Main Menu

Делать добро очень просто

Общественный фонд «Помогать легко» провёл семинар-конференцию для учителей «Заботливых школ» на тему «Психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся на длительном лечении в стационаре». Его участниками стали учителя из Бишкека и Оша, работающие с онкобольными ребятами, представители Министерства образования и науки, Минздрава, руководитель регионального развития проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», кандидат исторических наук Иван Долуев.

Общественный фонд «Помогать легко» образован в 2015 году. Его цель — создать условия для детей с онкологическими заболеваниями по получению достойного и качественного лечения и реабилитации. Фонд объединяет сотни волонтёров, готовых помогать безвозмездно, внося свой неоценимый вклад в развитие филантропии и волонтёрства в Кыргызстане. Фонд оплачивает расходы по обучению докторов и медсестёр за рубежом. В общей сложности приобретено 38 билетов для медиков, экспертов и консультантов. Проведены две международные научно-практические конференции по детской онкогематологии с участием первых лиц государства, международных экспертов. По заявкам врачей приобретается дорогостоящее медицинское оборудование для детского отделения онкологии. На эти цели израсходовано 1 707 500 сомов. Фонд отремонтировал душевые кабины, заменил сантехнику в детском отделении НЦОиГ. Здесь же построил детскую площадку. Систематически организует мероприятия для детей и их родителей «Самый добрый Доктор», «Красивая мама» и др. Открыт кабинет юридической помощи для онкопациентов. Фонд стал инициатором кампании «1 доллар за жизнь» и помог решить вопрос с покупкой новейшего оборудования лучевой терапии для онкобольных пациентов. На адресную помощь он израсходовал 15 500 000 сомов. Всего за шесть лет деятельности фонд оказал помощь на сумму более 21 000 000 сомов.

На конференции собравшиеся рассмотрели основные вопросы деятельности школ и повышения квалификации, ознакомились с новым методическим пособием для педагогов госпитальных школ. Мероприятие организовали таким образом, чтобы учителя «Заботливых школ» Бишкека и Оша смогли оптимизировать свою работу, применяя новейшие формы и методы.
По данным Министерства здравоохранения, в Кыргызстане 27 тысяч граждан страдают онкологическими заболеваниями, из них 18 тыс. женщин и около 2,5 тыс. детей. Нехватка финансирования на лечение — это одна из самых ключевых проблем в борьбе с онкологией, ведущая к росту смертности детей.
Есть ещё одна проблема — реализация права таких детей на доступ к образованию, которое они могли бы получать в условиях стационара. Здесь помощниками государства становятся благотворительные общественные фонды. Один из них ОФ «Помогать легко», который в этом году отметил своё шестилетие.

Но самым главным достижением фонда и частного детского сада «Дино» стал запуск в 2018 году проекта «Госпитальная школа», в рамках которого дети с онкологическими заболеваниями получают школьное и дошкольное образование в стенах больницы. Партнёром в нём выступил российский проект «УчимЗнаем». Министерство образования, ОФ «Помогать легко» и российский Национальный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачёва подписали договор о сотрудничестве в области госпитальной школы для онкобольных детей. Российские партнёры стали основателями новой модели госпитальной школы не только у себя в стране и СНГ, но и в мире. Нигде нет такого комплексного и содержательного подхода к обучению больных детей. Прежде чем допустить педагога к таким ученикам, проводится внутрикорпоративная подготовка, и самый главный урок — научить педагога взаимодействовать с ребёнком и его семьёй. Педагог должен овладеть профессиональными навыками, поскольку традиционное обучение в школах отличается от госпитального обучения — преподавательский состав должен владеть тонкостями коммуникации с больными детьми, дабы поддерживать их психологическое состояние в норме. В России учителя проходят конкурс, чтобы попасть в госпитальную школу. Среди главных требований — профессионально знать свой предмет, самому постоянно учиться, уметь подстроиться под ребёнка. В обычных школах, наоборот, школьники, как правило, подстраиваются под учителя. В госпитальных же школах на первом месте ребёнок и его потребности. Педагогу надо мотивировать ученика, заинтересовать своим предметом, чтобы не слышать в ответ: «Я плохо себя чувствую», «Я не могу учиться, мне нужно пройти процедуры». Желательно проводить уроки в формате мини-шоу, чтобы заинтересовать ребёнка. Ну и, главное, педагогу нужно быть готовым к тяжёлой эмоциональной ситуации, связанной с уходом детей.
Весь этот опыт фонд взял за основу при реализации проекта и привлёк к нему учителей средней школы №60 Бишкека. Они прошли стажировку в России под названием «Тьютор ребёнка, находящегося на длительном лечении». И, что приятно, они вошли в двадцатку лучших учителей среди 320 обучающихся на курсе.

