города займёт 6 км2 и будет вмещать в себя 45-50 тысяч жителей и 1 500 компаний, в первую очередь занимающимися научно-исследовательскими разработками, т. е. согласно специализации научного города. В городе будет построен университет науки и техники Masdar (MIST) при сотрудничестве Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology).
Проект стоимостью $22 миллиарда может стать первым городом с нулевым балансом выброса углерода. Основными источниками энергии в городе должны стать ветер, солнце и водородные топливные элементы. Сточные воды будут перерабатываться и затем использоваться в ирригационной системе.
Главные цели при создании экогорода — необходимость обеспечения устойчивой структуры потребления, найти пути, позволяющие обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расходов энергии, сырья и производственных отходов. Для обеспечения этих целей необходима как минимум национальная программа энергосбережения, развития экономики на возобновляемых источниках энергии — солнца, ветра, воды, биомассы. Также необходима стратегия пространственного развития территории области и страны в целом.
Экогород Асман не может существовать изолированно, а должен органично войти в сбалансированную экосистему Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны, для чего необходимо принять серьёзные и крупномасштабные меры по исправлению сложившейся экологической ситуации на Иссык-Куле.
Иссык-Кульская котловина как биосферный резерват имеет свои критерии сохранения и развития, которые, к сожалению, не соблюдаются. В 2008-2009 гг. Иссык-Куль номинировался в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По результатам первого этапа работ эксперты ИКОМОС и ЮНЕСКО подтвердили мировую ценность культурного и природного ландшафта Иссык-Куля и рекомендовали продолжить работу для включения в список мирового наследия дополнительно к статусу биосферного резервата всемирного значения, однако революция 2010 года остановила эти работы.
Разработанный в 2016-2020 гг. проект «Генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны (ИКРЗ) (1-й и 2-й этапы)» наметил основные направления устойчивого развития Иссык-Куля, который с учётом его курортных ресурсов, туристического потенциала и кардинального улучшения экологии должен стать экологическим курортно-туристическим центром мирового уровня. Проект получил одобрение главного научно-проектного института ЦНИИЭП Госстроя России и рекомендации по завершению 3-го этапа — инженерно-транспортной инфраструктуры, которая будет направлена на исправление неблагополучной экологической ситуации курортной зоны в настоящее время.
3-й этап проекта «Генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны (ИКРЗ)» (с учётом открытия финансирования) совпадает с началом крупномасштабной работы по созданию первого экогорода Асмана в Кыргызстане в селе Тору-Айгыр в северном курортном подрайоне Иссык-Кульской котловины. Вопрос срочного финансирования 3-го этапа проекта «Генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны» (ИКРЗ требует безотлагательного решения, т. к. создаваемый экогород Асман должен стать основным объектом в системе пространственного развития курортно-туристической зоны).
Вопросы территориального размещения города, его функционального насыщения, пространственного каркаса, площади, численности населения, технологии энергосберегающей архитектуры и безотходного производства с применением рециклинга и рекуперации, безопасного для экологии транспорта должны решаться в концепции и ТЭО экогорода с учётом предложений министерств и ведомств (издано распоряжение правительства Кыргызской Республики). Наиболее важные вопросы, связанные с экогородом Асманом, это место размещения, численность, решение экосистемы Иссык-Куля, увязка с проектом ИКРЗ. Экогород Асман должен стать органической частью экосистемы Иссык-Куля, т. е. дополнять оздоровляющий подход в использовании биосферной территории.
В связи с этим возникает первый важный вопрос. Село Тору-Айгыр расположено вдоль побережья озера с нетронутым ландшафтом (заросли облепихи, болотистые участки, заросли камыша и т. д.), которые являются естественным природным образованием для самоочищения озера. По этой причине вся северо-восточная и юго-восточная части побережья объявлены биосферной территорией и регулируются Законом Кыргызской Республики «Об особо охраняемых природных территориях» от 3 мая 2011 г. №18 и Положением о биосферной территории «Ысык-Кёль» (постановление правительства КР от 24 января 2000 г. №40). Также на планируемой территории расположены памятники археологии (могильники, петроглифы, руины средневековой бани), которые в соответствии с Законом «Об охране и использовании историко-культурного наследия» должны быть зонированы и учтены при проектировании экогорода. Не учитывать эти природоохранные и историко-культурные объекты — означает нарушение уже существующих систем защиты экологии.
