Предназначение: служить народу
Сегодня идет много разговоров о создании нового образа сотрудника милиции. Слышатся упреки в адрес МВД о его пассивной роли в формировании имиджа милиционера в обществе. Все эти обвинения — лишь декларации, озвученные далекими от милицейской тематики людьми, потому что в первую очередь репутацию стражам правопорядка создает народ. Сегодня даже неисправимые скептики признаются, что перелом в его сознании уже произошел.
Апрельская революция, последовавшие за ней драматические события на юге страны, неудавшийся 5 августа 2010 года вояж самозваного премьера У. Барыктабасова в столицу и, наконец, очищение страны от ОПГ дали всем нам возможность преодолеть негативное отношение к правоохранительным органам, заставив по-новому взглянуть на людей в милицейских погонах. Сыграло роль в этом переосмысление самой милицией своего прямого предназначения, о чем свидетельствует твердая позиция руководства МВД кардинально реформировать систему.
Но, как считает мой собеседник и. о. министра внутренних дел генерал-майор Зарылбек Рысалиев, было бы несправедливо требовать от правоохранительных органов изменения в одночасье. Для этого нужны время, средства и поддержка общества и государства. К тому же следует учитывать, какое тяжкое и грязное «наследство» досталось нынешней отечественной милиции.
— Товарищ генерал, предлагаю совершить небольшой экскурс в прошлое. Любопытно узнать ваше мнение профессионала и «дерзкого опера», как называют вас бывшие сослуживцы по ведущим милицейским службам: какие изменения произошли в системе МВД за 20 с лишним лет суверенитета страны?
— Все это время наши органы правопорядка были биты не раз. Не только они, но и все силовые структуры в целом работали на усиление двух семейно-клановых режимов. В открытую не говорили, но об этом знал каждый кыргызстанец: криминал различными путями просачивался во все властные структуры, происходило его сращивание с властью, и отдельные ее представители «крышевали» преступные интересы. Создавая видимость борьбы с преступностью, бывшее руководство страны само нередко прибегало к услугам криминальных сообществ в достижении своих меркантильных целей.
В этой ситуации скрытое, а порой публичное неприятие народа вызывала пассивность правоохранительных органов. Поэтому неудивительно, что граждане боялись милиционеров, видя в них городовых, усердно служащих своему хозяину. Вспомните, в те годы народ отказывался помогать милиции в задержании преступников, потому что не видел большой разницы между «враждующими сторонами», не доверяя ни тем, ни другим.
Справедливости ради отмечу, что за годы суверенитета приняли два документа по вопросам реформирования органов внутренних дел: постановление правительства от 23 августа 1998 года «О Концепции реформирования органов внутренних дел Кыргызской Республики» и Указ Президента от 18 марта 2005 года «О Концепции реформирования ОВД КР на период 2005-2012 годов». По разным причинам они не были реализованы, но главная — отсутствие политической воли у руководства страны, которое само запуталось в криминально-коррупционной паутине.
О сложном периоде в жизни нашей милиции хотел бы напомнить «великим реформаторам» из числа политиков и представителей гражданского общества, требующих от нас скоропалительных решений и немедленных результатов. Но так в жизни не бывает. Переосмысление профессиональных принципов и критериев деятельности, определение своего предназначения в сложившейся общественно-политической ситуации в Кыргызстане — процесс сложный. В поиске находятся сама страна, все институты власти и гражданского сектора. Правоохранительные органы не исключение.
— Товарищ министр, вы считаете правильным, что в обсуждении вопроса, какой должна быть кыргызская милиция, участвуют иностранные эксперты и специалисты, а также правозащитники — традиционные оппоненты правоохранительных органов?
— Не вижу в этом ничего предосудительного. Наоборот, строя демократическое государство, мы должны перенимать и использовать у себя опыт стран, где правоохранительная система представляет собой отлаженный механизм обеспечения безопасности граждан и противодействия внутренним угрозам. Что касается правозащитных организаций, то в современных условиях при создании нового облика сотрудника милиции мы обязаны учитывать их предложения по конституционной защите прав и свобод граждан.
В конце июля прошла международная конференция по обсуждению проекта Концепции реформирования системы органов внутренних дел Кыргызской Республики с 2012-го по 2015 год, подготовленного нашим министерством. С учетом рекомендаций участников форума он направлен в правительство. Необходимо отметить, что мы уже приступили к реформированию служб дорожной безопасности и охраны общественного порядка. В рамках пилотного проекта “Безопасный город” на базе ППС и ГАИ создаем дорожно-патрульную службу с внедрением автоматизированной системы видеонаблюдения, фото-, видеофиксации и распознавания на автомагистралях Бишкека, Оша, в общественных местах и на дороге Бишкек — Каракол. Вся информация будет поступать в единый ситуационный центр учета и регистрации преступлений при МВД.
