Main Menu

Инновации — залог развития топливной энергетики

Наша газета писала о заседании круглого стола в НАН страны по развитию топливной энергетики Кыргызстана. Большое общественное внимание привлекло выступление доктора технических наук А. Асанова, профессора Кыргызского госуниверситета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов, который привёл в нём веские аргументы по развитию топливной энергетики и промышленности КР. Сегодня мы подробно знакомим читателей с компетентным мнением учёного.

Профессор считает, что сейчас экономика страны нуждается в крупных мегапроектах и промышленных производствах. Однако при этом уровень состояния энергетики является определяющим фактором успешного экономического развития любой страны, и Кыргызстан здесь не исключение. Система отечественного энергообеспечения основывается по большей части на использовании гидроресурсов и невозобновляемых энергоносителей (уран, нефть, газ и уголь). Кыргызстан располагает следующими запасами: нефти — 13 226 тысяч тонн, газа — 6 348 млн. кубометров и угля — 1 376 млн. тонн. Отсюда следует, что бедная на нефть и газ наша республика располагает большими водными ресурсами и запасами угля. Приводимые данные по характеру применения топливных энергоресурсов в мире свидетельствуют о том, что уголь ещё десятки лет будет остро востребован для энергетических целей. И сегодня руководство Министерства энергетики и промышленности КР стало понимать целесообразность развития угольной энергетики в нынешних предкризисных условиях.
Далее А. Асанов обратил внимание на то, что, согласно прогнозным планам газификации КР компании «Газпром-Кыргызстан» к 2030 году, потребности областей и города Бишкека в природном газе (в процентах) будут следующими: Бишкек — 74%, Ошская область — 52%, Баткенская — 64%, Джалал-Абадская — 47%, Иссык-Кульская — 67%, Нарынская — 38%, Таласская — 42%. Чуйская — 64%. Прогноз свидетельствует, что, несмотря на предстоящую газификацию регионов, охват таких областей, как Нарынская, Таласская и Джалал-Абадская, не превысит 50%. Таким образом, можно констатировать, что основным энергоносителем для получения тепла и электроэнергии в ближайшей перспективе будет оставаться уголь. Общая протяжённость газопровода Кыргызстан — Китай составит 215 километров, его проектная пропускная способность достигнет 30 млрд. кубометров в год, общий объём инвестиций составит $1,4 млрд., а за время строительства и эксплуатации газопровода (35 лет) нашей республике будет выплачено свыше $2 млрд.
Учёный также коснулся проблем водной генерации электроэнергии в стране. Её производство в КР осуществляют 7 гидроэлектростанций, 2 ТЭЦ национального значения и 11 малых ГЭС с различной формой собственности. Выработка же остальной электроэнергии осуществляется малыми ГЭС, ТЭЦ Бишкека и ТЭС Оша (на газе и мазуте). Общая установленная мощность электрогенерирующих субъектов составляет 3 784 МВт, располагаемая мощность — 3 315 МВт. Гидроэнергетика, как считает профессор, это одновременно и сильная, и слабая сторона оте-чественной энергетики. Сильная, потому что она не загрязняет окружающую среду и стоимость электроэнергии существенно ниже других ВИЭ. Слабая, потому что имелись первоначальные высокие затраты и длительный срок окупаемости. При строительстве плотинных ГЭС наносится огромный вред окружающей среде из-за затопления больших площадей, в отдельных случаях с огромными залежами полезных ископаемых, а также то, что в годы маловодья мы нуждаемся в поддержке от других, более затратных источников энергии. И всё же, несмотря на слабые стороны, гидроэнергетика является магистральным путём развития энергетических мощностей в будущем. Поэтому сегодня её развитию уделяется основное внимание.
Затронут и вопрос эффективной работы ТЭС и котельных. Энергоёмкость экономики КР, по данным Всемирного банка, в 1,8 раза выше среднемирового показателя, в 2,3 раза выше, чем в Евросоюзе. Использование одного килограмма условного топлива даёт нашей экономике всего $5,1 в ВВП, тогда как в среднем по миру этот показатель выше в 2,2 раза. Всё это свидетельствует о целесообразности наращивания объёма добываемого угля и его переработки для энергетики, металлургии, строительства ТЭС и объектов КЖХ. Эффективная работа ТЭС и котельных также связана с целым рядом накопившихся проблем. Это низкие энергетическая и экологическая эффективность работы теплотехнического оборудования, полное отсутствие автоматизации, низкая квалификация персонала, традиционное сжигание низкокачественного топлива, отсутствие или недостаточная эффективность систем золо- улавливания и рядом других. В результате существующие технологические системы работают с большим перерасходом топлива и энергии, чрезмерно загрязняют окружающую среду, не обеспечивают требуемых показателей надёжности и уровней комфортности.
Прозвучала в выступлении А. Асанова и тема современных ТЭС, работающих на угле и продуктах его переработки. Ведущие страны мира (Китай, США, Корея), которые используют для выработки энергии уголь, сегодня демонстрируют признаки повсеместного внедрения чистых технологий использования угля для своих новых электростанций. Китай сейчас ограничивает разрешение на строительство пылеугольных блоков, расход условного топлива у которых выше, чем 300 граммов на выработанный кВт/час электроэнергии. В США компания Missisippi Pover объявила, что произвела первую выработку электроэнергии на новой суперсовременной тепловой электростанции, используя чистый синтетический газ. В Южной Корее введена новая сверхсовременная угольная электростанция. Её энергоблоки работают на сверхкритических параметрах с прямоточными котлами, КПД энергоблока составляет 43,4%. Для эффективного сжигания углей с различной тепло- творной способностью ТЭС оснащена сверхсовременной системой управления и мониторинга энергоблоков, охватывающих все технологические процессы.
Профессор отметил, что на территории Кыргызстана учтены 44 месторождения угля со следующими запасами: бурые угли — 1,083 млрд. тонн, каменные угли — 327,8 млн. тонн, коксующиеся угли — 120,896 млн. тонн. В разрезе регионов распределение угольных залежей выглядит так: Нарынская (бурый — 562,4 млн. тонн, каменный — 0,662 млн. тонн), Баткенская (бурый — 352,4 млн. тонн, каменный — 1,0 млн. тонн), Ошская (бурый — 168,6 млн. тонн, каменный — 67,1 млн. тонн), Джалал-Абадская (каменный — 237,01 млн. тонн), Иссык-Кульская (каменный — 21,9 млн. тонн). Эти данные свидетельствуют о том, что наша страна располагает огромными залежами угля всех марок, начиная от бурого до антрацита. Они имеются в пяти из семи областей республики. Несмотря на это, объём ежегодной добычи местного угля по КР не превышает 2,4 млн. тонн. На севере страны крупными буроугольными месторождениями Кавакского угольного бассейна являются Кара-Кече и Мин-Куш. Большая часть запасов бурого и каменного углей сосредоточена на юге республики. Коксующиеся угли и антрацит в основном расположены в Узгенском каменноугольном бассейне, где промышленная добыча отсутствует. Таким образом, на угольных месторождениях КР превалируют нынче залежи с низкой степенью метаморфизма, к которым относятся бурые угли.
Остановившись на проблемах качества угля, направлениях развития самой отрасли, профессор А. Асанов сообщил, что средняя калорийность потребляемых углей в зарубежных странах составляет 5 500 ккал/кг и более. В современных условиях резко возрастает спрос на угли с теплотой сгорания около 7 000 ккал/кг. Исходя из этих позиций, для Кыргызстана огромную ценность представляют высококалорийные каменные угли, залежи которых в основном находятся на юге республики. Для дальнейшего развития угольной отрасли, по мнению доктора технических наук, необходимо освоение новых месторождений с залежами качественных каменных, в том числе коксующихся, углей, обогащение низкокалорийных углей с целью улучшения их потребительских свойств, повышение экспортного потенциала угольной отрасли путём выхода на внешний рынок с угольной продукцией повышенного качества, а также увеличение энергетических мощностей страны за счёт ускоренного сооружения малых ТЭС, объектов коммунальной теплоэнергетики на основе новой угольной генерации энергии на местах залежей угля.