Второй важный вопрос связан с планировкой города. В мире предлагаются разные модели городских систем, каждая по-своему удобная для решения градоэкологических задач. Например, города разделены по признаку «естественная среда — искусственная среда» и представлены в виде:
1. Природного каркаса города.
2. Техногенного каркаса города.
3. Городской ткани.
Природный каркас — это естественная система жизнеобеспечения города, состоящая из озеленённых и водных объектов, других ландшафтных элементов городской территории: парков, скверов, садов, бульваров, водоёмов, рек и т. д.
Техногенный каркас выполняет функции искусственной системы жизнеобеспечения города и состоит из транспортной и инженерной инфраструктур.
Городская ткань включает всю застройку города.
Для удовлетворительного решения градоэкологических задач природный каркас должен формироваться в виде целостной и непрерывной структуры, пронизывающей всё пространство города и выходящей в пригородное окружение. От гармоничного сочетания и устранения противоречий, возникающих между техногенным и природным каркасами, а также увязка с существующим проектным решением объездной магистрали и обводным оросительным каналом Сары-Джаз — Чу проекта ИКРЗ будет в целом зависеть качество городской среды. Эти крупные объекты инфраструктуры не должны пересекать план города по центру, т. к. в проекте районной планировки ИКРЗ они запроектированы как объездные и обводные сооружения. Не форма комуза должна определять план города, а природно-ландшафтная среда и уже запроектированная система районной планировки.
Третий важный вопрос касается численности экогорода и связан с решением основных условий жизнедеятельности города, занятости населения в структуре Иссык-Кульской области, какие виды производства целесообразно разместить в курортном районе, вопросы логистики, транспорта, снабжения водно-энергетическими ресурсами, переработки отходов. В этой связи наиболее подходящей представляется специализация экогорода Асмана по проблемам экологии Иссык-Куля, спасать которую надо не строительством полумиллионного города (что само по себе нереальная цифра), а разумного по размерам экосити (30-40 тыс.), который всецело будет центром и научной базой постепенной экологизации всей Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны. В экогороде можно разместить производство экологической безотходной продукции, научные лаборатории и проектные организации по исследованию вопросов экологии не только Иссык-Куля, но и всего Кыргызстана.
В обосновании и решении всех вышеперечисленных вопросов должны принять участие министерства и ведомства КР: экономики и финансов, Госкомитет по климату и экологии, транспорта и коммуникаций, энергетики и коммуникаций, сельского и водного хозяйства и развития регионов, Госагентство архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, культуры, информации, спорта и молодёжной политики, которые должны изложить своё видение экогорода (место размещения, численность, специализация или занятость населения, источники финансирования, ресурсы и т. д.). На основе общего видения необходима разработка, как сказано выше, концепции и ТЭО самого проекта для реализации начатой в республике идеи создания экогорода на Иссык-Куле. Для этого целесо-
образно привлечение всемирно известных архитектурных компаний, как это делается в Казахстане, Узбекистане и других странах. Актуальная в ХХI тема экогородов во всём мире дискуссируется и реализуется наиболее успешными странами. Экогород Асман может быть реализован в разумных пределах только при условии решения экологических проблем нашей жемчужины — Иссык-Куля, что станет вдвойне престижным для Кыргызстана на пути устойчивого развития.
Д. ИМАНКУЛОВ, заслуженный деятель культуры КР, доктор архитектуры, профессор, академик (МААМ);
К. АБДРАКОВ, заслуженный архитектор КР, профессор МААМ.






Добавить комментарий