— Зарылбек Кылычбекович, давайте немного отвлечемся от темы реформирования ОВД и вернемся к событиям 5 августа 2010 года на посту ГАИ в Киргшелке, когда милиционеры оправдали надежды здоровой части общества, а о Зарылбеке Рысалиеве, тогда еще полковнике и начальнике ГУВД Бишкека, заговорила вся страна…
— Вы, журналисты, порой любите преувеличивать. На самом деле, самооорганизовавшись, проявив выдержку и стойкость, на высоком профессиональном уровне сотрудники милиции пресекли попытку захвата власти и организации массовых беспорядков.
Не вижу никакой героики в том, что сам пошел на переговоры с У. Барыктабасовым и в жесткой форме, не принимая никаких условий, потребовал увести людей и прекратить противоправные действия. Если бы не сделал этого, дрогнул, у моих ребят не хватило бы боевого духа в противостоянии с неуправляемой толпой. В экстремальных ситуациях кто-то должен брать на себя всю полноту ответственности.
В одном вы правы: события в Киргшелке — одна из первых строчек на чистом листе, с которого начала жить страна, а с ней и правоохранительные органы.
— Наверняка у министра внутренних дел есть свое видение реформирования системы, первоочередных задач и выбора стратегических направлений…
— Безусловно. Прежде всего это подготовка профессиональных кадров и обновление нормативно-законодательной базы, что необходимо сделать в первую очередь для повышения статуса сотрудника милиции в обществе. Безграмотный, неподготовленный милиционер не менее опасен для граждан, чем правонарушитель. Мы пришли к мнению, что необходимо кардинально менять систему обучения и подготовки милицейских кадров в Академии МВД, отдавая предпочтение знаниям и умению заниматься оперативно-разыскной работой, изучению тактики и методов действий правоохранительных органов в экстремальных ситуациях, а также подготовке специалистов узкого профиля: кинологов, взрывотехников, строевиков и т. д. Много нареканий вызывает качество обучения в Академии МВД. Для его повышения планируем провести аттестацию преподавательского состава, а также в качестве педагогов привлекать ветеранов органов внутренних дел по профильным службам, ведущих специалистов и ученых из других вузов страны.
— Хорошо, с подготовкой профессиональных кадров все понятно, но чем вас не устраивает сегодняшняя законодательная база функциональных обязанностей органов внутренних дел?
— Как я уже их называл, «великие реформаторы» забрали у нас ГУИН (сейчас — ГСИН), РЭО и паспортные столы, в результате сегодня органы внутренних дел испытывают большие трудности в плане организации оперативно-следственных мероприятий по выявлению и расследованию преступлений. Как говорится, хотелось сделать лучше, а получилось как всегда: уровень коррупционных проявлений в этих службах не только не снижается, но и имеет устойчивую тенденцию к увеличению, о чем свидетельствуют нередкие задержания нашими сотрудниками работников этих подразделений с поличным при получении «мзды». Мы подготовили и отправили в вышестоящие органы свои предложения по возвращению РЭО, паспортных столов и следственного изолятора Государственной службы исполнения наказаний в Бишкеке системе МВД.
Еще одна из непродуманных реформаторских идей. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом органы внутренних дел не занимаются расследованием преступлений коррупционного характера. По подследственности это делают только Генпрокуратура и ГКНБ. Но большая часть такого вида преступлений выявляется нашими оперативными службами, и было бы разумным, если этими делами от начала до направления в суд займутся эти подразделения. На Совете обороны я прямо сказал: если будут внесены поправки в законодательство и нам вернут подследственность по коррупционным преступлениям, то в течение года органам внутренних дел удастся значительно снизить средний уровень коррупции в стране.
— Товарищ министр, какие чувства вы испытываете, когда обезвреженные вашими подчиненными преступники в скором времени вновь оказываются на свободе прямо из зала суда или мест не столь отдаленных?
— Прежде всего обидно за сотрудников: часто задержания они проводят, рискуя жизнью, и все напрасно. Тем не менее мы пытаемся изменить ситуацию и искоренить такую порочную практику, явно с коррупционными корнями. В судебные органы и органы прокуратуры внесены ходатайства об отмене необоснованных постановлений о прекращении уголовных дел, об отказе в их возбуждении, а также решений о применении в отношении членов ОПГ амнистии и условно-досрочного освобождения.
— Зарылбек Кылычбекович, не мешает ли вам приставка «и. о.» в полной мере исполнять свои обязанности?
— Нисколько. Все так же ответственно подхожу к своей работе, как и раньше. Стараюсь сохранить и укрепить доверие народа к милиции, увидевшего в ней надежного защитника его покоя и безопасности.
Сергей СИДОРОВ.
Related News
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More
Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More