Main Menu

«Грозящая катастрофа и как с ней бороться», (В. Ленин)

или О продовольственной безопасности в Кыргызстане

Через полгода после Февральской революции в России сложилось чрезвычайное положение с продовольствием, грозящее самым настоящим голодом. Ленин со свойственной ему прозорливостью увидел надвигающуюся катастрофу и предложил в сентябре 1917 года меры по нейтрализации этой угрозы.

Продовольствие относится к первым жизненно важным потребностям человека, от удовлетворения которых зависит сама его жизнь. В этой связи обеспечение физического и экономического доступа населения к достаточному и полноценному питанию — это основная задача государства, с чем не справлялось тогдашнее Временное правительство. Это актуально не только для далёкой России начала XX века, но и для сегодняшнего Кыргызстана.
Ситуация в продовольственной сфере в республике обострилась до крайности. Потребность населения страны в основных продуктах питания определяется его численностью и установленными среднефизиологическими нормами питания. Республика за счёт собственного производства не обеспечена хлебопродуктами, мясом, сахаром, яйцами и растительным маслом. При необеспеченности потребностей внутреннего рынка за счёт собственного производства усугубляется импортозависимость, что способствует необоснованному росту розничных цен импортируемой продукции, а также оттоку значительных финансовых средств из внутреннего обращения. По сути, республика за счёт собственных ресурсов финансирует производителей других стран.
«Прицепом» за импортными растут и цены на отечественную продукцию. Рынок есть рынок, и только рыночными методами можно бороться с ростом цен. Высокая зависимость от импортных поставок, представляющая серьёзную угрозу продовольственной безопасности страны, обусловлена ещё и тем, что в республике в среднем перерабатывается лишь около 15% сельхозпродукции и осуществляются поставка на внутренний рынок и экспорт больших объёмов непереработанного сельскохозяйственного сырья.
В то же время республика не использует новые возможности, предоставляемые решением Европейского союза о включении Кыргызстана в программу ВСП+, в рамках которой республика может беспошлинно поставлять свою продукцию на европейские рынки. Увеличенные преференции ВСП+ означают полную ликвидацию тарифов по более 6 тыс. товарных позиций. Кыргызские экспортёры смогут по нулевым тарифным ставкам поставлять в Европейский союз такие сельскохозяйственные товары, как свежие фрукты, переработанные фрукты (консервы, соки), орехи (грецкие, миндаль, фисташки), сухофрукты, продовольственные товары, табачную продукцию, текстиль, войлочные товары, одежду, в том числе кожаные изделия и ковры. Это односторонняя мера, вводимая Европейским союзом, а таможенные тарифы, применяемые Кыргызстаном в отношении импорта из Европейского союза, остаются в силе.
Режим ВСП+ требует от Кыргызстана полного выполнения обязательств по 27 международным конвенциям: соблюдению прав человека, эффективному управлению, трудовым и экологическим стандартам, а также по созданию обзора порядка реализации товаров в соответствии с нормами этих конвенций. Кроме того, страна обязуется проводить регулярный мониторинг в соответствии с установленными ЕС процедурами в статье 13 Регламента Евросоюза №978/2012.
Статус пользователя ВСП+ не предусматривает упрощения процедур получения сертификатов или их отмену. Требования в сфере техрегулирования (по безопасности, качеству, упаковке, маркировке и иным условиям поставляемой на рынок Европы продукции) остались прежними. Это означает, что продукция, экспортируемая туда, обязательно должна документально подтверждать своё соответствие требованиям Евросоюза.
Но это в будущем, чтобы полноценно пользоваться статусом ВСП+, республике предстоит проделать колоссальную работу по перестройке всей экономики. А сейчас вопрос стоит ни много ни мало о выживании большинства населения. Речь пока идёт не об экспортной экспансии, а об элементарном обеспечении своего населения доступными продуктами питания. Кыргызстан в настоящее время сталкивается в своём развитии с проблемами в этой сфере, которые представляют угрозу для будущего устойчивого развития страны, а, точнее выражаясь, для её национальной безопасности. Главные из них: исчерпание природных ресурсов без создания эффективных альтернатив, загрязнение водных артерий, потеря основных естественных экосистем (вырубка лесов, браконьерство, экстенсивное использование пахотных земель, пренебрежение мелиоративными и другими мероприятиями) и деградация человеческого капитала. А тут ещё беспрецедентная засуха в этом году, которая поставила на грань выживания наше сельское хозяйство.
В своё время секретариат Совета безопасности готовил этот вопрос на заседание Совета безопасности республики, но по каким-то политическим соображениям его сняли с повестки дня. Кстати, в его решении предлагалось собрать в единый кулак весь агропромышленный комплекс во главе с министром сельского хозяйства, сделав его одновременно вице-премьером правительства. Поэтому и тогда и тем более сейчас данный вопрос, с точки зрения национальной безопасности должен находиться в центре внимания всех государственных органов рес-публики. Правительство, конечно, займётся оперативными вопросами, в первую очередь обеспечения поливной водой сельхоз-угодий, доступными финансовыми ресурсами и ГСМ сельхозпроизводителей. Но в стратегическом плане эта задача по плечу лишь Совету безопасности республики и его рабочему органу — секретариату Совета безопасности. В связи с этим предлагается создание при нём межведомственной рабочей группы по подготовке полного анализа обеспечения продовольственной безопасности страны на основе рационального использования земельных и водных ресурсов, совершенствования управления агропромышленным комплексом и вынесения этого вопроса на заседание Совета безопасности.
Межведомственной рабочей группе надо рассмотреть следующие вопросы: приоритеты развития Кыргызстана; соответствие аграрного сектора требованиям Всеобщей системы преференций (ВСП+) Европейского союза; сельское хозяйство с учётом проблемы изменения климата; увеличение экспортного потенциала; состояние окружающей среды: земельные ресурсы, внесение минеральных и органических удобрений, водные ресурсы, система экологического мониторинга, законодательная база и необходимость совершенствования системы управления единым агропромышленным комплексом республики.

Алымбек БИЯЛИНОВ,
эксперт по экономике и безопасности.






Добавить комментарий