Main Menu

Коалиция распалась. Власть осталась

Ей — доказывать свою состоятельность

Визитная карточка

Закир Чотаев окончил Анкарский  университет и Кыргызскую государственную юридическую академию. Имеет степень PhD (доктор философии).
Проходил стажировки в университетах Индиана и Джорджа Вашингтона в США. Специализируется в сферах политологии, права и международных отношений.
С 2005 года активно исследует вопросы политического развития Кыргызстана, является автором около двадцати научных работ.
Работает на кафедре международных отношений Кыргызско-Турецкого университета «Манас». Заместитель директора Центра исследований Центральной Азии в этом же вузе.

— Закир, сколько бы сказка ни сказывалась, а конец все равно будет. Вам не представляется очевидным, что происходящие сегодня в Кыргызстане события (развал очередной коалиции, отставка правительства) можно было предполагать еще в 2010-м, по итогам парламентских выборов?
— Такое развитие событий действительно было очевидным, но ожидалось чуть позже — осенью нынешнего года. Развязку подстегнуло противоборство партий «Республика» и «Ата Мекен», развернувшееся в процессе функционирования кабинета  Омурбека Бабанова. Различные претензии непосредственно к премьер-министру высказывались и представителями фракций «Ата-Журт» и «Ар-Намыс». Процесс усугубился личной неприязнью политических лидеров.

— Два года парламентской  формы правления в исполнении Кыргызстана не разочаровали  вас как политолога и гражданина этой  страны? Или есть еще основания питать оптимистичные надежды, что все у нас еще переменится к лучшему?
— Полагаю, Алмазбек Атамбаев, будучи избранным  Президентом и  поддержав кандидатуру лидера партии «Республика» в качестве премьер-министра, скорее всего, ожидал подобного хода событий. А именно: рано или поздно коалиционное правительство во главе с Омурбеком Бабановым, проделав определенную работу, вызовет негативную реакцию и уйдет в отставку в  связи с существующей политической, экономической и социальной обстановкой в стране и в силу действующего политического противоборства в Жогорку Кенеше.  И тогда откроется путь к формированию коалиционного правительства во главе с фракцией СДПК. Возможно, новый кабинет министров  учтет ошибки и недостатки предыдущего  и будет более долгосрочным.

—  Как вы думаете, куда мы вообще идем?
— Сегодня многие задаются различными вопросами. Насколько прочно и стабильно существование коалиционного правительства при парламентской форме правления в Кыргызстане? Как часто мы будем наблюдать  процесс формирования и развала коалиции и как это скажется на политической стабильности в стране?
Общеизвестно, что после принятия в 2010 году новой Конституции  и установления парламентской республики формирование и функционирование исполнительной власти стали продуктом коалиционного соглашения между политическими силами, прошедшими в Жогорку Кенеш, — парламентскими фракциями. Таков основной принцип парламентаризма, при котором высший законодательный орган является основным органом консолидации политической власти в стране. Но не надо забывать, что наша страна имеет парламентско-президентскую, или смешанную, форму правления, при которой президент получает  достаточно серьезные полномочия. Он контролирует и координирует силовые структуры, а также является своего рода «арбитром» в политическом процессе.

«Вряд ли депутаты захотят досрочно распустить себя в силу каких-то политических амбиций, которые могут навсегда отстранить их от власти.

Я бы советовал не  паниковать: в рамках данной системы управления государством смена коалиционного правительства и изменение структуры исполнительной власти — вполне закономерное развитие событий при сегодняшнем раскладе политических сил в парламенте. Президент как глава государства в силу своих полномочий координирует и по возможности направляет этот процесс. Обнадеживает, что, подписав 27 августа  Указ о создании новой парламентской коалиции большинства и передав право формирования правительства фракции СДПК, он предусмотрел необходимость «обеспечить преемственность и последовательность в функционировании системы органов исполнительной власти».
Многие политики тоже высказываются о необходимости сохранить основной курс и оставить на своих постах некоторых действующих членов правительства для эффективного продолжения начатых реформ. Справедливости ради надо признать: кабинет Бабанова, несмотря на многие негативные оценки, существующие недостатки и проблемы, сдвинул с места процесс реформирования и функционирования исполнительной власти.

— Сразу после  Указа Президента начались переговоры о формировании новой коалиции. Высказывается мнение о  «техническом правительстве»,  сформированном из профессионалов и  независимом по отношению к политическим силам. Это возможно?
— Думаю, что маловероятно. Быть независимым в условиях, когда на тебя давят политические силы и при этом несешь ответственность перед депутатами, весьма проблематично. Да и по логике парламентской формы правления правительство — политический орган, который должен иметь политически ответственного за функционирование исполнительной власти премьер-министра и подотчетных ему членов правительства, избранных и поддерживаемых коалиционным большинством.

—  Как ни крути, мы имеем дело все с теми же пятью партиями, выигравшими выборы. Как написали в одном из СМИ в преддверии распада коалиции, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. И все же,  какая расстановка сил в Жогорку Кенеше была бы, на ваш взгляд, наиболее благоприятной для государства?
— Прогнозировать, наверное, уже нет смысла, поскольку все пять парламентских фракций  изъявили желание войти в коалицию. Правда, каждая на своих условиях. «Ар-Намыс» заявляет о необходимости сильного и ответственного премьер-министра, «Ата Мекен» — об авторитетном и компетентном главе правительства, о ротации силовых и фискальных структур, «Республика» — о сохранении 80% состава нынешнего правительства. Каким будет общий знаменатель, к которому они придут, — пока неизвестно.

Я бы советовал не  паниковать: в условиях парламентаризма смена коалиционного правительства и изменение структуры исполнительной власти — вполне закономерное развитие событий при сегодняшнем раскладе политических сил в Жогорку Кенеше. Главное — сохранить основной курс правительства, которое худо-бедно сдвинуло с места процесс реформ.

 

В целом большинство политических фракций и, как было сказано выше, Президент склоняются к мысли о преемственности и продолжении положительных тенденций деятельности предшествующего кабинета министров. В связи с этим напрашивается вывод, что состав, структура и курс нового правительства сильно не изменятся. Произойдут лишь кадровые перестановки. Придут другой глава правительства и несколько новых министров  в зависимости от участников парламентской коалиции.
Периодические смещения премьер-министра и изменения в составе правительства наблюдались и при правлении  А. Акаева и К. Бакиева.  Однако сегодня, повторюсь, особо важным является вопрос преемственности  основного политического курса правительства. Он не должен сильно отличаться от предыдущего уже  в силу того, что участники нового коалиционного большинства кардинально не меняются до проведения новых выборов в Жогорку Кенеш. Вряд ли депутаты захотят досрочно распустить себя в силу каких-то политических амбиций, которые могут навсегда отстранить их от власти. Безусловно, надо также учитывать намерение и желание политических лидеров обеспечить политическую стабильность и развитие в стране, оставив в стороне свои политические амбиции и поддержав долгосрочное функционирование исполнительной власти в рамках коалиционного соглашения. Будем надеяться, что политический разум и желание депутатов работать на благо страны все-таки восторжествуют.

— Спасибо за интервью.

Кифаят АСКЕРОВА.

 






Добавить комментарий