Дабы повысить качество и конкурентоспособность углей, важны эффективные стимулы. Основным стимулом развития угольной отрасли в странах с большими запасами угля является коммерческий интерес, благодаря которому успешно развиваются новые угольные технологии. У нас возможны два варианта решения задачи по повышению качества и конкурентоспособности местных углей. Первый — освоение новых месторождений с залежами качественных каменных, в том числе коксующихся, углей, второй — обогащение низкокалорийных углей с целью улучшения их потребительских свойств. Качественное изменение свойств углей позволит производить расширенный ассортимент продукции с высокой добавленной стоимостью. Оба варианта, несмотря на некоторый рост себестоимости добываемого или перерабатываемого угля, создадут предпосылки для выхода с такой угольной продукцией на её экспорт. Бурый уголь является преобладающим видом твёрдого топлива в КР. Из-за его переизбытка на топливном рынке угледобывающие предприятия активно ищут новые направления сбыта. Поэтому при повышении качества низкосортных углей весьма перспективной является замена каменного угля переработанными сортами бурого не только для энергетических, но и технологических целей.
Методом термического обогащения можно значительно повысить калорийность низкосортного угольного сырья. Например, текущая калорийность каракечинского угля без обогащения составляет 2 500-3 000 ккал, а после обогащения — 6 800-7 800 ккал. Обогащение же и переработка каменных и коксующихся углей южных месторождений увеличивает их калорийность до 8 500-9 500 ккал. Улучшение качества низкосортного угля также обуславливает принятие мер по покрытию дефицита в угле, прежде всего внутри страны, и поиск путей выхода с качественной угольной продукцией на рынки соседних Китая, Узбекистана и Таджикистана. Цены на коксующийся, каменный и переработанный уголь по сравнению с ценой бурого угля достаточно высоки. Проблемы объектов коммунальной теплоэнергетики и ТЭС состоят в том, что имеются несоответствие поставляемого угля проектному, ограниченность экспортных возможностей из-за отсутствия сортового угля, преобладание низкосортных углей при использовании их для коммунально-бытовых нужд.
Оратор обозначил основные технико-технологические решения для повышения калорийности исходного угольного сырья и производства полукокса. В рамках проекта «Экологические «чистые» угольные технологии» представляет интерес комплекс высокоскоростной термообработки углей, позволяющий получать из неликвидных бурых углей высококалорийное топливо. Технология и создаваемое оборудование нацелены на использование высокоэффективного метода теплового удара в вихревом потоке дымовых газов с низким содержание кислорода в аппаратах типа «вихревая камера». Главными преимуществами этого комплекса являются взрывобезопасность и высокая интенсивность термообработки исходного продукта. Отводимое же тепло можно использовать для отопления и приготовления горячей воды и пара. В этом случае общий КПД составляет 95%, что втрое выше, чем при раздельной выработке электроэнергии и тепла.
Практический интерес также представляют технология пиролиза кускового угля в неподвижном слое и соответствующее оборудование для её реализации. Технология эта отличается тем, что при переработке угля не образуются побочные продукты в виде конденсированных вредных веществ (смолы, фусы, фенольные воды). Продукт пиролиза — полукокс — широко востребован в промышленности, металлургии и энергетике. Социальный эффект достигается получением бездымного брикетного топлива. Получаемый при пиролизе угля горючий газ можно сжигать, водяной пар использовать в энергетических и технологических целях. Среди новых угольных технологий А. Асанов в связи с появлением технологий гидротранспорта угля выделил также технологию водоугольных суспензий (ВУС). Её же развитие сегодня привело к появлению технологий водоугольного топлива (ВУТ). При их использовании получается двухфазная воднодисперсная система со средним размером угольных частиц 50-100 мкм. С появлением современных технологий мелко-дисперсные частицы начали находить применение для замены импортного газа и мазута.
