Main Menu

Чем так сердце депутата растревожилось?

Редкий законопроект так кропотливо изучался и так глубоко ранил души представителей высшего законодательного органа страны — Жогорку Кенеша. Приступив к рассмотрению инициированных Президентом изменений в избирательные кодексы, парламентарии нервничали и даже требовали исключить вопрос из повестки дня.

Основания к закону о выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша, который сейчас дорабатывается, заложены в новой Конституции. Законопроект направлен на приведение в соответствие отдельных положений Конституционного закона «О выборах Президента и депутатов ЖК» с новой редакцией Конституции, а также предусматривает ряд других редакционных и уточняющих поправок в действующий Конституционный закон.
Бактыбек Турусбеков отметил, что он против того, чтобы закон отправили на доработку. Это может быть воспринято как «саботаж, что мы хотим продлить свои депутатские полномочия». Он предлагает принять документ в первом чтении в концептуальном виде и ко второму чтению добавить предложения депутатов. «Если почитаете в интернете, то увидите, все пишут, что мы специально не принимаем законо-проект, чтобы продлить срок полномочий».
Согласно законодательству, «в случае отклонения проекта закона Жогорку Кенеш может приступить к его повторному рассмотрению не ранее шести месяцев со дня принятия решения об отклонении» (статья 55 Закона «О Регламенте ЖК»). Юрист, бывший депутат Жогорку Кенеша, а ныне зампредседателя ЦИК Тынчтык Шайназаров сказал, что если законопроект не будет принят, то его можно рассмотреть только через 6 месяцев. Экс-депутат подтвердил, что есть юридическая возможность для парламента продлить свои полномочия, если не будет принят проект закона.
Комментируя эмоциональное обсуждение нардепов на пленарном заседании, политолог Денис Бердаков отметил, что законо-проект не идеален, но это гораздо лучше системы, которую мы имеем сейчас.
По его словам, сейчас в Кыргызстане 120-местный Жогорку Кенеш, действует семипроцентная проходная система, а депутаты могут избираться много раз. Все эти факторы в итоге способствуют формированию олигархического, безответственного парламента, где нет императивного мандата и избиратели не могут отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. Кроме этого, отдав свои голоса за партийный список в целом, избиратели после выборов с возмущением отмечают изменения и рокировки в реестре (что, кстати, и произошло после недавних выборов, в частности, в Бишкекский горкенеш. — Прим. ред.). В результате в выигрыше оказываются только боссы политорганизаций.
Не секрет, что на одного депутата из бюджета тратят в 170 раз больше, чем на медика. И политолог считает, что количество депутатов надо снижать, это слишком неоправданные расходы. «Многие говорят, что 120 сложнее подкупить, чем 90. Да, кого-то можно подкупить, но это меньшинство, которое ничего не решает. А издержки на содержание депутатского корпуса просто огромные. Поэтому 90 депутатов вполне хватает», — сказал Денис Бердаков.
Он также отметил как положительное предложение о том, что депутаты не смогут больше избираться на два срока. «Депутат не профессия, депутат — это такая ситуативная роль представительства интересов той или иной профессиональной, этнической, политической, региональной или иной группы. А у нас кресло депутата превратили едва ли не в трон, на который никто не должен посягать. Так не должно быть. Одного срока вполне достаточно для того, чтобы депутат мог защищать интересы своих избирателей», — полагает эксперт.
Хорошим решением он считает и то, что теперь в Жогорку Кенеше будет 35 одномандатников и 55 нардепов, представленных от партий. «Мы не готовы перейти полностью на одномандатную систему. Это такая переходная система примерно на 5-15 лет, которую нам нужно освоить. Но вот эти 35 депутатов, можно сказать, кадровый запас власти. Потому что для победы нужно избираться в округе, где от 85 до 115 тысяч избирателей. К примеру, от Таласской области будут один-два депутата. Понятно, что у них только один срок, и их задача — установить хорошие взаимоотношения с электоратом, наладить представительство своих избирателей через парламент, защищать их интересы, в том числе перед правительством. В общем, если они хорошо будут справляться, то, скорее всего, потом могут пойти на государственную службу, в полномочное представительство Кабмина. Это хороший опыт, он позволит вырастить очень сильных региональных лидеров, которые будут соблюдать региональный и другие виды баланса в самом парламенте. Чтобы они не застаивались, один срок — это превосходно», — считает Денис Бердаков.
По мнению эксперта, для 55 остальных членов партий будет трёхпроцентный барьер вместо семипроцентного. Это также даёт возможность политобъединениям избавиться от «кошельков».
«В партиях есть лидер, несколько медийных лиц, которые тащат партию. А есть «кошельки». При трёхпроцентной системе у нас, скорее всего, будет много мелких партий, так как, чтобы пройти, нужно будет лишь 55-60 тысяч голосов. Условно, чтобы трём кандидатам пройти, каждому нужно набрать по 15-17 тысяч голосов. Соответственно, партии, на мой взгляд, уменьшатся, но там будут формироваться айыльные лидеры. Потому что олигархов, у которых есть деньги, но нет поддержки в обществе, не имеет смысла брать пятыми-шестыми-седьмыми в партийный список. Думаю, произойдёт дробление этих групп и более активные в медиа люди смогут пройти. То есть у тех, кто раньше просто не мог преодолеть семипроцентный барьер, потому что у них есть определённый электорат, но нет денег, теперь появится шанс. Поэтому трёхпроцентный барьер и 55 мест — это хорошая система, которая приведёт к расцвету именно маленьких, идейных партий самого различного толка», — резюмирует политолог.
Вот ещё некоторые положения, включённые в законопроект о выборах.
Кандидаты, являющиеся политическими служащими (за исключением депутата ЖК или Президента, депутата местного кенеша), руководителями государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30% и их подразделений, прекращают исполнение должностных или служебных полномочий с момента выдвижения на выборах в ЖК (статья 21).
Законопроект предлагает считать злоупотреблением административным ресурсом привлечение работников учреждений и организаций, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, работников территориального общественного само-управления к осуществлению деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, а также проведение сбора подписей, предвыборной агитации работниками территориального общественного самоуправления. Кроме того, работникам территориального общественного самоуправления запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (статьи 211 и 22).
Избирательный залог, внесённый политической партией, чьё избрание признано недействительным, не возвращается и подлежит зачёту в бюджет (статья 41).
Для регистрации списка кандидатов в депутаты ЖК в Центральную избирательную комиссию дополнительно предоставляются: сведения кандидата и его близких родственников о доходах, расходах, обязательствах и имуществе по форме, утверждённой ЦИК, либо копия декларации о доходах, расходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности, за предыдущий год до назначения выборов депутатов ЖК (часть 1 п. 4 статьи 61).
Законопроектом предусматривается отмена регистрации кандидата в случае осуществления благотворительной деятельности кандидатами, их близкими родственниками, супругой, представителями кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов (статья 46).
Для обеспечения финансовой прозрачности в Конституционный закон предлагается внести изменения, предполагающие более точную регламентацию финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. В частности, предлагается разделить полномочия уполномоченного представителя по выборам и уполномоченного представителя по финансовым вопросам, определить, что кандидат либо политическая партия вправе открыть только один специальный счёт своего избирательного фонда, усилить требования к финансовой отчётности и др.
Исключается норма о том, что уполномоченные представители, доверенные лица, наблюдатели, представители кандидатов, политических партий в избирательных комиссиях вправе осуществлять свои полномочия, выполнять работы и услуги, прямо или косвенно связанные с выборами, на безвозмездной основе (часть 10 статьи 41).
День голосования на выборах в Жогорку Кенеш с первого воскресенья меняется на последнее воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который избран парламент действующего созыва. Таким образом, выборы в ЖК состоятся 31 октября.
P.S. В среду депутаты встретились с Президентом Садыром Жапаровым. Как рассказал депутат Марлен Маматалиев, речь шла о новой редакции Закона «О выборах депутатов Жогорку Кенеша». Глава государства интересовался позицией народных избранников, что их не устраивает в предложенном варианте, по каким причинам.
«На встрече присутствовало не более 60 моих коллег. Хотя, насколько мне известно, приглашали всех. Президент спрашивал, почему в прошлый раз, когда рассматривали этот документ, многие не пришли. Будет ли завтра необходимое для принятия закона число депутатов, тоже неизвестно. Многие не согласны с рассматриваемыми поправками и заявили об этом. Но тут несогласная сторона — ЦИК. Её председатель Нуржан Шайлдабекова заявила, что это невозможно по техническим причинам, Центризбирком к этому не подготовлен. Естественно, с ней стали спорить. Многие мои коллеги обвинили её в том, что она своей непримиримой позицией всех подставляет», — сказал Марлен Маматалиев.
В частности, не устраивает введение одномандатных округов. Говорилось, что эта часть не доработана, в ней много пробелов и, главное, закрытые партийные списки. Депутаты требуют преференциального голосования. Он добавил, что сейчас сложно говорить, как завтра пройдёт голосование, изменят ли нардепы своё мнение и придут ли вообще на заседание (??? — Прим. редакции).
По материалам республиканских СМИ.
Подготовила Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий