Земное время Казата Акматова
Секретарь сельсовета иссык-кульского села Темировка Турсунаалы Жангазиев, уходя на фронт Великой Отечественной войны, наказал супруге Шарий (матери троих детей и носящей под сердцем ещё одного ребёнка): если родится мальчик, дать ему имя Казат. После нескольких месяцев военного времени на мужа пришла похоронка, Шарий осталась одна с четырьмя детьми, одним из которых был полуторамесячный младенец Казат. Женщина была вынуждена определить детей по родичам, чтобы они не погибли от голода. Так младенец Казат попал в дом младшей сестры своей матери Бурулкан, которая жила в соседнем селе Бостери. Через какое-то время уже муж Бурулкан Акмат, также уходя на фронт, завещал жене, которая уже родила ему двоих дочерей, дабы его род не прервался, взять на воспитание малыша и назвать его Казатом. Вот так в семейном предании говорится об истории имени Казата Акматова, впоследствии народного писателя Кыргызстана, наследника и продолжателя рода двух не вернувшихся со страшной войны отцов — родного и приёмного.
В 1958 году, окончив среднюю школу, Казат поступил во Фрунзенский политех, однако спустя несколько месяцев был из вуза отчислен с формулировкой «нарушение общественной дисциплины», за которой кроется драка с другими студентами за комнату в общежитии. Время тогда было суровое, и институт ему пришлось покинуть, но с правом вернуться туда после годичной отработки на производстве, разумеется, с получением при этом хорошей характеристики с места работы. Парень устроился на Иссык-Кульский конезавод, которым руководил тогда его легендарный директор Леонид Рапопорт (помните знаменитую аллею на северном берегу озера, названную его именем). Работая там шофёром, Казат пытливо слушал рассказы его старожилов и сотрудников о событиях, связанных с рождением и становлением предприятия. Он записывал основные вехи истории конезавода, что впоследствии помогло ему положить их в основу его популярного романа «Мезгил» («Время земное»). Казат также пытается написать несколько рассказов и статей о людях, работающих рядом с ним. Такая активная позиция молодого творческого человека не могла остаться без внимания директора завода Рапопорта и редактора местной газеты, и парню даётся положительная характеристика. Казат поступает в вуз в 1960 году, но уже в КНУ на факультет журналистики.
Учёба даётся молодому человеку легко. Казат — активный по характеру, с хорошими лидерскими качествами, коммуникабельный и креативный становится на факультете центром притяжения для сокурсников. Его задумки и предложения носят неординарный характер. В 1964 году, уже накануне окончания вуза, к студентам факультета приезжает секретарь Иссык-Кульского райкома партии А. Мамыркалиев, чтобы отобрать наиболее активных и перспективных выпускников, владеющих кыргызским и русским языками, для работы в комсомольских органах района. В числе попавших в зону его внимания был и Казат. Он переводится на заочное отделение и трудится в райкоме комсомола, где через год, в 1967-м, его уже избирают первым секретарём. За время этой трудовой деятельности Акматов заканчивает курсы при ЦК ВЛКСМ в Москве и завершает учёбу в КНУ, получив диплом журналиста. С молодых лет остро реагирующий на любую несправедливость, прямой и смелый парень говорит в лицо о тех недостатках в работе партийных и советских органов, которые замечает. Руководство решает направить его на службу в Советскую армию. Казат попадает в знаменитый гарнизон в казахстанском Отаре, где руководит армейской газетой. Здесь он впервые публикует свою повесть «Юнец» и, завершив службу в 1972 году, стоит перед выбором: куда идти дальше, снова трудиться в партийных и комсомольских органах или заняться творчеством?
Здесь с ним вдруг пересекаются так называемые люди в штатском, которые предлагают сразу квартиру, очередное воинское звание и работу на госбезопасность страны. Однако молодой литератор свой выбор сделал, Казат целиком погружается в литературный труд. Он работает старшим редактором в республиканском издательстве «Кыргызстан», где трудится до 1974 года и, став заместителем главного редактора, вступает в члены Союза писателей. Его приглашают в ЦК компартии Киргизии, и Акматов работает в партийных органах до 1983-го, пройдя путь от инструктора отдела до заведующего сектором культуры и заместителя заведующего отделом. В 1978 году его повесть «Две строки жизни» получает Всесоюзную комсомольскую премию имени Н. Островского. А в 1981-м его нашумевший роман «Мезгил», который получил весьма лестные отзывы классиков отечественной литературы
Т. Сыдыкбекова, Ч. Айтматова и Ж. Мавлянова, и поразивший их и многочисленных читателей своей новизной, остротой взгляда на проблему и смелостью авторской мысли, выдвигается на Государственную премию имени Токтогула. Однако у партийного руководства страны он получает несколько иную оценку. Смелость автора им претит, а новизна писательской мысли не укладывается в их повседневную серую схему жизни.
Наша газета тогда опубликовала отрывок из романа, и уже через пару дней последовал звонок редактору В. Лукьященко с просьбой дать критическую рецензию на него. Виктор Григорьевич позвал нас, сотрудников отдела литературы и искусства, и сказал: «Акматов — парень творческий, я с ним работал в ЦК, но он прямой и смелый, из-за чего и попал в опалу. Найдите честного и толкового рецензента». Мы обратились к авторитетному и уважаемому критику Кенешбеку Асаналиеву, который часто выступал в нашей газете с материалами по проблемам национальной литературы, с просьбой написать рецензию на роман «Мезгил». Он согласился и написал обстоятельную и взвешенную статью, где похвалил произведение К. Акматова. После её выхода звонков сверху нам не последовало, однако на госпремию писателя так и не номинировали. После возвращения Акматова из поездки в составе группы советских писателей на Цейлон мы с ним сделали интервью, писатель провёл интересное сравнение с героями айтматовских «Ранних журавлей», которым о Цейлоне рассказывает их учитель и сравнивает остров с капелькой воды. Это интервью по неизвестным мне причинам так почему-то и не было опубликовано в газете, правда, редактор у неё уже был другой.
Вернувшись на творческую стезю с 1983-го и по 1986 год, Акматов разочаровывается в коммунистической идеологии. Работая в Госкомитете по телевидению и радио старшим редактором, серьёзно задумывается о государственном устройстве страны. Именно в это время им создаются первичные ячейки как зачатки различных обществ, движений, партий за независимость республики. Вся эта работа сочетается с написанием литературных статей, книг, сценариев театральных постановок с остротой поставленных в них проблем и тематической новизной. В 1986 году на 8-м съезде писателей КР К. Акматова избирают секретарём Союза, а на очередном съезде Союза писателей СССР в 1987-м — членом правления СП СССР. В 1988 году К. Акматов избирается депутатом Верховного Совета СССР, а в 1990-м он становится депутатом легендарного парламента КР. Затем становится одним из создателей ДДК (Демократическое движение Кыргызстана), которое объединяет в своих рядах представителей различных демократических сил, впоследствии ставших партиями СДПК, «Ата Мекен», «Эрк» и др. Также с 1999 года писатель является членом Президентского совета КР, создаёт и возглавляет Национальную комиссию по кыргызскому языку. В 2000 году открывается первый в истории Курултай кыргызов мира, его работой руководит также К. Акматов. В тот же год происходит Конституционная реформа всех ветвей власти КР, и во главе этой большой работы также стоит народный писатель.
В 2004 году К. Акматов, не согласный с политикой президента А. Акаева, начинает критиковать её и уходит со всех постов, прекратив, таким образом, свою активную государственную деятельность. Он с головой окунается в общественную работу и творчество. Из-под его талантливого пера выходят такие произведения, как «Вой», «Архат», «Мунабия», «Тринадцать шагов Эрики Клаус», «Шахидка», «Горькая правда, слово истины». Его книги переведены на десятки языков мира и включены в программы изучения во многих странах. По ним поставлен ряд интересных спектаклей в театрах России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Его замечательный мировоззренческий роман «Архат» удостоен госпремии имени Токтогула, а в 2009 году он признан бестселлером года. Он издан и переведён в Москве, а в 2011-м презентован на Всемирном конгрессе студентов с участием Далай Ламы. Повесть «Мунабия» удостоена российской премии имени
М. Ломоносова с вручением ордена его имени. Автор становится лауреатом международной премии «Руханият», российской премии «За развитие культурных отношений», премии Национальной книжной палаты Казахстана «За вклад в культуру». Почти все названные книги были изданы крупнейшим издательством Англии в Лондоне в начале 2000-х годов.
В этом году литературная и научная общественность республики широко отметила 80-летие Казата Акматова. Он покинул земные пределы в 2015 году. Состоялась презентация его книги о Ч. Айтматове «Горькая правда, слово истины», куда вошли авторские рассказы о событиях, связанных с великим классиком современной словесности и нашим выдающимся земляком, ранее не упоминавшимися в печати. Работу над этой книгой вела и завершила наш давний автор, поэт и публицист Чолпон Субакожоева, которая брала интервью у К. Акматова и собрала их воедино в целое издание. Состоялся также целый ряд научно-практических форумов, где принимали участие близкие писателя, его супруга Бактыгуль Султангазиева и сын Азим Акматов. На конференции в КНУ имени
Ж. Баласагына участие приняли Мухтар Шаханов (Казахстан), Жаныл Жедиржан (Франция), Женишгуль Хилхачиева (Москва) и Тынчтыкбек Чоротегин (Прага). Презентацию книги «Горькая правда, слово истины» провела НАН Кыргызстана. Конференции к знаковой дате провели все региональные университеты Кыргызстана. В театре Баткена поставили спектакль по произведению К. Акматова «Священный очаг», а в театре имени Барпы в Джалал-Абаде осуществили постановку о детских годах народного писателя КР.
Последний раз мы виделись с ним незадолго до его кончины на вечере памяти дочери писателя, студентки КРСУ Мунабии, чья жизнь трагически оборвалась. Он проходил в большом конференц-зале университета, где собрались родные девушки во главе с К. Акматовым. В зале аншлаг, был, наверное, какой-то сценарий мероприятия, но педагоги и студенты как-то интуитивно выбрали очень точное человеческое настроение и провели вечер памяти в тональности, о которой классик русской поэзии сказал так: «Печаль моя светла». Сокурсники и друзья Мунабии говорили о ней искренне, тепло, вдохновенно, уходя от упоминания девушки в прошедшем времени. Где-то в середине вечера Казат Акматович вдруг встал и сказал, что его срочно вызывают куда-то наверх, но он обязательно вернётся. Возможно, что такой вызов и был, но всё-таки, нам кажется, что просто сильно защемило отцовское сердце, поскольку писатели, как мы знаем, живут по законам эмоционального кровообращения, и выдержать всю печаль памятного события отец не мог, нужна была физическая пауза. Потом он вернулся и благодарил всех, кто сказал о Мунабии светлые слова или просто не смог не прийти, чтобы побыть в такие трудные минуты рядом с родными, потерявшими любимую дочь.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото из интернета.
Related News

В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
И много-много радости детишкам принесли…
В преддверии Нового года Детский фонд совместно с Городским центром творчества школьников «Кыргызстан балдары» приRead More