Дома педагогов обеспечили учебниками, и они занялись образованием почти 70 ребят. Позже в проект вошли и ошские учителя-волонтёры, взявшие под опеку 20 онкобольных ребятишек школьного возраста.
Надо отметить, что работать в стационаре не так уж просто. Учителя должны учитывать лечебный протокол, выполнять все требования врачей, знать об основных вопросах, связанных с психолого-педагогическим сопровождением ребёнка. Занятия в основном проходят в больничных палатах. Со временем наши педагоги накопили свой опыт и готовы им поделиться со своими коллегами. Это происходит в рамках семинаров. И как отметил на данном семинаре- конференции её российский участник, руководитель регионального развития проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», кандидат исторических наук Иван Долуев, прогресс у нашей «Заботливой школы» очень высокий. Наши педагоги используют профессиональный язык, говорят от себя, погружены и вовлечены в тему в полном объёме. Они готовят свои материалы для обучения, полноценно занимаются не только предметами, но и познавательной деятельностью, такой как арттерапия, робототехника, конструирование, что наглядно продемонстрировали на семинаре. Они провели практический курс по созданию обучающих мультфильмов, чтобы в дальнейшем заняться этим с больными ребятами. Теперь учителя умеют сами совершать познавательные виртуальные путешествия с детьми, совершенствуя свои знания по истории и географии нашей страны. Провели с семинаристами игры, в которых участвуют дети. К внеурочной деятельности можно отнести разработку сценариев различных праздников (День космонавтики, День матери, День книги).

Россияне в свою очередь поделились наработками о взаимодействии с медицинским персоналом. Но, главное, учителей-волонтёров учат осознанию, что им следует быть близкими к своим особенным ученикам, но при этом сохранять внутреннюю дистанцию. Её отсутствие может стать крупной трагедией из-за ухода ребёнка. Есть случаи, когда учителя становились для детей чуть ли не второй семьёй из-за тесного общения с ними. Они погружались в их проблемы со здоровьем настолько, что не могли работать. Кто-то в итоге прекращал эту деятельность, не справившись с утратой детей.
Ещё один блок вопросов семинара посвятили деятельности госпитальных школ с учётом наработанного опыта и повышения квалификации учителей. В частности, исполнительный директор фонда Елена Перевозникова презентовала методическое пособие для педагогов госпитальных школ, изданное при поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан». Оно включает обзор наработок учителей с больными детьми. Надо отметить, что фонд также приобрёл для госпитальной школы ноутбуки, планшеты, интерактивную доску, канцтовары и провёл интернет в отделение, где лечатся дети.
Присутствующие на семинаре психологи рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются больные дети и их семьи в социуме. По словам кандидата наук, преподавателя КРСУ Нурсулу Эшимбековой, большинству родителей больных онкологией детей не хватает элементарных знаний, столкнувшись с этим заболеванием, они не ведают о его происхождении, заразно это или нет, начинают стесняться меняющейся внешности ребёнка и, как итог, изолируют своё дитя и себя от общества. И этот момент надо учитывать педагогам и психологам, ломать такие стереотипы, помочь семьям не доводить себя до стрессового состояния.
Другая проблема — отсутствие финансов. Как сказано выше, большинство родителей таких детей имеют не- оконченное среднее образование, минимальный процент — среднее и только три процента — высшее. Самостоятельно заработать денег на лечение ребёнка они не в состоянии, остаётся надежда только на государство и благотворительные фонды. Что интересно, при опросе онкобольных детей ребята говорили в первую очередь о поддержке государства, которое они ассоциируют с Президентом.
Алла СЛАЩЁВА.
Фото автора и ОФ «Помогать легко».






Добавить комментарий