Говоря о модернизации парка котельных установок в КР, профессор сообщил, что он сегодня достигает в республике 1 500 единиц, из которых на газе работают 950 единиц, 500 — на электричестве, 35 — на газе и 15 единиц — на мазуте. Таким образом, мы видим, что подавляющее большинство котельной техники работает на угле и сравнительно дешёвом электричестве. Далее учёный рассказал о вариантах реализации малой угольной энергетики. К таким вариантам реализации генерации энергии он отнёс: перевод котельных установок в режим мини-ТЭС, строительство мини-ТЭС на продуктах переработки угля, причём первый вариант можно реализовать за счёт установки турбин, работающих на паре, что даст ощутимый экономический эффект. Второй — за счёт сооружения новой ТЭС, действующей на генераторном газе.
Затронул учёный и актуальную тему повышения сортности и производства бездымных угольных брикетов для коммунально-бытовых нужд. Он сообщил, что дробильно-сортировочный комплекс для получения сортового угля состоит из двух независимых гравитационно-скалывающих дробилок и четырёх сортирующих агрегатов, работающих независимо друг от друга. Классификация и очистка сортовых фракций от более мелких классов ведётся без использования вибрационных систем и грохота. Производительность установок — от 50 до 500 тонн в час. В цепочке технологического оборудования брикетной линии ключевое место занимают формовочные прессы. В КР выбор сделан в пользу валковых прессов, которые в сочетании с аппаратами подготовки брикетируемой смеси образуют брикетные линии, а сырьём служит полукокс. Комплексный подход к решению актуальной для КР проблемы связан также со строительством угледобывающих и перерабатывающих предприятий, созданием сети малых ТЭС, объектов коммунальной теплоэнергетики, водоочистных сооружений и мусороперерабатывающих заводов. Суммарные затраты на создание автономных технологических комплексов (АТЭК) ориентировочно составят $200 млн.
Спикер сообщил, что по всем компонентам проекта уже выполнены предпроектные работы, информация о них доведена до правительства и получено одобрение. Освоение подобного масштабного проекта позволит покрыть не только внутренние потребности в угле, но и осуществить экспортные поставки качественного угля и коксового продукта в соседние государства. Вырабатываемая электроэнергия будет основана на строительстве станции новой угольной генерации. Это будет пилотный проект, который в последующем предполагается распространить на другие регионы КР, имеющие залежи ископаемого угля. Промышленные объекты в угольной отрасли направят на создание базы для индустриализации производства за счёт развития импортозамещающих технологий, в том числе экспортно ориентированных, на решение экологических проблем, связанных с водоочисткой, переработкой бытовых и золо- шлаковых отходов. Все возводимые объекты будут сопровождаться строительством соответствующей инфраструктуры, включая социальные объекты и создание новых рабочих мест. Реализация проекта стимулирует инновационное развитие отрасли на основе рационального использования углей повышенной конкурентоспособности, улучшения качества традиционного низкосортного угля и создания высокотехнологичных продуктов с новыми потребительскими свойствами. Это же, в свою очередь, создаст основы для развития промышленной и коммунальной теплоэнергетики на базе новой угольной генерации энергии, расширения существующих и формирования новых рынков сбыта угля и продуктов его выработки.
В заключение доктор технических наук А. Асанов акцентировал, что среди ожидаемых эффективных результатов внедрения инновационно-инвестиционных предложений по развитию угольной отрасли и промышленной гидроэнергетики Кыргызстана будут следующие: внедрение инновационных технологий, развитие горного производства и металлургии, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, улучшение инфраструктуры региона, выпуск экспортно ориентированной продукции, возможности выхода на международный рынок с высокотехнологичной продукцией, укрепление экономических и социальных связей между регионами КР и зарубежными странами. Наиболее правомерным путём реализации проекта является создание совместного предприятия с государственной долей. В этом случае проекту будет отдан приоритет, а многие хозяйственные проблемы станут решаться при активном участии правительства республики.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий