Main Menu

Плохой человек, хоть и учитель

Наконец-то слово взял посол Турции в Кыргызстане Ахмед Садык Доган. А до этого по поводу пропавшего Инанды всё отмалчивался. В vb.kg его разговорили.

— Мы требовали экстрадиции Орхана Инанды в Турцию ещё три года назад. Он обвинялся в создании и руководстве вооружённой террористической организацией. Мы сообщили властям Кыргызстана ещё в то время, что он был гражданином Турции. Я удивлён тому, что сейчас происходит.
— А допускается ли двойное гражданство? Ведь родственники и сторонники Инанды заявляют, что он был гражданином Кыргызстана.
— Согласно закону о турецком гражданстве, возможно получение нескольких гражданств. Вам не нужно декларировать, когда вы получаете гражданство другой страны. Инанды не сообщил Турции, что является гражданином Кыргызстана, и Кыргызстану, что он сохранил своё турецкое гражданство…
Он был задержан в результате операции, проведённой за рубежом национальной разведкой Турецкой Республики, и передан правосудию Турции. На мой взгляд, «похищение» — неправильное слово. Правильно — задержать и передать правосудию. При этом суверенитет Кыргызстана не был нарушен. Если бы 251 ваш гражданин погиб в результате террористического акта в Кыргызстане, вы бы хотели привезти в свою страну человека, разыскиваемого за то, что он был членом организации, которая это сделала, и предать суду, не так ли?
Да, мы бы хотели, господин посол! У нас в международном розыске зять первого президента Адиль Тойгонбаев, проживающий в Казахстане. Мы бы хотели, чтобы Москва экстрадировала самого Аскара Акаева за его преступления в бытность президентом. Хотели бы видеть здесь и Бакиевых — Курманбека и Джаныша, осуждённых заочно, а сейчас проживающих в Беларуси. А также сына бывшего президента Максима Бакиева, который ныне в Лондоне. А также Сапара Исакова из Франции, Шадиева из США и других подозреваемых.
Но нашим властям и в голову не приходит похищать или, как вам нравится слово, «задерживать» их на территории суверенного государства, доставлять в Кыргызстан и предавать правосудию.
Вы, господин посол, говорите о 250 погибших ваших гражданах. У нас — сотни, если иметь в виду конфликт на юге в 1991 году, затем там же в 2010-м, а также погибших в результате нескольких революций. То есть возмездие должно быть как минимум адекватным. Но неадекватно — красть, (похищать, задерживать) и увозить гражданина Инанды в Турцию. Тем более, как выясняется теперь, не спецслужбы Турции его похитили, а, предположительно, лица кыргызской национальности, то есть местные.
Но это же, господин посол, скандал. Так что зря удивляетесь тому, что сейчас у нас происходит. Люди возмущены, унижены, оскорблены тем, что раз не получилось истребовать его официально три года назад, так сейчас взяли и похитили.
— Инанды работал в Средней Азии, — говорит посол в интервью, — обманывая простых людей и используя их средства для грязных целей. Орхан Инанды злоупотребил репутацией турецкого государства, работая на террористическую организацию сначала под видом учителя, затем под шляпой руководителя образовательных учреждений. Точно так же Инанды осуществлял деятельность в Кыргызстане, используя имя Турции. С виду учитель, президент образовательной сети «Сапат», внутри — плохой человек. Для нас он член террористической организации. Для КР Орхан Инанды не представляет опасности. А ведь образовательные учреждения служат для легитимации террористической организации. Во-вторых, учебные заведения и созданные ими коммерческие компании, такие как торговый дом «Вефа», осуществляют финансирование террористической организации. Люди этого не знают, и у них нет возможности узнать внутренней сущности организации…
А автору этих строк вспоминаются недавние наезды политических представителей некоторых стран СНГ на филантропа и миллиардера Джорджа Сороса: влияет, внушает, вовлекает, развращает. Разве что не ест младенцев. А он ведь, по большому счёту, образовывает мир. Да, кому-то мешает, кого-то разоблачает. Но где все эти его ярые оппоненты и злобные хулители? А Сорос здравствует в свои 90 лет и всех их переживёт.
За 20 лет — 15 тысяч выпускников кыргызско-турецкой образовательной сети лицеев «Сапат». Их что, тоже включить в пособники терроризма? Но, как заметил один из бывших президентов, если 3,5 тысячи выпускников — террористы, то при таком утверждении надо идти к доктору. Меняющаяся конъюнктура политического рынка в той или иной стране не должна влиять на нашу образовательную систему и расшатывать её. Это всё равно, что запретить дипломы, полученные при СССР, раз он распался.
Мы, безусловно, не вправе влиять на ситуацию в Турции. Но приведём цифры из тамошних СМИ. За пять лет после попытки госпереворота судебные инстанции страны огласили приговоры по 288 процессам в отношении участников тех событий. Органы прокуратуры Турции возбудили более 100 тысяч дел на членов ФЕТО. К тюремному заключению приговорены
4 800 человек, 3 тысячи из которых получили пожизненный срок. А ещё была информация, что тысячи преподавателей, научных сотрудников, военных были уволены с работы.
По мнению политолога Эмиля Каниметова, высказанному на одном из сайтов, «теперь, когда Президент Турции Эрдоган фактически признал, что Орхана Инанды вывезли из нашей страны, кыргызская сторона будет вынуждена действовать в рамках законодательной бызы международных отношений. Де-юре не должно быть никаких проколов».
Геннадий КУЗЬМИН.
Р. S. Как стало известно, задержан бывший ответственный секретарь комиссии по вопросам гражданства при Президенте Эрнист Апилов. Следственная группа ГУВД Бишкека начала досудебное производство по статье «Коррупция» УК. Дело возбуждено по факту незаконного продоставления гражданства КР гражданам Турции. По этой же статье проходят Фарид Ниязов и Алмазбек Атамбаев.






Добавить комментарий